Гришина Анжела Михайловна
старший воспитатель
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 33 “Колобок” Республика Татарстан,
г. Набережные Челны
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Профессиональная ориентация воспитанников старшего дошкольного возраста является одним из направлений работы педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 33 «Колобок». Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально – коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ содержание образовательной области «Труд» направлено на формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; на воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Ежегодно по завершении учебного года в ДОУ проводится педагогическая диагностика, в том числе и по уровню сформированности представлений о профессиях у детей 6 и 7 года жизни. Так, например, в 2018 – 2019 уч. г. по результатам проведенных наблюдений, бесед с детьми, анкетирования родителей, воспитателей, на конец учебного года было выявлено, что знания детей подготовительного возраста о профессиях взрослых людей не совсем сформированы.
Результаты таковы: из 38 детей (6 – 7 лет): 66% – высокий уровень; 32% – средний уровень; 2% – низкий уровень.
В конце 2018 – 2019 учебного года был сделан вывод: необходимо разрешение проблемы недостаточности формирования представлений о профессиях у детей подготовительного возраста в 2019 – 2020 учебном году.
В связи с этим в нашем ДОУ в начале 2019 – 2020 учебного года был разработан профориентационный проект «Город Мастеров». Проект рассчитан на 1 год обучения детей подготовительных групп по ознакомлению детей с такими профессиями как: «Актер», «Скульптор», «Мастер художественной росписи», «Мастер лоскутного шитья», «Валяльщик», «Аниматор», «Массовик затейник», «Актер».
Важным аспектом в совершенствовании профессиональной ориентации воспитанников нашего детского сада стало оснащение предметной развивающей среды, накопление методических разработок, дидактических элементов.
Администрацией ДОУ изготовлены сюжетно – ролевые игры: «Почта», «Больница», «Кафе», «Парикмахерская», «Строители», «Супермаркет»; настольные развивающие игры: «Профессии», «Собери и узнай, какая это профессия», наглядно – дидактические пособия «Профессии», рассказы по картинкам «Профессии»; плакаты с изображением людей разных профессий. Данные игры были как приобретены через коммерческие предложения в специализированном магазине игрушек «Уенчик», так и изготовлены самими педагогами совместно с родителями групп.
В подготовительных группах педагоги, с помощью родителей, в начале 2019 – 2020 учебного года создали в своих группах уголки профессий, где размещали в течение учебного года фотогазеты: «Интересные профессии», «Профессии нашего детского сада», наборы картинок, дидактические и настольные игры; фото рабочих инструментов, художественную литературу: поговорки, загадки, рассказы и сказки; эскизы костюмов для кукол всех изучаемых с детьми профессий.
Хочется отметить активное участие родителей подготовительных групп в подготовке атрибутов к сюжетно – ролевым играм и изготовлению дидактического материала.
Вывод: Создание предметно-развивающей среды в детском саду, всеобщая идея насыщения среды всех участников образовательного процесса позволили педагогам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются задачи гендерного воспитания дошкольников. Поскольку жизненное пространство – интегрированная категория, охватывающая все сферы и аспекты жизнедеятельности детей в детском саду, главной задачей было создание оптимальных условий для личностного роста воспитанников.
В проекте на учебный год были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: формирование интереса и базовых знаний о профессиях.
Задачи:
- продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
- сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
- заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных виртуальных экскурсий на рабочие объекты;
- воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.
Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности:
- совместную деятельность взрослого с детьми:
- через ОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, виртуальные экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- организацию взаимодействия с учреждениями социума;
- через реализацию проектов.
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, педагоги использовали дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и технологии, что позволило повысить эффективность занятий и результативность обучения и развития дошкольников.
При разработке содержания, форм и методов работы по профессиональной ориентации педагоги руководствовались дидактическими принципами:
- интеграция различных видов детской деятельности,
- активизация собственного опыта воспитанников,
- формирование у воспитанников умения активно использовать в практической жизни полученные знания,
- целенаправленное использование художественного материала и произведений,
- постепенное подведение воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям,
- системность,
- наглядность,
- доступность,
- научность,
- последовательность,
- преемственность.
Так, в совместной с воспитателем деятельности воспитанники знакомились с названиями, содержанием и значимостью профессий, с литературой о труде, поговорками.
В процессе приобщения к профессиям воспитатели заучивали с детьми стихи, загадки, читали произведения Б. Заходера «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалкова «А что у вас?», Г. – Х. Андерсена «Новый наряд для короля», В. Маяковского «Кем быть?»
В образовательной деятельности ребята составляли рассказы о том, кем работают их родители, кем они сами хотят стать, когда станут взрослыми, знакомились с трудом и профессиями нашего детского сада. Наблюдали за трудом младшего воспитателя, заботу которого они чувствуют каждый день. Были организованы экскурсии в прачечную детского сада, где ребята наблюдали за работой оператора по стирке белья: как запускается белье в стиральную машину, гладят и вывешивают белье. Ребята посетили медицинский кабинет, где наблюдали за тем, как медсестра измеряет рост и вес детей, делает прививки и т.д. На пищеблоке воспитанники увидели последовательность действий повара при приготовлении еды, также отметили, что находится на кухне, какими приборами электротехники пользуются повара. В процессе экскурсий дошкольники не только пополнили знания, но и получили исключительную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие существенные для других людей трудовые операции выполняют работники. При наблюдениях за работой дворника, обращали внимание ребят на продукт и ценность труда для всех людей. Предлагали помочь дворнику: собрать мелкий мусор, убирать сухую траву на участке, почистить дорожки от снега, скамейки.
В течение дня играли в разнообразные дидактические игры «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «У кого что», «Третий лишний», «Назови больше действий», «Что из чего сделано», «Чего не стало», «Подбери наряд», «Чья это одежда».; настольно-печатные игры «Кому что нужно», «Чьи это инструменты», лото «Профессии»; словесные игры.
Во время продуктивной деятельности дети воспроизводили (рисовали, лепили) то, что им запомнилось на экскурсиях, наблюдениях, рассказах, беседах. В вечернее время педагоги закрепляли знания детей в разного рода сюжетно-ролевых играх «Пожарные», «Служба спасения», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Троллейбус», «Повар» и т.д.
Также, воспитатели подготовительных групп продолжили знакомство детей с профессиями «Скульптор», «Мастер художественной росписи», «Мастер лоскутного шитья», «Валяльщик», «Аниматор», «Массовик – затейник», «Актер» через проведение с детьми мастер – классов:
«Рыбка – сувенир» – скульптор,
«Мастера умельцы» – мастер художественной росписи,
«Лоскутный коврик» – мастер лоскутного шитья,
«Знакомство с техникой сухого валяния из шерсти» – валяльщик,
«Юный аниматор» – аниматор,
«Веселые игры» – массовик – затейник,
«Мы – актеры» – актер.
В течение учебного года знакомили детей подготовительных групп с менее знакомыми профессиями, материалом и инструментами, которые используются в данных профессиях, с искусством декоративно – прикладной росписи на камнях, знакомили с изготовлением тряпичных кукол и оберегов, лоскутных ковриков, с необычным для изготовления декоративных предметов материалом – шерстью животных, искусством создания ярких, красочных мероприятий. Учились активно участвовать в них. Через жесты и мимику развивать способность к перевоплощению.
При разработке профориентационного досуга «Веселые игры» в основу был положен конфликт между трудом и ленью, воплощением которого стали образ Емели – героя русской народной сказки и образы профессионалов – актер, скульптор, швея, валяльщик, повар, врач, продавец, учитель. Сюжет прост и доступен для детского восприятия: Емеля на печи попадает в Город Мастеров и профессионалов и знакомится с ними, с их трудом, а в конце принимает решение начать свое образование, чтобы впоследствии тоже выбрать профессию и стать профессионалом. Фабула и ролевые диалоги для всех участников досуга построены таким образом, что сами дети рассказывают Емеле о профессиях, например, почему у работника специальная форма одежды, что он производит, кому нужен результат его труда. В театрально-игровой картинке скульптор показывает детям и Емеле процесс приготовления теста. Все участники принимают участие в символическом процессе приготовления теста – от выращивания пшеничных колосков, перемалывания их в муку до замешивания теста, внесения в игровой зал поделок и скульптур. Эта театральная иллюстрация позволяет в игровой форме на, основе активного участия детей, не только какую – либо профессию, но и воспитывает у детей ценностное отношение к его труду.
Использование стихов, песенок о труде и профессиях в исполнении детей позволяет превратить досуг в настоящий праздник профессий. Педагог-психолог ДОУ провела устный опрос детей о том, что им запомнилось, понравилось, кем бы они хотели стать. В 100% ответов дети проявили положительное эмоциональное отношение к теме профессий. В оценке отношения к труду дети дали такие ответы: «Надо трудиться», «Не быть, как Емеля», «Без труда нельзя прожить», «Трудно, но нужно учить детей».
Отвечая на вопрос, кем бы вы хотели стать, после проведенного досуга, дети назвали те профессии, которые увидели в проведенном театрализованном досуге. Закономерно, что дети соотносят себя с тем, что видят и в чем участвуют. Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками педагоги ДОУ.
В течение учебного года, как с воспитанниками, так и с родителями подготовишек и педагогами ДОУ была проведена следующая работа:
Работа с родителями подготовительных групп:
- Вводное занятие по технике безопасности. Из истории тестопластики. Мастер – класс «Веселая Азбука»;
- Круглый стол «Декоративно – прикладное искусство в саду и дома»;
- Мастер – класс: «Кукла-оберег «На Счастье»;
- Мастер – класс «Валяльщик»;
- Консультация: «Что такое аниматор, и где обучают данной профессии»;
- Праздничная программа «Госпожа, честная Масленица»;
- Мастер-класс «Мы – актёры».
Работа с педагогами ДОУ:
- Мастер – класс Различные рецепты изготовления теста. «Пряничный домик»;
- Мастер-класс «Роспись по камню»;
- Мастер-класс «Детские забавы из лоскутков»;
- Анкетирование на тему: «В какие игры играют наши дети»;
- Развлечение «День Защитников Отечества»;
- Театрализованный праздник «Ярмарка ремёсел»;
- Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
Также, педагоги нашего ДОУ в течение 2019 – 2020 учебного года активно участвовали в разнообразных мероприятиях (мастер – классах, семинарах, практикумах, конференциях, конкурсах) по обмену опытом на тему раннего профориентирования детей старшего дошкольного возраста:
- Участие в городском конкурсе рисунков «Что за прелесть эти сказки!» (МБУ «Централизованная библиотечная система»);
- Участие в городском конкурсе «Baby Skills» (ГАПОУ «НЧПК»);
- Участие в межрегиональном конкурсе «Лучший мастер – класс» (ГАОУ ДПО ИРО РТ);
- Участие в межрегиональном конкурсе методических разработок педагогических работников ДОО в номинации «Разработка дидактической игры» (ГАПОУ «НЧПК»);
- Участие в зональном конкурсе творческих работ «Музыкальная палитра» (ИМЦ «Камский» г. Наб. Челны);
- Участие во всероссийском конкурсе «Мастер – класс педагога» (Фонд Образовательной и Научной деятельности 21 века);
- Участие во всероссийском конкурсе «Моя педагогическая инициатива» в номинациии: «Инновационные дидактические игры и пособия в образовательной деятельности в ДОО»; конкурс «Тропинки к успеху» (АНО ЦРиО «Центр образования»);
- Участие в VI Всероссийском конкурсе методических разработок «Я реализую ФГОС» в номинациях: «Вариативные формы образовательной деятельности», «сценарий ООД», «Описание реализации опыта ФГОС в педагогической деятельности» (ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»);
- Участие во II Всероссийском фестивале творческих и исследовательских проектов школьников и воспитанников ДОУ «Ума палата»; I Всероссийском конкурсе сценариев культурно – досуговых мероприятий в образовательном процессе «Грани педагогики»; I Всероссийском конкурсе конспектов ООД «Педагогические лабиринты» («Магариф-центр.рф);
- Участие в публикации сборника материалов «Одаренность, творчество, успех» Открытого регионального семинара «Развитие и совершенствование системы работы с одаренными детьми в рамках РИП» (МБУ «ИМЦ» МАУ ДО «ГДТДиМ №1» г. Наб. Челны);
- Участие в республиканских семинарах для педагогов ДОО на темы: «Игровые технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС», «Актуальные проблемы повышения качества образования в ДОО в условиях реализации ФГОС», «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО», «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОО в условиях реализации ФГОС»; региональные семинары – практикумы: «Инновационная деятельность педагога в ДОО в условиях реализации ФГОС», «Распространение опыта практической и творческой деятельности педагогов ДОУ» (АНО ЦРиО «Центр образования»);
- Участие в республиканском семинаре – практикуме для педагогов «Сотрудничество ДОУ и семьи в ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО» (ГАПОУ «НЧПК» и МБДОУ № 99 «Дулкын»);
- Участие во Всероссийской научно – практической конференции «Современные педагогические технологии в работе ДОУ и педагогов ДО в рамках ФГОС» (УВО «ТИСБИ» кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального школьного образования);
- Участие в публикации сборника «Моделирование образовательной среды по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста» (МБДОУ «Детский сад № 38 «Аленький цветочек»);
- Организация открытого научно – практического семинара «Моделирование условий для организации познавательной деятельности по формированию математических представлений через игровое пространство» (ГАПОУ «НЧПК» и МБДОУ № 33 «Колобок»);
- Организация открытого семинара – практикума «Современная работа музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях» (ГАПОУ «НЧПК» и МБДОУ № 33 «Колобок»);
С педагогами и родителями подготовительных групп были проведены мастер классы, где они познакомились и попробовали изготовить разнообразные изделия, пробовали роспись на камнях и изготовление изделий из шерсти, принимали активное участие в различных праздниках и развлечениях, а также попробовали стать аниматорами и организаторами данных праздников. Принимали активное участие в празднике ремесел, где была видео презентация профессий и ремесел «Города Мастеров».
В конце учебного года педагоги подготовительных групп провели итоговую диагностику по формированию представлений о профессиях у детей подготовительного возраста.
Несмотря на то, что количество детей подготовительного возраста увеличилось
(38 детей в 18 – 19 уч. г.; 44 ребенка в 19 – 20 уч. году),
но результаты диагностики на конец года значительно улучшились.
Так из 44 детей, высокий уровень составляет 33/75%, средний – 11/25%, низкий – 0.
По сравнению с предыдущим учебным годом (25/66%; 12/32%; 1/2%) прослеживается хорошая положительная динамика, как с показателями высокого уровня, так и низкого уровня развития детей в этом году уже нет.
Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Работу по ранней профориентации необходимо продолжить.
Работать по проекту в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Осуществлять ориентацию детей на трудовую подготовку, на ранний выбор востребованных профессий.
Учить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям.
Задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Перспективы МБДОУ «Детский сад № 33 «Колобок» в данном направлении:
- вести активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профессиональной ориентации среди родителей ДОУ и педагогов города через участие в семинарах, мастер – классах и конференциях по обмену опытом раннего профориентирования детей дошкольного возраста;
- совершенствовать работу в МБДОУ «Детский сад № 33 «Колобок» с использованием современных педагогических и инновационных технологий. Запланировать проведение фестиваля «Выбор профессий всегда важен» в течение следующего учебного года;
- творческой группе педагогов продолжить работу по Проекту ранней профессиональной ориентации с детьми подготовительных групп;
- продолжать обогащать предметно – развивающую среду ДОУ для ознакомления старших дошкольников с трудом и трудовыми взаимоотношениями в различных профессиях;
- активизировать работу с родителями по привлечению к совместной деятельности с детьми по ранней профориентации.