Матросова Светлана Фаритовна
учитель английского языка
МБОУ “СОШ №41”
г. Набережные Челны
Аннотация: в статье представлены технологии для облегчения пересказа учениками текстов на английском языке.
Ключевые слова: язык, пересказ, мнемотехника, мнемотаблица, шестиугольный метод обучения.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Важным элементом развития языковых навыков является способность четко и связно выразить свою мысль. И большую роль в этом процессе имеет пересказ текста.
Пересказ – это связное, выразительное воспроизведение прослушанного или прочитанного художественного произведения. Умение связно излагать свои мысли позволяет обучающимся свободно общаться на английском языке, успешно обучаться, понимать прочитанную литературу, устную английскую речь.
Очень часто пересказ текста задается ученикам в качестве домашнего задания и учащиеся пытаются, часто безуспешно, вызубрить текст. Эта процедура отнимает много времени, мало продуктивна и демотивирует учащихся.
Зазубривание не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании учащегося представлений, ассоциаций, ярких образов.
Чтобы школьники могли адаптироваться к формату пересказа, им необходимо, в первую очередь, научиться соответствующему языковому оформлению высказывания. Для того чтобы школьники с лёгкостью могли передать содержание текста, я использую мнемотехнику.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника, положившая начало развитию ассоциативной психологии, считает, что изучать память эмпирически имеет смысл лишь на людях, обученных технике запоминания. [1]
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В развитии навыка пересказа важно последовательно воспроизвести события, описываемые в исходном тексте. Мнемотаблица позволяет составить рассказ, пересказ, выучить стихотворение и состоит из блока схематических изображений. Обучающиеся, исходя из прочитанного текста, могут самостоятельно делить текст на значимые составные части и схематично изображать ключевые моменты. [1]
Также при работе с текстом на уроках английского языка мы пользуемся шестиугольниками. Готовый шаблон с шестиугольниками ученики заполняют, прочитав текст. То есть могут вписать даты, важные события или схематично передают информацию из текста. Шестиугольный метод обучения разработал английский учитель Рассел Тарр. В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется этот метод. Он дает большие возможности для развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения, а также дает возможность детям проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности, развивает связную научную речь. [2]
Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из шестиугольных карточек-это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. Задача учеников -соединить шестиугольники , при чем может возникнуть много способов, различных связей. Есть несколько вариантов использования данного метода. [3]
- Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику
- Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить свое мнение по заданной проблеме.
- Работа в группах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей
- Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам. Возможно не только использование в шестиугольниках текста, но и изображений.
Таким образом, данные технологии могут помочь накопить представления о будущих высказываниях, обогатить лексику, используемую в тексте. Они могут помочь запомнить незнакомые слова, термины, понятия, будут способствовать лучшему структурированию высказывания.
Литература
- Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.Н. Техника запоминания иностранных слов. М., «Образование», 2002
- Аствацатуров, Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/ (дата обращения: 20.02.2022).
- Хлынцева Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в школе // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4387/ (дата обращения: 20.02.2022)