Халилова Альбина Фанисовна,
Харисова Земфира Наилевна
учителя начальных классов ГБОУ “Набережночелнинская школа 75 для детей с ОВЗ”
г.Набережные Челны
«Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу. Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом – это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры».
Вместе с тем, до настоящего времени в ФГОС общего образования русской культуре, этнокультурной компетентности учащихся уделено недостаточно внимания. Отдельные компоненты русской культуры мозаично и разрозненно представлены в содержании различных предметных областей, но целостного представления о русской культуре они не дают. Значительная часть школьников недостаточно хорошо знакома с русским народным творчеством, традиционными народными календарными праздниками, с «живыми» культурно-историческими и национально-культурными традициями русского народа, русским культурным наследием, с деятельностью учреждений культуры, другими сокровищами традиционной культуры русского народа.
В частности, отмечается, что русская культура – это культура русского народа и, одновременно, культурное достояние всего человечества. Она представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей, воплощенных в памятниках материальной культуры, в нематериальном культурном наследии и в современных явлениях культуры. Среди этих ценностей важнейшими являются Родина, родная природа, народ, родной дом, семья, мать и материнство, героизм, доброта, дружелюбие, справедливость, милосердие, сострадание, трудолюбие, учение и учитель, красота в природе и в жизни, уважительное отношение к другим народам, их культурам и традициям, открытость во внешний мир, и др. Их можно определить как универсальные духовно-нравственные ценности этнических культур. Аналогичные русской культуре виды ценностей характерны практически для большинства других традиционных и современных этнических культур, но язык их выражения, некоторые смыслы, а также формы бытования и воплощения в объектах культуры и культурного наследия разные. Русская культура неотделима от русского языка, как любая другая этническая культура от родного языка ее создателей и носителей. Поэтому, изучение русского языка необходимо осуществлять в интеграции с изучением русской культуры.
В художественно – эстетический цикл входят уроки изобразительного искусства, музыки, технологии, где дети формируют эстетические и морально – нравственные ценности, знакомятся с основами народной культуры.
На уроках художественно-эстетического цикла рассматриваются общие закономерности развития различных видов искусств, связанных друг с другом; анализируются их корни, особенности влияния на жизнь человека. Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Эта культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.
Народная культура характеризуется познавательной, развивающей, корректирующей функцией, выступая средством приобщения детей к народным традициям, что воспитывает духовность, формирует систему нравственно – эстетических, общечеловеческих ценностей. Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. В современной ситуации развития общества, когда утрачены традиционные ценности, важно возрождать нравственные устои, патриотические чувства, прививая детям любовь к русской культуре. Изучение народной культуры является источником знаний ребенка об окружающей действительности и средством формирования понятий о добре и зле.
Изучение основ народной культуры младшими школьниками может реализовываться через следующие аспекты: – изучение пластов народного искусства (фольклор, прикладное искусство); – изучение народного творчества, истории народа, его традиций и обычаев; – изучение культуры и искусства малой Родины, своего края, их традиций, обычаев, музыки. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Воспитание младших школьников на материале народного искусства и культуры является одним из важных, интересных и перспективных в современных условиях жизни общества направлений. Таким образом, изучение народного искусства тесно связано с изучением народных традиций, обычаев, что в целом и составляет народную культуру.
В младшем школьном возрасте дети учат народные песни, танцы, изучают культурные традиции и обычаи русского народа с помощью экскурсий, занятий и уроков (лекций, спектаклей, путешествий, викторин, конкурсов, уроков «открытых мыслей», уроков-конференций и др.). В подаче педагогом материала о народной культуре важен творческий подход, необходимо учитывать возрастные особенности детей, быть в курсе инновационных технологий. Кроме организации уроков, обучение и воспитание основ народного искусства важно осуществлять во внеклассной работе с младшими школьниками, используя традиционные и нетрадиционные формы: путешествия, выставки народного творчества, мастер-классы, занятия с видеоматериалами, тематические мероприятия, народные праздники с народными песнями и костюмами, музейные уроки.
Сформированные личностные универсальные учебные действия младшего школьника позволяют ему эффективно выполнять учебные задания, следовать школьному режиму, регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, ставить цели и достигать нужного результата, что в свою очередь способствует успешности в процессе обучения. Знакомство младших школьников с народной культурой на уроках художественно-эстетического цикла воспитывает духовность, любовь к Родине, формирует систему нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, и как следствие может повлиять на формирование личностных качеств.
Таким образом, народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.
Кроме того, отсутствие на уроке или занятии художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является главным его недостатком.
Важную роль в этом процессе играют уроки или занятия изобразительного искусства, дополнительные занятия на кружках, участие на конкурсах ДПИ.
Список использованной литературы
- Бакланова Т.И., Медведь Э.И. Сохранение и развитие традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях как компонент содержания учебно-методического комплекта «Русская культура» для начальной школы// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
- Василенко В.М. Русское народное искусство VI11—XIX вв.: (Художественная культура русской деревни) : Автореф. дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1970.
- Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. – СПб., 1993.
4.https://www.culture.ru/materials/55036/kukly-oberegi-na-rusi
5. https://www.toysew.ru/kukly/obereg-svoimi-rukami-shit.html
Приложение
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ «КУКЛЫ – ОБЕРЕГА»
Ход занятия
Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы – оберег.
Задачи:
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
2. Развивающие (метапредметные результаты)
Познавательные УУД:
- развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- формировать экологическое сознание;
- добывать новые знания в процессе обсуждения;
- развивать творческие способности, мышление, воображение.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- развивать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- развивать умение организовывать свое рабочее место;
- развивать потребность выполнения правил на уроке.
3. Воспитательные (личностные результаты):
- воспитывать уважительное отношение к окружающей среде;
- воспитывать любовь к русской культуре и традициям;
- воспитывать бережное отношение к предметам;
- воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Сообщение темы, целей занятия.
Кукла – игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла как детская игрушка появилась 1000 лет назад.
С давних пор кукол делали из травы, веточек и лоскутиков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.
Тряпичные куклы можно разделить по назначению на:
Обрядовые(Коза, Куватка, Отдарок-на-подарок, Пеленашка, Пасхальная голубка, Крупеничка, Неразлучники, Невеста);
Оберереговые (Куватка, Лихоманка, День и ночь, Колокольчик, Кубышка-Травница, Берегиня, Десятиручка, Веснянка, Желанница, Зерновушка, Бессонница, Крестец, Мартинички);
Игровые(Столбушка, Девка-Баба, Бабочка, Зайчик-на-пальчик).
3.Практическая работа. Изготовление куклы-оберега «Зерновушки» из кусочков ткани.
Зерновушка или Крупеничка – кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
Этапы |
Содержание работы |
Графическое изображение |
1.Подготовка, мотивация 2.Изготовление куклы-оберега. |
Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона или ваты. Вырежьте из белой ткани кусок 10*10см, кусок любой цветной ткани размером 10*20см, кусок белой ткани 4*15см, кусок цветной ткани 10*10см. Возьмите ватные диски 3-4 шт. Наполните белый квадрат ватой, завяжите кусочком толстой нитки. Возьмите ткань размером 10-20 см сделайте юбочку и привяжите ниткой юбку к голове. Для изготовления рук бери белую ткань размером 4-15 см, согните пополам. Повязку нужно иголкой пришить к голове (можно завязать). Для мешочка берём ткань размером 5*5 см, насыпали зерно и завязали толстой ниткой. Мешок пришиваем к рукам. |
|
Подведение итогов |
Кукла-оберег «Зерновушка» готовая! |