Воякина Ирина Сергеевна
воспитатель детского сада
МБДОУ «Детский сад №28»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Дошкольные образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом.
Так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в
программах, по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс в детских садах.
При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные, игры с использованием макетов; подвижные.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то – водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД. Для удобства использования создается специальная картотека. Давайте познакомимся, какие именно игры в нее входят.
Дидактические игры по ПДД
Все игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге. К первой группе можно
отнести следующие игры:
– «Собери дорожный знак»;
– «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;
– «Собери дорожный узелок»;
– «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т.д.
Во вторую группу дидактических игр по ПДД относят:
– «Большая прогулка»;
– «Дорожная азбука»;
– «Чудо- светофор»;
– «Разрезные картинки»; и т.д.
Для проведения всех этих дидактических игр необходимо изготовить наглядный материал. Это: основные знаки, регулирующие дорожное движение; светофор; изображения регулировщика; картинки или макеты различного транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями.
Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины, КВН): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Зеленый огонек», «Светофория». Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
Интерактивные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Повелители непогоды», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
Игры с использованием макета
Цель: изготовление макета для обучения и игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста по ПДД.
Задачи: познакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, расширить знания о правилах безопасного
поведения детей на дороге; активизировать детей на самостоятельную деятельность. На макете отражены все необходимые компоненты для детей дошкольного возраста:
1. Фото объекта образовательного учреждения.
2. Перекрестки
3.Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Место остановки автобуса».
4. Дорога с разметкой: «Зебра», «Сплошная разделительная полоса», «Прерывистая разделительная полоса».
5. Проезжая часть.
6. Направление движения транспортного потока.
7. Движение детей в (из) образовательного учреждения.
8. Опасные участки.
9. Почтовый ящик.
Применение этого макета очень многообразно. Воспитатели используют его и в самостоятельной деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, где дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада. Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Сюжетно – ролевые игры
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое
закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно – ролевая игра. Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.
Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детского сада, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.).
Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители». Цель: обобщить и расширить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора.
Сюжетно – ролевая игра «Пассажиры в автобусе» Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить понятие «автобус» как видом транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель».
Сюжетно-ролевая игра «Регулируемый перекрёсток». Цель: закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; познакомить со знаком «Регулируемый перекрёсток»;
В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся»,
рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ). У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие.
Подвижные игры.
Подвижные игры так же помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и
пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГБДД. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой. Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков, а именно. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (что-то начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т.д.). Для формирования таких двигательных навыков, как. Определение расстояния (далеко – близко). Скорости (быстрее – медленнее). Размеров (больше – меньше), видимости (кого видно, а кого нет, заслонен ли транспорт), с детьми нужно постоянно играть в подвижные игры.
Подвижная игра «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.
Подвижная игра «Стоп -Идите» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Цель: совершенствование умений свободно ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе, быть внимательным.
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.
Используемая литература:
1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева Е. Н., Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет./ Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, Е. Н.Яковлева. СПб., 2014г.-243с.
2. Кирьянова В.Н., Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма./ В. Н. Кирьянова.М.: Издательский дом третий Рим, 2013г.-56 с.
3. Селевко Г. В., Современные образовательные технологии./ Г. В. Селевко. М.: «Народное образование», 2014г.- 256 с.
4. Эльконин Л. Б., Психология игры. 2-е изд-е. / Л. Б. Эльконин М.: Туманит. Изд. центр Владос, 2013г.-269с.
5. Яковлев В. Ф., Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. / В.Ф Яковлев. М.: Издательский дом третий Рим, 2014г.- 192с.