Бикмухаметова Лиана Раисовна,
Гараева Лейсан Миннуровна,
Хазишина Лилия Закировна
воспитатели
МБДОУ №2 “Теремок” г.Азнакаево
Содержание:
Введение.
- Понятие системы работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. 4
- Актуальность. 6
- Обоснование значимости проекта. 8
- Цель и задачи развития речи детей. 10
- Методы развития речи детей. 12
- Приемы и средства развития речи детей. 13
- Программа реализации проекта 14
- Сроки реализации проекта. 21
- Этапы проекта. 21
- Предполагаемая эффективность проекта. 23
11. Используемая литература 24
Введение
Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, встает вопрос профилактики речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования..
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка.
1. Понятие системы работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении.
В современной науке педагогическая система определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколений (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.). В трактовке Н.В.Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования, средства педагогической коммуникации, воспитанники и педагоги. Она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач. Педагоги и воспитанники как субъекты являются главными составляющим педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии соответствующей развивающей среды, включающей разнообразные педагогические средства.
Содержание образования и средства — еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.
Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования. Такое понимание в полной мере относится и к системе работы по развитию речи детей.
Системность в работе по развитию речи определяется также самой языковой системой, которая представляет собой множество языковых элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенное единство и целостность.
Таким образом, система работы по развитию речи представляет собой сложное образование, включающее такие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты, как: цель и задачи речевого развития детей (развитие речевой способности, овладение нормами языка и речи); содержание работы по развитию разных сторон речи (развитие фонетических, лексических, грамматических умений и навыков, диалогической и монологической речи); принципы обучения речи (общедидактические и методические); средства и организационные формы речевого воспитания;
методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков;
диагностика речевого развития детей.
2. Актуальность
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Задержка в развитии речи – один из самых первых предвестников плохой успеваемости в школе. Если к моменту поступления в школу у ребёнка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с письмом и чтением.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря,
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
3. Обоснование значимости проекта.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом благоприятных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. Важнейшие источники развития выразительности детской речи – это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования “Речевое развитие” выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева рассматривают родной язык как сокровищницу всех знаний, как основу всякого понимания и умственного развития. Родной язык рассматривается как источник богатейших знаний и всестороннего развития ребенка: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка» (К.Д. Ушинский).
4. Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский).
Е.И.Тихеева признавала задачей первостепенной важности накопление богатого и прочного внутреннего содержания, возникновение и упрочение значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. Овладение формами речи, по ее мнению, должно стоять вслед за содержанием. Однако, «гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова». Таким образом, в качестве главного требования к речи детей рассматривала ее содержательность. Детские высказывания должны опираться на четкие представления, за каждым словом должен стоять определенный жизненный опыт. Речь детей должна быть также понятной, последовательной, выразительной, правильной. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.
Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи.
В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием грамматического строя, диалогической и монологической речи, воспитанием звуковой культуры речи.
Основные задачи речевого развития:
1. Овладение речью как средством общения и культуры;
2. Обогащение активного словаря;
3. Развитие речевого творчества;
4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.
5. Методы развития речи детей
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
6. Приемы развития речи
Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос)
Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)
Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры.
Cредства развития речи:
1 Обучение родной речи на занятиях;
2 Художественная литература;
3. Изобразительное искусство, музыка, театр;
4. Занятия по другим разделам программы;
5. Общение взрослых и детей;
6. Культурная языковая среда;
7. Программы реализации проекта.
Развитие речи детей через устное народное творчество.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения ,начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат,
фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а “котенька”, “коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:
Тук-тук-тук. Кто там?
– Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
– А я киска мяу-мяу-мяу.
– Иди, киса, в теремок, иди, иди!
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:
Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Нарисуй пословицу (домашнее задание).
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.
Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развит
8. Сроки реализации проекта – долгосрочный. С сентября по июнь.
9. Этапы проекта.
I этап
Направление и содержание работы |
Цель |
Срок |
Изучение литературы |
Пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей. |
Июнь – август |
Работа с родителями |
Донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей. |
В течении учебного года |
II этап
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
||
Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей » (консультация) |
Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1) |
сентябрь |
Консультации на тему « Народное творчество в воспитании детей» |
Пополнять знание родителей об устном народном творчестве для совместной работы в воспитании детей (приложения 2-4) |
ноябрь |
Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки» |
Приобщать родителей путём организации в условиях детского сада, помочь понять родителям их обязанности в воспитании детей. |
февраль |
Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
март |
|
Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. |
апрель |
III этап
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
|
СРОКИ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
сентябрь |
Знакомство с потешками, применение потешек воспитателем при адаптации детей. |
Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). |
|
Разучивание подвижной игры: «Мишка косолапый» |
|
октябрь |
Показ кукольного театра по сказке « Колобок». |
Обыгрывание с детьми потешек « Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка…». |
|
Разучивание подвижной игры: «Курочка Хохлатка». |
|
ноябрь |
Знакомство со сказкой « Заюшкина избушка». |
Знакомство с потешками « Птичий двор», « Зайчишка трусишка». |
|
Разучивание хороводной игры: «Заинька походи, серенький походи…» |
|
декабрь |
Показ настольного театра по сказке « Репка ». |
Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя : веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево. |
|
Разучивание подвижной игры «Птичий двор» |
|
январь |
Знакомство с потешками « Как у нашего кота», « Солнышко – колоколнышко». Показ кукольного театра по сказке «Теремок» |
Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок». |
|
февраль |
Знакомство с песенками. Игра-драматизация по сказке «Курочка ряба» |
Обыгрывание потешек воспитателя с детьми: «Как у нашего кота», « Вот как солнышко встаёт». |
|
Разучивание хороводной игры «Мыши водят хоровод». |
|
март |
Показ сказки «Колобок» (куклы-марионетки). |
Знакомство с загадками |
|
Разучивание подвижной игры «Птички и автомобиль» |
|
апрель |
Чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные. |
Игра-имитация под музыку: «Весёлый дождик», «листочки летят по ветру и падают на дорожку». |
|
Разучивание подвижной игры «лохматый пёс» |
|
май |
На материале потешек, учить детей понимать «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Игра-драматизация по сказке «Лиса и заяц» |
|
Разучивание подвижной игры «Птички в гнёздышках» |
|
июнь |
Народные и хороводные игры на свежем воздухе. Обыгрывание песенок и потешек. |
10. Предполагаемая эффективность проекта – дети владеют связной речью, художественно-выразительными
средствами родного языка;
понимает мораль народного поэтического слова;
обладает богатым лексическим запасом;
проявляет эмоциональную отзывчивость к народному эпосу,
предметам старины;
сочиняют сказки, потешки.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
- Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – С. 130 – 132.
- Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. образования [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
- Шадрина, Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования [Электронное издание] / Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 220-228. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Еlibrary». – Режим доступа: http://elibrary.ru
- Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / В.И. Турченко. – Электрон. текстовые дан. – М. : ФЛИНТА. – 2013. – 256 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=13068
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПБ.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.
- Постникова Н.В., «В гостях у бабушки Даши»// Ребёнок в детском саду № 4,2007.-стр. 34-37.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.