Лотфуллина Резида Талиповна
учитель физической культуры
Муниципальное автономное учреждение «Гимназия №5»
г. Альметьевск
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный: с изменением его ведущей деятельности; с освоением новой социальной позиции, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, с формированием у школьника основ умения учиться.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе на уроках физической культуры. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, самостоятельно осваивать ценности физической культуры.
Как указано во ФГОС НОО II- поколения, необходимо «ориентировать образовательный процесс на формирование универсальных учебных действий».
Решение вопросов по формированию УУД у учеников представляет интерес в научно-теоретическом и практическом плане, а важность данной проблематики объясняется тем, что УУД занимают ведущее место в нынешней системе образования.
Актуальность исследования заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс во всех звеньях системы образования в РФ, в том числе в общеобразовательных школах, регламентируется образовательными стандартами, которые призваны отражать запросы общества и государства.
Отличительной особенностью действующего государственного образовательного стандарта II поколения является его направленность на формирование универсальных учебных действий (УДД).
Цель исследования: Изучить подходы и определить эффективные средства и методы формирования УУД в процессе физического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно– методическую литературу по проблеме формирования УУД детей младшего школьного возраста;
- Подобрать комплекс диагностических средств для изучения физической подготовленности младших школьников;
- Разработать программу формирования УУД в процессе урока физкультуры с помощью игровых технологий;
- Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Объект исследования: процесс формирования УУД детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование УУД детей младшего школьного возраста на основе игровых технологий.
Гипотеза исследования: формирования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- определить уровни сформированности физической подговленности в младшем школьном возрасте;
- разработать программу формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе урока физкультуры с помощью игровых технологий, учитывающую особенности школьного возраста;
- обеспечить реализацию игровых технологий по формированию УУД в процессе урока физкультуры в данном возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы; тестирование; эксперимент.
База исследования: МАОУ «Гимназия №5 г. Альметьевск.
Участники исследования стали учащиеся младшего школьного возраста в количестве 50 человек.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры. Материалы изученной литературы использовались при обосновании актуальности темы исследования, постановке и конкретизации задач, при выборе адекватных педагогических методик, а также при обсуждении полученных результатов.
Практическое значение: заключается в том, что выявленные в исследовании средства и методические приемы формирования УУД показали свою эффективность в процессе физического воспитания младших школьников. Они могут быть использованы при разработке рабочих программ по предмету ФК.
В ходе изучения средств и методов формирования УУД в процессе урока физкультуры путём анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод формирования УУД в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д. В экспериментальной методике основной упор делается на применение метода формирования УУД посредством игровых технологий для младшего школьного возраста с применением различных игр.
Контрольные тесты показали, что экспериментальная методика формирования УУД является эффективнее общепринятой системы физического воспитания, где ей уделяется меньше внимания. Проводились следующие тесты, и ставились определенные цели.
Тест 1: Бег 30м.
Цель- Оценить скоростные качества обучающихся.
Тест 2: Наклон туловища вперед из положения стоя.
Цель- Оценить гибкость обучающихся.
Тест 3: Прыжки через скакалку.
Цель- Оценить ловкость обучающихся .
Тест 4: прыжок в длину толчком двумя ногами.
Цель- Определить скоростно-силовые качества.
Тест 5: Наклон туловища вперед из положения, сидя на полу.
Цель: Оценить гибкость.
При оценке уровня сформированности физической подготовленности каждого ребенка, мы ориентировались на знания и навыки, которые должны быть приняты детьми младшего школьного возраста.
Показатели физической подготовленности определялась по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Результаты анализа показывают, что в классе есть дети с отличным уровнем развития физической подготовленности, но в основном у всех детей уровень развития физической подготовленности по всем показателям хороший. В классе есть дети, чей уровень развития физической подготовленности низкий.
Процент обследования детей представлены в таблице и выглядит следующим образом:Начало формы
Конец формы
Результаты сформированности физической подготовленности детей двух классов (на констатирующем этапе):
1 «А» класс |
1 «Б» класс |
||
Физические показатели в % |
Физические показатели в % |
||
Быстрота |
22 |
Быстрота |
23 |
Гибкость |
19 |
Гибкость |
18 |
Ловкость |
24 |
Ловкость |
28 |
Сила |
23 |
Сила |
25 |
Выносливость |
24 |
Выносливость |
25 |
Исследование позволило прийти к выводу, что дети обеих классах находились в примерно равных условиях. Для формирующего этапа эксперимента в качестве экспериментальной мы выбрали 1 «А» класс, так как показатели уровня сформированности физической подготовленности детей несколько ниже, чем в 1 «Б» классе, который будет являться контрольным, и это нам позволило наметить план формирующего этапа эксперимента.
Сравнивая результаты экспериментальной группы и контрольной группы на начало эксперимента наблюдается незначительное различие уровня развития физической подготовленности в классах.
С целью анализа эффективности проведённой работы, нами был проведён контрольный этап исследования.
Исследования проводились с участием обучающихся младших классов.
Исходное физическое состояние детей этого возраста во многом зависело от того, как они развивались в предшествующие годы. Собственный многолетний практический опыт работы в школьных учреждения, а также анализ воспитательной работы позволяют говорить о том, что во многих случаях физическое воспитание проводится без учета возрастных особенностей физического развития ребенка.
Для проверки эффективности мы использовали тот же диагностический материал, что на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования контрольного этапа представлены в таблицах.
Результаты сформированности физической подготовленности детей двух классов (на контрольном этапе)
1 «А» класс ЭГ |
1 «Б» класс КГ |
||
Физич. показатель в % |
Физич. показатель в % |
||
Быстрота |
38 |
Быстрота |
30 |
Гибкость |
25 |
Гибкость |
21 |
Ловкость |
34 |
Ловкость |
31 |
Сила |
33 |
Сила |
29 |
Выносливость |
34 |
Выносливость |
31 |
Таким образом, контрольная и экспериментальная группы по всем показателям физической подготовленности до экспериментального обучения имели одинаковый уровень. После экспериментального обучения обе группы продемонстрировали приблизительно схожий прирост показателей физической подготовленности. Из этого можно сделать вывод, что время, которое было затрачено на формирование УУД на уроках физической культуры, дети компенсировали за счет игровых технологий. Существенный прирост в опытной группе показателей гибкости и скоростно-силовых способностей на наш взгляд был обусловлен влиянием более высокого уровня сформированности УУД детей экспериментальной группы.
Вывод: Эксперимент подтверждает предположения ряда исследователей о рациональности формирования УУД в процессе урока физкультуры в младшем школьном возрасте. Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к урокам, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными. Игровые технологии на уроках физкультуры не должны повторяться. Учитель физкультуры учит удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими, живыми.