Паранина Фарида Рустамовна
музыкальный руководитель
МБДОУ №12 “Солнышко” Елабужского муниципального района РТ
г. Елабуга
Недавно меня заинтересовал вопрос, развивается ли речь ребенка с помощью музыки? И возможно ли это? А так как в последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, то эта тема становится актуальна.
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Что дают музыкальные занятия для речевого развития ребенка?
Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Давайте рассмотрим разные виды музыкальной деятельности в детском саду с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.
Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности и психические процессы.
Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, безусловно активизируют речь детей. Л.Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.
Извлекая звук, в основном шумовой, ребенок развивает метроритмическое чувство, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки, что развивает мелкую моторику детей. Овладев умением играть на инструментах, у детей очень развивается слух – это важно для активизации речи ребенка.
Итак, мы видим, что все без исключения виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей.
В связи с этим, при организации музыкальной НОД я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой не только задачи по развитию музыкальных способностей, но и большое внимание уделяю развитию речи детей, используя различные методы, приёмы и формы работы, стимулирующие речевую деятельность дошкольников. А сегодня я расскажу и покажу, как я организую и провожу речевые игры, логоритмические упражнения, пальчиковую и жестовую гимнастику, положительно влияющие на речевое развитие детей. Сейчас появилось очень много новых педагогов, которые разработали целые альбомы с подобным материалом. Приобретая их, я сразу поставила себе цель: изучить и внести новый материал в работу с дошколятами.
Логопедическая ритмика – эффективный метод преодоления речевых нарушений. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи.
Всем понятно, что логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
“Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» Это слова В. А Сухомлинского. А вот еще известные слова Василия Александровича : «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . Связь мелкой моторики и речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух». Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кИсти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Ильина Нина Сергеевна отмечает, что наиболее эффективными для речевого развития являются музыкально-логопедические рифмовки – короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Данное направление выбрано мною не случайно, т.к. считаю очень важным уделять больше внимание пальчиковым играм в развитии речи дошколят.
В своё время немецкий философ Иммануил Кант мудро изложил: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так учёными на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Людмила Владимировна Фомина- исследования автора многих книг по развитию сенсорики у детей дошкольного возраста). Таким образом, через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
К пальчиковым играм относятся игры с различными предметами -пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с палочками и клавесами, со стеклянными камушками – льдинками и стрекозками. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Ну а так как я музыкальный руководитель, то все мои игры , разумеется, музыкальные!
Жестово-образные игры по содержанию и подаче материала – сложный вариант сенсорно-двигательных игр. Образ передается не столько словами взрослого, сколько жестами. В чем ценность этих игр? Необычайно широки их развивающие возможности – они охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления. Органичное соединение движения и речи способствует речевому развитию, многократное повторение – развитию памяти, а разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты – развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции. Следовательно, с полным основанием можно считать, что сенсорно-двигательные жестово-образные игры – хорошая школа, формирующая речь. С огромной радостью использую в своей работе жестовые песенки немецкого музыканта, музыкального руководителя Елены Никкель, которая создала уже больше 10 альбомов.
Когда же нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше! Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Также не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. Но если с процессом придумывания сложно, то эти игры и упражнения можно просто купить у авторов.
Таким образом, пальчиковые игры, жестовые игры, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развитию речи детей , коммуникабельности.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития речи , что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов.
В своей практике с удовольствием использую материалы Елены Никкель, Надежды Марютиной –Ириной Барминой, Марины Федоровой, Юлии Дерябкиной, Натальи Сухой, Насти Логачевской. Спасибо за внимание.