Лилия Радифовна Габдуллина
учитель английского языка
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов” НМР РТ
г. Нижнекамск
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одной из основных задач, стоящих перед современной школой, рассматривают задачу активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Одним из наиболее действенных механизмов решения этой задачи является применение проектной образовательной технологии, в том числе организация исследовательской деятельности школьников. Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Эти качества развиваются благодаря его собственным действиям в процессе познания интересных и значимых тем.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умения:
-
- Самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
- Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
- Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
На всех уровнях российского образования проходят конференции, на которых ребята представляют свое творчество. Однако в ходе написания работы обучающиеся сталкиваются с рядом проблем, начиная с выбора темы или примерного планирования своих действий и заканчивая проблемами, связанными с оформлением работы, презентации или доклада для выступления. Одновременно с этим возникает проблема, что учащийся в начале года с желанием выполняет работу, но в итоге не завершает ее. Одна из причин – неправильное распределение времени работы над исследованием, отсутствие умений и навыков, необходимых для научной деятельности. Зачастую исследовательские работы обучающихся остаются на уровне школы, поскольку не отвечают требованиям региональных и всероссийских конференций. Для решения этих проблем был разработан «Органайзер исследователя» (рис.1).
Рис.1 Органайзер исследователя.
Целью создания органайзера исследователя – систематизация индивидуальной работы учащегося по научно-исследовательскому направлению.
Органайзер исследователя включает:
- Памятка о разделах научно-исследовательской работы (рис.2).
- Индивидуальный план работы обучающегося над научно-исследовательской работой (рис.3).
- Выбор темы исследования (рис.4).
рис.2 рис.3 рис.4
- Определение объекта и предмета исследования, его практической значимости (рис.5).
- Изучение литературы по теме исследования. Выделение основных понятий темы (рис.6).
- Формулировка гипотезы, цели и задач (рис.7).
рис.5 рис.6 рис.7
- Выбор методов исследования (рис.8).
- Содержание основной части исследовательской работы (рис.9).
- Проведение исследования. Обработка результатов исследования. Написание выводов (рис.10).
рис.8 рис.9 рис.10
- Памятки по оформлению работы. (Рис.11).
- Памятка для подготовки доклада и мультимедийной презентации для публичной защиты научно-исследовательской работы (Рис.12).
- Рефлексия (Рис.13).
рис.11 рис.12 рис.12 рис.13
Апробация органайзера исследователя значительно снизила нагрузку обучающихся при их подготовке к научным конференциям. Работы, начатые в начале учебного года, были успешно завершены к отчетному периоду. Взаимодействие с органайзером оказало помощь обучающимся в построении методологического аппарата, в том числе трудности в постановке цели с вытекающими задачами, в планировании своей деятельности, в проведении исследования, написание вывода и реализации продукта исследования. При защите научно-исследовательских работ и создании мультимедийной презентации обучающиеся пользовались содержанием органайзера, что позволило им чувствовать себя уверенно, заинтересовать участников конференции, достойно выступить. Использование данного органайзера учителем, дает возможность реально оценить уровень выполненной работы, своевременно заметить и скорректировать ошибки и недочеты обучающегося, помочь подготовиться к защите, к оформлению работы в соответствии с требованиями.
Таким образом, целесообразно говорить о необходимости введения данной методической разработки в практику подготовки учащихся к научно-исследовательской работе.
Библиографический список:
- Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся / Е.Е.Жоголева // Исследовательская работа школьников. – 2012.-
№2.-С.7-16.
- Корнилова И. В., Мазурок М. В. «Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2012. — №2.
— С. 270-272. — URL https://moluch.ru/archive/37/4216/ (дата обращения: 21.01.2023).
- Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся / Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников. – 2013. №1.-С.85-98.
Приложения. Рисунок 1.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
ОРГАНАЙЗЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
_______________________________________________________________________
(фамилия, имя, класс)
Руководитель
(ФИО)
Рисунок 2.
Разделы научно-исследовательской работы
- Титульный лист (в соответствии с требованиями)
- Оглавление (показывает структуру исследовательской работы с указанием соответствующих страниц)
- Введение (содержит актуальность проблемы, объект и предмет исследования, его гипотезу, цель и задачи, поставленные перед исполнителем, практическую значимость, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной им проблемы)
- Основная часть (раскрывается содержание работы: теоретическая (с делением на главы) и практическая часть)
- Заключение (содержит итоги работы и рекомендации)
- Список литературы (представляет собой перечень (пронумерованный и в алфавитном порядке) основных использованных статей и интернет источников в количестве не более 5)
- Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, фотографий и т.д.)
Рисунок 3.
План работы над научно-исследовательской работой
№ этапа |
Этап работы |
сроки |
Примечания/ возникающие в ходе работы затруднения |
1. |
Выбери тему, подумай над ее актуальностью |
||
2. |
Определи объект и предмет исследования |
||
3. |
Изучи литературу по теме исследования, выдели основные понятия по теме |
||
4. |
Сформулируй гипотезу, цель и задачи исследования, определи его практическую значимость |
||
5. |
Выбери методы исследования |
||
6. |
Составь содержание основной части исследовательской работы |
||
7. |
Проведи исследование, зафиксируй наблюдения |
||
8. |
Обработай результаты исследования, напиши выводы |
||
9. |
Оформи работу в соответствии с требованиями |
||
10. |
Оформи приложения |
||
11. |
Ознакомься с критериями оценивания выступления и подготовь доклад и мультимедийную презентацию для публичной защиты своей исследовательской работы |
Рисунок 4.
Выбор темы исследования
Научное исследование предполагает решение какой-либо научной проблемы. Предпочтительнее исследовать ту проблему, которая тебя интересует или волнует.
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
(в чем новизна тема? Почему ты выбрал именно данную тему для своего исследования?)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 5.
Определение объекта и предмета исследования,
его практической значимости
Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? То есть объект исследования – это более широкое понятие.
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? То есть предмет исследования – это более узкое понятие.
Обычно объект перекликается непосредственно с темой исследовательской работы, а предмет – это определенный процесс, это то, что необходимо сделать, чтобы рассмотреть объект.
Практическая значимость работы – раскрытие практического применения исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, ради чего эта работа делалась?
Объект исследования
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет исследования
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая значимость исследования
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 6.
Изучение литературы по теме исследования.
Выделение основных понятий темы.
Библиографический список (или список использованной литературы) – это перечень описаний источников, использованных при подготовке самостоятельной письменной работы и выстроенных в определенном порядке (алфавите авторов и заглавий, в порядке очередности ссылок на издание и т. д.). Изучая литературу по теме исследования, выдели основные понятия, которые предстоит раскрыть в теоретической главе исследовательской работы.
Список использованных источников литературы |
Основные понятия темы |
Образец оформления использованной литературы по ГОСТ Р 7.0.5-2008
Книга с одним автором:
1. Росляков А. В. ОКС №7: архитектура, протоколы, применение. Москва: ЭкоТрендз, 2010. 315 с.
Книга с четырьмя и более авторами: Описание начинается с основного заглавия. В сведениях об ответственности указываются либо все авторы, либо первый автор с добавлением в квадратных скобках сокращения “и другие” [и др.]
1. История России в новейшее время: учебник / А. Б. Безбородов, Н. В. Елисеева, Т. Ю. Красовицкая, О. В. Павленко. Москва: Проспект, 2014. 440 с. или
1. История России в новейшее время: учебник / А. Б. Безбородов [и др.]. Москва: Проспект, 2014. 440 с.
Книга без автора: Страхование: учебник / под ред. Т. А. Федоровой. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Магистр, 2011. 106 с.
Статья с одним автором: Волков А. А. Метод принудительного деления полосы частот речевого сигнала // Электросвязь. 2010. № 11. С. 48-49.
Статья с четырьмя и более авторами:
Сверхширокополосные сигналы для беспроводной связи / Ю. В. Андреев, А. С. Дмитриев, Л. В. Кузьмин, Т. И. Мохсени // Радиотехника. 2011. № 8. С. 83-90.
Описание ресурсов удаленного доступа (Интернет-ресурсы):
Исследовано в России [Электронный ресурс]: научный журнал / Моск. физ.- техн. ин-т. Долгопрудный: МФТИ, 1998 . URL: http://zhurnal.mipt.rssi.ru. (дата обращения: 11.12.21)
Ссылки внутри текста реферата (выбрать одну):
1. Затекстовые библиографические ссылки:
В конце абзаца текста реферата в квадратных скобках [3, с. 25-26]
3 – номер источника в списке литературы, с. 25 – номер страницы
2. Внутритекстовые ссылки:
В конце абзаца в ( ) из списка литературы
Рисунок 7.
Формулировка гипотезы, цели и задач.
Исходя из объекта и предмета исследования, можно приступить к формулировке его цели и задач. Цель формируется кратко и предельно точно. В смысловом отношении: исследователь выражает то основное, что намеревается сделать, к какому конечному результату он стремится. Далее цель конкретизируется в задачах исследования. Цель работы формулируется с помощью слов: выделение…, анализ…, оценка…, исследование…, разработка…, изучение…
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Задачи работы формулируются с помощью глаголов: разработать…, установить…, выявить…, провести…, решить…, проанализировать…, обобщить… и др.
Гипотеза – это научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу. Используются такие фразы, как «если…, то…», «при условии, что…».
Цель исследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи исследования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза исследования
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 8.
Выбор методов исследования
Метод исследования – способ получения сбора, обработки и анализа данных. Основным ориентиром для выбор методов исследования служат его задачи. Приступая к исследовательской деятельности, имей четкие представления о методах исследования:
наблюдение;
интервью;
анкетирование;
опрос;
собеседование;
тестирование;
фотографирование;
счет;
измерение;
сравнение;
эксперимент;
лабораторный опыт;
анализ;
моделирование;
синтез;
классификация.
Методы исследования
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 9.
Содержание основной части исследовательской работы.
Основная часть исследовательской работы должна раскрывать все пункты, обозначенные в Введении, раскрывать объект и предмет исследования, отвечать на поставленные цели и задачи.
Например, тема исследования «Английские элементы в названиях телепередач на российском телевидении».
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Роль телевидения в жизни общества ……………….……………………….5
1.2 Англицизмы …………………………..……………………………………………….. 6
1.3 Способы заимствований в русском языке …………………………………..8
Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность.
Важнейшим средством выражения логических связей являются:
– специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);
противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);
переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть);
итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).
В качестве средств связи могут быть использованы местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).
Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («возможно», «вероятно»). Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Это условие реализуется с использованием специальных вводных слов и словосочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.).
Грамматические особенности научной речи также существенно влияют на языково-стилистическое оформление текста научного исследования. Например, для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по» (например, «повыше», «побыстрее»), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, «наименьшее значение показателя». Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, «В данной статье рассматриваются…», «Намечено выделить следующие классификационные группы…»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте научных работ не употребляются.
Рисунок 10.
Проведение исследования, обработка результатов исследования. Написание выводов.
Практический материал основной части содержит подробные результаты исследования. При описании результатов применяют иллюстративный материал ( таблицы, графики, рисунки, схемы и т.д.), но его используют не для украшения работы, а как способ более компактной и логичной подачи материала.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.
Место для записей
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 11.
Оформление работы.
Научно-исследовательская работа должна быть представлена в печатном и электронном вариантах. Общие требования к оформлению работы:
Times New Roman 14 кегль
Межстрочный интервал 1,5
Формат страницы: книжный
Поля: верхнее поле – 2 см, нижнее – 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см
Нумерация страниц: на титульном листе и листе оглавления нумерация не указывается, но подразумевается, на последующих страницах нумерацию проставляют в правом нижнем углу арабскими цифрами. Работа оформляется на одной стороне листа формата А4.
Приложения оформляют как продолжение работы после оформления списка использованной литературы. Каждое приложение начинается с нового листа, в правом верхнем углу последовательно нумеруя их арабскими цифрами без №. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Место для записей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 12.
Подготовка доклада, мультимедийной презентации для публичной защиты научно- исследовательской работы.
Доклад не должен быть слишком длинным, достаточно 5-8 минут.
Примерный план публичного выступления:
- Приветствие
- Представление
- Цель выступления
- Тема исследования
- Актуальность темы (обоснование выбора темы исследования)
- Кратко о поставленной цели и способах ее достижения
- Кратко о результатах проведенного исследования
- Благодарность за внимание к выступлению
- Ответы на вопросы
Подготовка доклада
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные требования к оформлению презентации.
- Читабельность
- Краткость
- Информативность
- Единый формат
- Умеренность анимации
Оформление слайдов:
Стиль |
– Соблюдайте единый стиль оформления – Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. |
Фон |
Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета |
– На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. – Для фона и текста используйте контрастные цвета. – Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты |
– Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Содержание информации
|
– Используйте короткие слова и предложения. – Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. – Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице |
– Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. – Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты |
– Для заголовков – не менее 24. – Для информации не менее 18. – Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. – Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. – Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации |
– Следует использовать: o рамки; границы, заливку; o штриховку, стрелки; o рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации |
– Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. – Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
|
Рисунок 13.
Рефлексия научно-исследовательской деятельности.
Чему я научился? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чего я достиг?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что я сделал?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что не получилось? Почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над чем еще надо поработать?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что меня удивило?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе работы меня заинтересовали темы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________