Идиятуллина Г.Ю.,
Гимранова З.М.
учителя родного языка
МБОУ “Гимназия №25”
г.Нижнекамск
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Когда речь идёт о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение определённой проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика выдвигается учителем с учётом учебной ситуации по предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, в других тематика проектов предлагается и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Проектные задания, предложенные на выбор учителем, обязательно предусматривают использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям.
Для нас очень важно, чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать полученные ими результаты на практике.
Ребята были ознакомлены с этапами выполнения проекта.
Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.
Этапы работы над кратковременным проектом.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
1.Подготовительный
Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели.
Обсуждает предмет исследования с учителем, получает дополнительную информацию, уточняет и корректирует цели.
2.Планирование, организация деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах.
Устанавливает план действий, формулирует задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группах.
3.Осуществление деятельности
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует подготовку к ответу.
Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации.
4.Представление, отчет, презентация проекта.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчета.
Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Один из способов кратковременной проектной работы.
1. Выполним кратковременный проект. Я раздам вам листы бумаги. На них написано слово –работа (эш).
-Что можно сделать с этим словом?(Придумать однокоренные слова)
-Придумайте и запишите в течении 2-х минут однокоренное слова, используя как можно больше окончаний (эшләшкәләгәннәр);
используй в сложном предложении. Защитите свою работу (прочитайте предложение).
Җөмлә. Авылга,әби-бабасы янына кайткан, шәһәрдә яшәүче оныклары, ярдәм йөзеннән , бакчада эшләшкәләгәннәр.
2. Составление синквейн.
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме.
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Пример.
Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора чистой любви.
Солнце.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей.
Практика показывает, что применение метода проектов на уроках позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Творческий проект учащихся . Составление синквейна по образцу.