Камилова Рамиля Разиновна
заведующий
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №4 “Березка”
п.г.т. Актюбинский Азакаевского муниципального района РТ
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….………….4
Цели и задачи ……..………………………………………………………….….….… 4-5
Авторский коллектив…………………………………………………………….………6
Участники (контингент) программ……………………………………………………6
Срок реализации программы…………………………………………………………..6
Ожидаемые результаты от реализации проекта…………………………….……..…6
Перспективы развития…………………………………………………………………..7
Кадровое обеспечение………………………………………………………………..…7
Материально-техническое обеспечение………………………………………….……7
Методы обучения……………………………………………………………………..…9
Методическое обеспечение………………………………………………………….…11
Интернет-источники……………………………………………………………………13
Литература, используемая педагогами и рекомендуемая для родителей (законных представителей)…………………………………………………………………………..14
Приложение 1. Календарный план (2 младшая группа, 3-4 г.)………………………..16
Приложение 2. Календарный план (средняя группа, 4-5 лет)…………………………18
Приложение 3. Календарный план (старшая группа, 5-6 лет.)………………………..20
Приложение 4. Календарный план (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)……23
Приложение 5. Метеоплощадка (наблюдение по возрастам)…………………………26
Приложение 6. Экопривычки (по возрастам)………………………………………….31
Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе: «Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., парциальной программы «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рабочая программа для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) составлена по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка.
- Пояснительная записка
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у детей основ экологической культуры. Система работы по экологическому воспитанию ребенка должна идти одновременно с работой взрослых по повышению уровня собственной экологической грамотности и совершенствованию личностного роста, только такой человек экологически перспективен, он более чуток к состоянию природы и способен «заразить» этим ребенка.
Таким образом, целью программы экологического воспитания в ДОУ является формирование основ экологической культуры у детей и повышение экологической грамотности у взрослых.
Актуальность программы
Состояние экологии сегодня является актуальным вопросом в масштабах всей страны. Раздельный сбор и переработка твердых бытовых отходов, их вторичное использование позволяют снизить количество свалок и загрязнение природы. Общество, нынешнее и будущее, остро нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155 базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферам.
Цель программы:
- формирование основ экологической культуры у детей и повышение экологической грамотности у взрослых;
- привлечь как можно больше внимание людей к проблеме экологии, сохранение чистоты и красоты родного края, привитие экопривычки.
Задачи:
обучающие:
– дать представление об экологической проблеме в мире;
– выявить представления детей об источниках возникновения мусора;
– формировать умение сортировать мусор при сборе
развивающие:
– развивать потребность в соблюдения чистоты на улицах поселка, дома, в детском саду;
– развивать познавательные психические процессы: логическое мышление, память, внимание, воображение, связной речи в ходе экологически ориентированного взаимодействия с объектами природы
воспитывающие:
– воспитывать осознанные бережное отношение к природе, желание соблюдать правила поведения в ней;
– воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желания жить в экологически чистом поселке;
– сформировать из родителей коллектив единомышленников; вовлечь родителей в педагогический процесс
Отличительные особенности программы
Содержание программы «Зеленый Щит» отличается от имеющихся программ экологической направленности развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы в области обращения с отходами.
Программа предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дошкольного образования. Также при проведении занятий воспитанники работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, оформляют стенгазеты, плакаты, что способствует развитию творческих способностей детей.
Обучение предусматривает получение знаний не только во время специальных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы; нацелено на общее развитие дошкольников, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Автор: Заведующий МБДОУ Камилова Р.Р.
Участники (контингент) программы:
Дети с 3 до 7 лет, родители (законные представители) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Березка» п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ, социальные партнеры: ПАО «Татнефть», ДК им. Гагарина п.г.т. Актюбинский, Актюбинская детская библиотека, Актюбинская детская школа искусств, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска РТ, МСОШ №1,№3 п.г.т. Актюбинский
Срок реализации программы: долгосрочный
Ожидаемые результаты от реализации проекта (количественные и качественные)
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- Увеличится количество детей и родителей (законных представителей), охваченных мероприятиями по развитию экологической культуры 100%. Сформируется из родителей коллектив единомышленников, родители будут вовлечены в педагогический процесс. Создатся единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Пополнится предметно – развивающая среда для организации эффективной работы по привитию экологической культуры дошкольников.
- У детей сформируются впредставления источники возникновения мусора.
- У детей будут сформированы экопривычки: от простого к сложному ( с 2-х до 7 лет):
- бережно и уважительно относятся к бумаге (рисуют в двух сторон – дальнейшее использование для творческих затей – сбор макулатуры – приобретение бумаги );
- умеют разумно употреблять воду (при чистке зубов пользуются стаканчиками, закрывают кран при чистке зубов, при умывании рук и т.д.);
- бережно относятся к обитателям живого уголка (умеют ухаживать
- умеют сортировать мусор;
- умеют повторно использовать вещи (передавать младшим группам, переделывать, ремонтировать и т.д.);
- используют многоразовые тканевые сумки, авоськи, мешочки;
- сформировано представление о ЗОЖ;
- предпочтение пешему передвижению по поселку;
- осознанный шопинг
- В группах гибкое зонирование и персонализация предметно-развивающей среды.
- В группах установлены емкости для раздельного мусора (мусор, образующийся во время продуктивной деятельности (аппликация, конструирование и т.д., ), сломанные игрушки;
- На территории детского сада установлены контейнеры для раздельного сбора (бумага, пластик, батарейки, б/у зубных щетки, дерево, бытовые и коммунальные отходы, ветошь – со стороны ПАО Татнефть экокубы, уличные Бабашки)
Перспективы развития: в рамках международного сотрудничества в области образования включиться в международную программу «Эко школа/Зеленый флаг»
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, отражение проведенных мероприятий на официальном сайте детского сада (https://еdu.tatar.ru/aznakaevo/aktyubinskij/dou4/berezka, https://vk.com.), отзывы родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, конкурс, открытое занятие, дневник наблюдений, материал анкетирования родителей (законных представителей), защита проектов и исследовательских работ.
Кадровое обеспечение: Педагогический состав: 16 педагогов. Из них: 12 воспитателей, музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатель по обучению татарского языка, инструктор по физкультуре. Высшее профессиональное образование имеют – 16 педагогов (100%). Высшую квалификацию 5 педагогов (32%); 1 квалификационную категорию – 10 педагогов (63%)
Материально-техническое обеспечение: Игровые помещения – 6, музыкальный зал – 1 , физкультурный зал – 1, кабинет логопеда – 1, мини музей татарского народа – 1, методический кабинет – 1 , экологический кабинет – 1, кабинет ПДД -1, спортивная площадка – 1 , медблок (процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет) – 1, игровые площадки – 6, малые архитектурные формы – 24. Интерактивные доски – 5 шт., стационарный компьютер – 2, ноутбук – 4 мультимедийный экран – 2, видеопроектор – 2 ,принтер – 2, музыкальный центр – 1,
Метеостанция «Жу-жу» – 1 (изготовитель ООО «Глоба Медиа»), установлен в 2022 г. Комплекс включает различные приборы, измеряющие погодные условия (метеобудка, ветровой рукав, измеритель высоты снежного покрова, компас, кормушка для птиц, осадкомер, термометр, флюгер, солнечные часы), при помощи которых воспитатели с детьми наблюдают за погодными условиями и её переменами, наблюдают за температурой воздуха и количеством выпавших осадков. Можно определять степень покрытия и характер залегания снежного покрова.
Метеоплощадка – это уменьшенная копия реальной метеостанции для экологического образования детей дошкольного возраста. Приборы, аналогичные тем, что используют профессиональные метеослужбы. Используется ежедневно. Очень актуальна, интересна в применении. Дети с желанием, увлеченно занимаются. Родители вовлечены в процесс освоения метеоплощадки, с интересом наблюдают за занятиями детей на метеоплощадке. Педагоги отзываются положительно, так как использование метеоплощадки дает практические знания детям. Теория закрепляется практикой есть возможность детям самим участвовать в практической и исследовательской деятельности.
Дидактический набор БАБАШКИ – 4 шт. Изготовитель ИП В.А.Красюк, Московская область, г. Электроугли Состоит из193 деталей, в комплект входят:
- Блоки, полублоки
- Двойные блоки;
- Треугольники;
- Двойные бруски;
- Четвертные блоки;
- Клины;
- Арки, полуарки;
- Бруски;
- Малые треугольники;
- Большие и малые цилиндры;
- Разветвление;
- Четверти круга;
- Полубруски;
- Большие доски;
- Эллиптические дуги;
- Перекрестки;
- Четверти колец.
Бабашки (Юнит-блоки)детский ростовой конструктор для пространственного моделирования и свободной игры. «Бабашки» – это деревянные блоки разных форм для строительства, точнее – для ростового моделирования. Считаются самым большим деревянным конструктором в России, они позволяют детям строить в рост. Сделаны из экологически чистой березы, обладают живым весом, что позволяет ребенку испытывать мышечную радость от строительства. Бабашки успешно используются в игре и моделировании детьми от 3 до 7 лет, как индивидуально, так и в группе. Это большие кубики, которые позволяют строить большие конструкции и играть внутри созданного пространства.
В 5 группах установлены интерактивные доски с программным обеспечением по экологическому воспитанию.
Экологический кабинет, оснащен развивающим комплексом по экологическому воспитанию «Алма», интерактивной доской, методическими пособиями, рабочими тетрадями, дневниками – тренажерами для детей 3-7 лет
Методы обучения:
Словесный метод – рассказ, беседа, разъяснение.
Наглядный метод – демонстрация экранных пособий, таблиц, опытов, натуральных объектов, изображений.
Практические методы – эксперимент, наблюдение, игра. Практические методы развивают интерес к учению, активизируют теоретическую и практическую деятельность учащихся, развивая их мышление.
Поисковый метод – эвристическая беседа.
Исследовательский метод – воспитанники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний, что ведёт к развитию мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.
Проектный метод – это возможность для воспитанников самостоятельно или в группе решить значимую проблему, интегрировать знания из различных видов деятельности, использовать разные способы и методы обучения в процессе работы.
Формы организации образовательного процесса
Занятия в объединении носят вариативный характер. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная направленность работы. На занятиях используются разные формы работы, в любых сочетаниях, в зависимости от подготовленности воспитанников и их эмоционального психологического настроя.
Формы организации занятия: беседа, выставка, защита проектов, круглый стол, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, акция, игра, экскурсия, эксперимент.
Педагогические технологии:
Игровые технологии(педагогическая игра в отличие от игр) обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в образовательном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающим усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений.
Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств детей, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов.
- Методическое обеспечение
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016 г.
- Основная общеобразовательная программа-образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Березка» поселка городского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, 2022-2025 гг.
- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Березка» поселка гороского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, 2022-2025 гг.
- Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Березка» поселка гороского типа Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, 2022-2025 гг.
- Парциальная программа О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020 г.
- Методическое пособие Л.А.Соколовой «Экологическая тропа детского сада», Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021 г.
- Методический комплект парциальной программы. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию (3-4 г., 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Под редакцией О.А.Варонкевич, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019 г., 2020 г., 2021 г.
- Методический комплект парциальной программы. Детские экологические проекты «Добро пожаловать в экологию» (5-7 лет), под редакцией О.А.Воронкевич, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019 г.
- Дневник экспериментов для детей «Добро пожаловать в экологию» (5-6 лет, 6-7 лет) под редакцией О.А.Воронкевич, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020,2022 гг.
- Методический комплект парциальной программы. Тетрадь тренажер для работы с детьми (3-4 лет), «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А.Воронкевич, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019 г.
- Методический комплект парциальной программы. Рабочая тетрадь для детей «Добро пожаловать в экологию» (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) в двух частях. Под редакцией О.А.Воронкевич, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022 г.
- Методический комплект парциальной программы. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. «Добро пожаловать в экологию». Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022 г.
- Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» (овощи в картинках, хлеб, насекомые, птицы, деревья, домашние животные, дикие животные, детеныши домашних животных, детеныши диких животных, фрукты, морские обитатели), ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2021 г.
- Методический комплект парциальной программы «Добро пожаловать в экологию». Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 5-6 лет. Под редакцией О.А.Воронкевич, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020 г.
- Развивающий комплекс «Алма» (экология). Предназначен для развивающих и воспитательных занятий с детьми дошкольного возраста, направленных на формирование бережного и ответственного отношения к окружающему миру и природе. А так же данный комплект предназначен для знакомства с темой экологии, переработки отходов и сортировки мусора. Участники могут изучать данную тематику, как с помощью высококачественных и экологически чистых сопроводительных материалов, так и используя программное обеспечение, которое расширяет методические возможности.
Комплекс включает: игры и занятия с использованием картин, карточек с вопросами, контейнеров для отходов; игры и занятия с использование программного обеспечения («Сортировка», «Найди пару», «Алгоритмика», «Арифметика», «Пятнашка», «Логопазл», «Викторина «Экология», «Экологические советы Умки»). Издательство СПУТНИК СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2022 г.
Интернет-источники:
1.Экосистема. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экосистема
2. Экологическое воспитание учащихся в начальной школе
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2015/10/19/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
- Экологическое воспитание учащихся в средней школе
https://infourok.ru/ekologicheskoe_vospitanie_uchaschihsya_v_sredney_shkole- 415470.htm
- Как достичь реализации программы раздельного сбора мусора в России?
https://promdevelop.ru/kak-dostich-realizatsii-programmy-razdelnogo-sbora-musora-v-rossii/
5. Методическая разработка урока экологической культуры по теме «Твердые бытовые отходы наша общая проблема» https://studylib.ru/doc/4872560/rok-e-kologicheskoj-kul._tury-po-teme-%C2%ABtverdye–bytovye-otho…
6.Экологическая игра «Бытовые отходы» (автор: Подольская Татьяна Николаевна) https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200301203
7.Пластиковое загрязнение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластиковое_загрязнение
8. Методическая разработка урока экологической культуры по теме «Твердые бытовые отходы наша общая проблема» https://him.na5bal.ru/doc/2901/index.html
9. Раздельный сбор отходов – мой выбор! http://просторазделяй.рф/
10.Разделение мусора http://ru. Wikipedia.org/wiki/ Разделение_мусора
11.Быть или не быть: реален ли в России раздельный сбор отходов?
https://vegetarian.ru/interview/byt-ili-ne-byt-realen-li-v-rossii-razdelnyy-sbor-otkhodov.html
12.Документальный фильм «Мусор» https://www.youtube.com/watch?v=PhibZ8tL-wI
13.Доходы из отходов https://infourok.ru/klassniy-chas-ustniy-zhurnal-dohodi-iz-othodov-1401482.html
14.Экологическая раскраска. Плакаты.http://ecoportus.ru/taxonomy/term/86
- Литература, используемая педагогами и рекомендуемая
для родителей (законных представителей)
- Дайнега Д.В. Из отходов в доходы. – Снежинск, 2013.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск: Асар, 1996.
- Аракелян, Е. Россия, хватит мусорить! : [текст] / Е. Аракелян // Комсомольская правда. -2018. – 27 апреля. – С.27
- Бурухина, Елена. Осторожно : опасные отходы ! : [использованные батарейки наносят вред не только окружающей среде, но и здоровью человека] / Елена Бурухина // Будь здоров. — 2019.— No2. — С.81-86.
- Гринин, А.С. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка [Текст] / А.С.Гринин, А.С.Новиков. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 336 с.
- Лосев, К. С. Мифы и заблуждения в экологии [Текст] / К. С. Лосев. — Москва : Научный мир, 2011. — 224 с.: 9 ил.
- Сильги, Катрин де. История мусора [Текст] : от средних веков до наших дней / Катрин де Сильги; пер. с фр. И. Васюченко, Г. Зингера. – Москва: Текст, 2011. – 285 с.: ил. – (Краткий курс) Интернет ресурсы, используемые при подготовке проекта
- Мусорная реформа в России: все за и против [Электронный ресурс] // Жизнь БЕЗ Отходов. – Режим доступа : https://bezotxodov.ru/musor/musornaja-reforma, свободный
Приложение 1
Календарный план (2 младшая группа, 3-4 г.)
Природный мир |
||||
I квартал |
Игровые ситуации |
Сентябрь |
1 неделя |
«Осень». «Экологические проблемы» |
Октябрь |
2 неделя |
«Сравнения дерева с кустарником» |
||
Ноябрь |
3-4 неделя |
«Семья животных» |
||
Дидактические игры |
«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Времена года», «Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу», «Узнай по запаху», «Где спряталась рыбка», «Овощи и фрукты», «Угадай, что в руке». |
|||
Опыты и экспериментирование |
Опыты с водой. Работа метеоплощадки. «Поставщики» мусора. Классификация отходов. |
|||
Беседы |
«Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости», «Как мы одеваемся осенью», «Что выросло в нашем огороде», «Что изменилось в нашей одежде», Беседы о жизни зверей в лесу. |
|||
II квартал |
Игровые ситуации |
Декабрь |
3 неделя |
«В зимнем лесу» . |
Январь |
2 неделя |
«Зима белоснежная» «Экологические проблемы» |
||
Февраль |
1 неделя |
«Разноцветные капельки воды» |
||
Дидактические игры |
«Времена года», «Кто во что одет», «Сложи картинку», «Помоги найти маму», «Лото окружающий мир», «Кто, где живет», «Птички», «Какая сегодня погода». |
|||
Опыты и экспериментирование |
«Таяние снега». « Замерзание воды». «Сравнение снега и льда». Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. |
|||
Беседы |
«Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой». |
|||
III квартал |
Игровые ситуации |
Март |
1 неделя |
«Поможем маме полить комнатные растения» |
Апрель |
2 -4 неделя |
«Путешествие в весенний лес». |
||
Май |
3 неделя |
«Сравнение одуванчика с тюльпаном» |
||
Дидактические игры |
«Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Времена года», «Животные и птицы как говорят и что едят», «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Чья это тень», «Собери цветок из частей». |
|||
Опыты и экспериментирование |
Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Опыты с чистой и грязной водой. Опыт с песком. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. |
|||
Беседы |
«О птицах», «В какие игры мы играем весной», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день», «Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их малыши», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?». |
|||
IV квартал |
Игровые ситуации |
Июнь |
1 неделя |
«Лето красное пришло» |
Июль |
2 неделя |
«Путешествие в лес», «Экскурсия на стадион», «Экскурсия в парк» |
||
Август |
3 – 4 неделя |
Целевые экскурсии на природу |
||
Дидактические игры |
Игры на участках, спортивной площадке. |
|||
Опыты и экспериментирование |
Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. |
|||
Беседы |
О лето, птицах, животных, растениях, рыбах, насекомых, правилах поведения на природе |
Приложение 2
Календарный план (средняя группа, 4-5 лет)
Природный мир |
||||
I квартал |
Игровые ситуации |
Сентябрь |
1 неделя |
«Осень – это хорошо или плохо?» «Экологические проблемы» |
Октябрь |
2 неделя |
«Что нам осень подарила?» |
||
Ноябрь |
3-4 неделя |
«Почему деревья осенью раздеваются?» |
||
Дидактические игры |
«Кто как пищит или жужжит», «Угадай по описанию», «Сложи рыбку», «Что было бы, если бы осень не наступила», «Какая осень», «Какой дождь», «Осенняя карусель», «Угадай растение», «Выложи растение правильно» |
|||
Опыты и экспериментирование |
Опыты с водой, с песком. Работа метеоплощадки. «Поставщики» мусора. Классификация отходов |
|||
Беседы |
«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло в нашем огороде», «Что изменилось в нашей одежде», Беседы о жизни зверей в лесу. |
|||
II квартал |
Игровые ситуации |
Декабрь |
3 неделя |
«Зимушка-Зима» |
Январь |
2 неделя |
«Прогулка в зимний лес» |
||
Февраль |
1 неделя |
«Зимние забавы». Народные игры |
||
Дидактические игры |
«Что изменилось?» «Чей хвост?» «Загадки природы зимой». «Найди пару». «Накорми птиц». |
|||
Опыты и экспериментирование |
Замерзание воды. Сравнение снега и льда. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. |
|||
Беседы |
«Что будет, если не убирать снег зимой». «Кто их животных зимой впадает в спячку». «Домашние и дикие животные зимой». «Зачем белке пушистый хвост». «Как живут растения зимой». |
|||
III квартал |
Игровые ситуации |
Март |
1 неделя |
«Как узнать растение (дерево, куст, трава)» |
Апрель |
2 -4 неделя |
«Путешествие в весенний лес». |
||
Май |
3 неделя |
«Экологические проблемы» |
||
Дидактические игры |
«Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Времена года», «Животные и птицы как говорят и что едят», «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Чья это тень», «Собери цветок из частей». |
|||
Опыты и экспериментирование |
Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Опыты с чистой и грязной водой. Опыт с песком. Посадка лука, саженцев в уголке природы. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. |
|||
Беседы |
«Жизнь диких животных весной». «Почему тает снег». «Взаимодействие воды и снега». «Когда это бывает?» «Как мы узнаем, что пришла весна?» «Кто просыпается весной?» «Перелетные птицы». «Пробуждение насекомых». |
|||
IV квартал |
Игровые ситуации |
Июнь |
1 неделя |
«Лето красное пришло» |
Июль |
2 неделя |
«Путешествие в лес», «Экскурсия на стадион», «Экскурсия в парк» |
||
Август |
3 – 4 неделя |
Целевые экскурсии на природу |
||
Дидактические игры |
Игры на участках, спортивной площадке. |
|||
Опыты и экспериментирование |
Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. «Мусор и что с ним делать?» Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов |
|||
Беседы |
«О лето, птицах, животных, растениях, рыбах, насекомых, правилах поведения на природе» |
Приложение 3
Календарный план (старшая группа, 5-6 лет)
Природный мир |
||||
I квартал |
Игровые ситуации |
Сентябрь |
1 неделя |
Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
Октябрь |
2 неделя |
Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
||
Ноябрь |
3-4 неделя |
«Покорми птиц». Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
||
Дидактические игры |
«Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора)». «Правила сортировки отходов». |
|||
Опыты и экспериментирование |
Опыты с водой, с песком. Работа метеоплощадки. «Поставщики» мусора. Классификация отходов |
|||
Беседы |
Вторая жизнь вещей. Защитники природы |
|||
II квартал |
Игровые ситуации |
Декабрь |
3 неделя |
Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора). Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
Январь |
2 неделя |
«Прогулка в зимний лес» Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
||
Февраль |
1 неделя |
«Зимние забавы». Народные игры. Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
||
Дидактические игры |
Правила сортировки отходов. Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
|||
Опыты и экспериментирование |
Замерзание воды. Сравнение снега и льда. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. |
|||
Беседы |
Вторая жизнь вещей |
|||
III квартал |
Игровые ситуации |
Март |
1 неделя |
Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора) Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
Апрель |
2 -4 неделя |
«Путешествие в весенний лес». |
||
Май |
3 неделя |
Экологические проблемы. Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
||
Дидактические игры |
Правила сортировки отходов. Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
|||
Опыты и экспериментирование |
Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Опыты с чистой и грязной водой. Опыт с песком. Посадка лука, саженцев в уголке природы. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. |
|||
Беседы |
Вторая жизнь вещей. «Мусор и что с ним делать?» |
|||
IV квартал |
Игровые ситуации |
Июнь |
1 неделя |
«Лето красное пришло». Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора). Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
Июль |
2 неделя |
«Путешествие в лес», «Экскурсия на стадион», «Экскурсия в парк». Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
||
Август |
3 – 4 неделя |
Целевые экскурсии на природу |
||
Дидактические игры |
Игры на участках, спортивной площадке. Правила сортировки отходов. Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
|||
Опыты и экспериментирование |
Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. «Мусор и что с ним делать?» Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. |
|||
Беседы |
О лето, птицах, животных, растениях, рыбах, насекомых, правилах поведения на природе. «Мусор и что с ним делать?». Защитники природы. |
Приложение 4
Календарный план (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)
Природный мир |
||||
I квартал |
Игровые ситуации |
Сентябрь |
1 неделя |
Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
Октябрь |
2 неделя |
Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
||
Ноябрь |
3-4 неделя |
Строим экологический город.. Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски) |
||
Дидактические игры |
Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора). Правила сортировки отходов. Игры с юнит-блоками Бабашки |
|||
Опыты и экспериментирование |
Опыты с водой, с песком. Работа метеоплощадки. «Поставщики» мусора. Классификация отходов |
|||
Беседы |
Вторая жизнь вещей. Защитники природы |
|||
II квартал |
Игровые ситуации |
Декабрь |
3 неделя |
Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора). Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски). Игры с юнит-блоками Бабашки |
Январь |
2 неделя |
«Прогулка в зимний лес» Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма». Игры с юнит-блоками Бабашки |
||
Февраль |
1 неделя |
«Зимние забавы». Народные игры. Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски). Игры с юнит-блоками Бабашки |
||
Дидактические игры |
Правила сортировки отходов. Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
|||
Опыты и экспериментирование |
Замерзание воды. Сравнение снега и льда. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. |
|||
Беседы |
Вторая жизнь вещей |
|||
III квартал |
Игровые ситуации |
Март |
1 неделя |
Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора) Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
Апрель |
2 -4 неделя |
«Путешествие в весенний лес». Игры с юнит-блоками Бабашки |
||
Май |
3 неделя |
Экологические проблемы. Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
||
Дидактические игры |
Правила сортировки отходов. Цикл экологических игр (с использованием интерактивной доски). Игры с юнит-блоками Бабашки |
|||
Опыты и экспериментирование |
Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Опыты с чистой и грязной водой. Опыт с песком. Посадка лука, саженцев в уголке природы. Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. |
|||
Беседы |
Вторая жизнь вещей. «Мусор и что с ним делать?» |
|||
IV квартал |
Игровые ситуации |
Июнь |
1 неделя |
«Лето красное пришло». Помоги своему поселку (раздельный сбор мусора). Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма» |
Июль |
2 неделя |
«Путешествие в лес», «Экскурсия на стадион», «Экскурсия в парк». Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма». Игры с юнит-блоками Бабашки |
||
Август |
3 – 4 неделя |
Целевые экскурсии на природу |
||
Дидактические игры |
Игры на участках, спортивной площадке. Правила сортировки отходов. Цикл игр с использование экологического комплекса «Алма». Игры с юнит-блоками Бабашки |
|||
Опыты и экспериментирование |
Работа метеоплощадки. «Экологические проблемы». «Поставщики» мусора. Классификация отходов. «Мусор и что с ним делать?» Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов |
|||
Беседы |
О лето, птицах, животных, растениях, рыбах, насекомых, правилах поведения на природе. «Мусор и что с ним делать?». Защитники природы. «Что такое экология?» |
Приложение 5
Метеоплощадка (наблюдение по возрастам)
элементы метеостанции |
наблюдение |
|||
2 младшая группа |
средняя группа |
старшая группа |
подготовительная группа |
|
Бизи – стенд “Календарь погоды” |
– знакомство детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой; – ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная); – закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе; – продолжать знакомить с таким явлением, как дождь; – формировать знания детей об особенностях солнца (солнце ярко светит ,тепло греет); – наблюдение за набуханием почек на деревьях |
– наблюдение за сезонными изменениями в природе; – самостоятельное наблюдение за погодой, и в конце |
фиксирование наблюдений и результатов |
– систематизировать представления детей о смене времен года, изменениях, происходящих в природе, явлениях природы; – самостоятельное фиксирование наблюдений и результатов |
Метеобудка |
– знакомство с работой метеостанции, её оборудованием |
– продолжать знакомить детей с работой метеостанции, её оборудованием; – учить пользоваться различными приборами для определения погоды |
-систематизировать представления детей о работе метеостанции, о профессиях связанных с работой метеостанции |
|
Измерительные приборы: термометр барометр компас |
знакомство с термометром |
– формировать представление о частях света; – познакомить с компасом, термометром, барометром, учить работе с ними; – закрепить знания детей, что снег впитывает все вредные вещества, которые находятся в воздухе; – закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования. |
– систематизировать представления о измерительных приборах (термометр, компас, барометр); – самостоятельное пользование, определение, фиксирование наблюдений и результатов; – обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности |
|
Кормушка для птиц |
– кормление птиц; – наблюдение за птицами |
– наблюдение за зимующими птицами; – дать знания, чем кормятся птицы в холодный период |
– закрепить знания детей о жизни птиц зимой. |
– систематизировать знания детей о жизни птиц зимой. |
Ловец облаков |
– наблюдение за облаками |
– наблюдение за тучами; – наблюдение за облаками |
– познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые; – показать зависимость количества облаков от таяния снега. |
– систематизировать знания детей об облаках, тучах; – самостоятельно определять виды облаков, строить рассказ |
Ветровой рукав |
– закрепить знание о ветре; – наблюдение за ветром; – наблюдение за листопадом; – формировать представление об одном из признаков зимы — метели; – учить определять направление ветра. |
– учить детей понимать понятие «ветер» ( по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака, крутятся вертушки); – наблюдение за листопадом |
– познакомить со способами определения скорости ветра |
– систематизировать знания детей о ветре (ураган, метель, вьюга, торнадо, смерчь, тайфун); – самостоятельно определять силу ветра, строить рассказ |
Измеритель высоты снежного покрова |
– наблюдение за свежевыпавшим снегом; – наблюдение за свойствами снега; – наблюдение за снегопадом |
– познакомить с измерителем снежного покрова |
– учить измерять снежный покров |
– закрепить умение самостоятельно измерять высоту снежного покрова, |
Солнечные часы |
– формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; – развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; |
– познакомить детей с отражением солнечного света; – познакомить с солнечными часами, с принципом работы |
– систематизировать представления детей о солнце; – самостоятельно определять время по солнечным часам; – уметь рассказывать о своих наблюдениях |
|
Флюгер |
– познакомить с флюгером (вертушкой) |
– наблюдение за флюгером (вертушкой) |
– расширять знания детей о направление ветра; – почему флюгер вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки); – выявить, что воздух обладает упругостью Познакомить из каких частей состоит Флюгер: – неподвижной вертикальной опоры, вращающейся части — флюгарки, – румбов — штифтов, что расположены ниже флюгарки, с буквами «С», «Ю», «З» и «В» для ориентировки направлений по сторонам света. – Север (на флюгере буква N) — с севера дуют самые холодные ветра, там всегда снег и живут полярные медведи; – Юг (буква S) — самая теплая часть Земли, и ветер с юга самый жаркий; – Запад (буква W) — западный ветер часто приносит дожди, зато он знает, куда вечером прячется Солнышко. – Восток (буква E) — восточный ветер сухой, он будит Солнце и зовет его к нам. |
– систематизировать знания детей о ветре; (на Земле ветер представляет собой потоки воздуха, чаще горизонтальные. Его классификацию чаще всего проводят по: масштабам, скорости, источнику, месту и воздействию на окружающую среду. При установке флюгера его ориентировку выполняют с помощью компаса. Если флюгер установлен правильно, то направление ветра определить очень просто: куда «смотрит» стрелка — оттуда дует ветер. – самостоятельно называть части флюгера, принцип его работы; – самостоятельно определять направление и силу ветра, уметь логически излагать свои мысли, опираясь на свои наблюдения |
Измеритель осадков |
– наблюдение за дождем; – поливка дождевой водой растений в группе; – наблюдение за сосульками; – наблюдение за таяньем снега; – наблюдение за проталинами |
– наблюдение за дождем – знакомство детей с дождемером, научить работать с дождемером |
– расширять знания об осадках; – продолжать знакомить со способами измерения осадков |
– систематизировать знания детей об осадках; – самостоятельно работать с дождемером; – уметь сопровождать практические действия рассказом |
Приложение 6
ЭКОПРИВЫЧКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ |
||
экопривычка |
предметно развивающая среда |
результат |
научились выключать воду после мытья рук, открывать кран не на полную мощность |
– памятка-картинка в моечной, «Береги воду» |
– экономия несколько литров воды в день, что привело защите природных ресурсов |
кормить птиц |
на участке и метеоплощадке установлены кормушки для птиц |
– забота об окружающем |
ухаживать за комнатными растениями |
в группе создан уголок природы |
– забота об окружающем |
собирать пластиковые бутылки (работа с родителями) |
на территории детского сада установлены контейнеры для раздельного сбора мусора |
– собранные деньги от бутылок пойдут для развития поселка |
ЭКОПРИВЫЧКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ |
||
экопривычка |
предметно развивающая среда |
результат |
научились выключать воду после мытья рук, открывать кран не на полную мощность |
памятка-картинка в моечной, «Экономь воду» |
– экономия несколько литров воды в день, что привело защите природных ресурсов |
собирать макулатуру (все отходы после аппликации, конструирования складывать в коробку) |
в группе установлена емкость для сбора макулатуры |
– купили детям раскраски; – вторичное использование |
собирать пробки от бутылок |
в группе стоит контейнер для сбора пробок |
– родители сделали коврик для закаливания; – дети в процессе сбора закрепили цвета; – вторичное использование |
кормить птиц |
на участке и метеоплощадке установлены кормушки для птиц |
забота об окружающем |
сортировать мусор |
в группе установлены емкости для раздельного сбора мусора |
– мусор используется для изготовления атрибутов для игр; – вторичное использование |
ухаживать за комнатными растениями |
в группе создан уголок природы |
забота об окружающем |
собирать пластиковые бутылки |
на территории детского сада установлены контейнеры для раздельного сбора мусора |
собранные деньги от бутылок пойдут для развития поселка |
ЭКОПРИВЫЧКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ |
||
экопривычка |
предметно развивающая среда |
результат |
Выключать свет выходя из помещения |
памятка – картинка в группе – «Уходя, гасите свет» |
– экономия энергоресурсов |
Выключать воду после мытья рук, открывать кран не на полную мощность |
– в группе имеются индивидуальные многоразовые стаканчики; – картинки по теме |
– экономия несколько литров воды в день, что приводит защите природных ресурсов |
Раздельный сбор отходов Собирать макулатуру |
– в группе установлены самодельные миниконтейнеры с обозначением типов мусора; – в группе имеется коробка для сбора макулатуры; |
– мусор используется для изготовления атрибутов для игр; – вторичное использование |
Ухаживать за растениями |
– в группе имеется огород на подоконнике и уголок природы |
– выращенный лук употребляется в пищу; – рассада цветов высаживается весной в клумбу. |
Кормить птиц |
– на участке и метеоплощадке установлены кормушки для птиц |
– забота о птицах |
Отказ от пластиковых бутылок |
– в группе имеются индивидуальные многоразовые стаканчики |
– пользуются многоразовыми кружками; – многоразовые кружки заменяют много бутылочек воды, ресурсов на их создание и переработку будет потрачено меньше |
Креативное применение не нужных вещей |
– в группе организована мастерская по изготовлению поделок, игрушек из старых, не нужных вещей |
– вторичное использование не нужных вещей |
Предпочитают ходить пешком, передвигаться на велосипеде, самокате |
– беседы с детьми о пользе пеших прогулок; – популяризация передвижению пешком, на самокате, велосипеде |
– улучшение состояния здоровья; – уменьшение загрязнения воздуха в поселке |
ЗОЖ |
– в группе создан уголок физкультуры и спорта; – в детском саду оборудован физкультурный зал; – функционирует спортивный комплекс |
– ведут здоровый образ жизни |
Поддерживают чистоту своего игрового участка. |
– на территории детского сада установлены контейнеры для раздельного сбора мусора; – имеется инвентарь для трудовой деятельности (лопатки, носилки, метелки) |
– пользуются контейнерами для мусора |
ЭКОПРИВЫЧКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ |
||
экопривычка |
предметно развивающая среда |
результат |
Выключать свет выходя из помещения |
памятка – картинка в группе – «Уходя, гасите свет» |
– экономия энергоресурсов |
Выключать воду после мытья рук, открывать кран не на полную мощность |
в группе имеются индивидуальные многоразовые стаканчики |
– экономия несколько литров воды в день, что приводит защите природных ресурсов |
Раздельный сбор отходов Собирать макулатуру |
в группе установлена емкость для сбора макулатуры, использованных батареек, пластиковых пробок |
– мусор используется для изготовления атрибутов для игр; – вторичное использование |
Ухаживать за растениями |
в группе имеется огород на подоконнике и уголок природы |
– выращенный лук употребляется в пищу; – рассада цветов высаживается весной в клумбу. |
Кормить птиц |
на участке и метеоплощадке установлены кормушки для птиц |
– забота о птицах |
Отказ от пластиковых бутылок |
в группе имеются индивидуальные многоразовые стаканчики . |
– пользуются многоразовыми кружками; – многоразовые кружки заменяют много бутылочек воды, ресурсов на их создание и переработку будет потрачено меньше |
Отказ от пластиковых пакетов |
в группе организована мастерская |
– пользуются многоразовой сумкой, которую дети шьют с воспитателем, либо с родителями дома из старой одежды ( полиэтилен не разлагается в природе и служит причиной гибели животных, для его создания тратятся ресурсы) |
Предпочитают ходить пешком, передвигаться на велосипеде, самокате |
– беседы с детьми о пользе пеших прогулок; – популяризация передвижению пешком, на самокате, велосипеде |
– улучшение состояния здоровья; – уменьшение загрязнения воздуха в поселке |
ЗОЖ |
– в группе создан уголок физкультуры и спорта; – в детском саду оборудован физкультурный зал; – функционирует спортивный комплекс |
– ведут здоровый образ жизни |
Поддерживают чистоту своего игрового участка. |
– на территории детского сада установлены контейнеры для раздельного сбора мусора; – имеется инвентарь для трудовой деятельности (лопатки, носилки, метелки) |
– пользуются контейнерами для мусора |