Веневитина Елена Александровна,
Сибгатулина Гульсира Минигалиевна
старший воспитатель,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №10»
г. Лениногорск, Республика Татарстан
Методическая разработка использования лэпбука
«С любовью о России»
для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. К сожалению, у современных детей не всегда присутствует представление о патриотизме. Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Одним из эффективных способов организации взаимодействия с детьми в этом направлении является создание дидактических пособий, систематизирующих информацию и приёмы работы, которые мотивируют детей к осознанному усвоению материала по знакомству с родной страной – вызывают чувство гордости за свою страну, будят интерес к её истории.
Практическая значимость: электронный лэпбук предназначен для формирования нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством организации серии интерактивных дидактических заданий. Пособие содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей, а также он рассчитан для организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников. Материал систематизирован и распределен на модули, тем самым облегчая его использование для изучения и закрепления конкретных тем. Интерактивность пособия, его необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным, тем самым располагая их к более продуктивной работе. Электронный лэпбук отвечает следующим принципам:
Интерактивность. Во время занятий ребенок выполняет ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание материала, навигацию, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.
Доступность. Методика изложения материала доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью педагога, так и самостоятельно.
Последовательность изложения. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволяет инициировать любое обращение к пройденной или последующей информации.
Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на модули (в основе модулей – темы). Модульность позволяет выстраивать обучение индивидуально, вариативно, в зависимости от решаемых задач обучения.
Новизна: Самобытность электронного лэпбука «С любовью о России» проявляется именно в плане формы, где осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.
Цель данного электронного лэпбука: расширить и систематизировать знания детей о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
Воспитывающие:
- Воспитывать познавательный интерес к своей стране.
- Воспитывать бережное отношение к природе России, её богатствам.
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
- Воспитывать толерантное уважительное отношение к людям другой нации.
- Воспитывать патриотические чувства средствами музыки – песнями о России.
Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, памяти, гражданского самосознания.
- Развивать умение работать по инструкции, используя условные обозначения, навигацию.
- Развивать речевую инициативу и самостоятельность детей при использовании электронного лэпбука.
Обучающие:
- Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут
- Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России – Москвой.
- Сформировать знания о статусе и полномочиях Президента РФ.
- Дать представление о наиболее многочисленных народах, населяющих Россию.
- Расширить представления детей о русской культуре, традициях через ознакомление с народными промыслами.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели ДОУ.
Ожидаемые результаты:
– у детей формируется интерес к своей родине, чувство любви и гордости к своей стране;
– дети имеют элементарные сведения о стране и её символике, узнают мелодию гимна;
– дети знают и рассказывают о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины, узнают и называют Красную площадь, Кремль;
– дети узнают и называют президента России, имеют представление, где находится его резиденция, кабинет и др.
– дети, рассказывают что Россия – страна богатая полезными ископаемыми;
– дети рассказывают, что Россия страна многонациональная, называют народы, которые проживают на её территории;
– у детей появилось чувство уважения к людям других национальностей;
– дети имеют представление о народных промыслах;
– дети знают и исполняют песни о России, у них обогатился песенный репертуар патриотического содержания;
– дети знают и называют животных и птиц, которые обитают на территории России.
Методические советы:
Лэпбук разработан с помощью форматов звуковых, анимационных файлов, поддерживаемые в PowerPoint 2010, PowerPoint 2013 и более новых версиях, т.е. в слайды добавлены звук, анимация, мультимедиа, рисунки, фигуры и другие объекты презентаций. Чтобы звуковые файлы были доступны на других компьютерах, создана «папка», где хранится презентация и нужный звук для неё.
Электронный лэпбук представляет собой интерактивное пособие, в котором есть раздел «меню» и «навигация». «Меню» состоит из 8 модулей, которые обеспечивают комплексный подход в приобщении дошкольников к истории и культуре родной страны – России. Навигация регулирует процесс перехода к разделам:
– «Звезда» – нажатие на данный условный знак раскрывает дополнительную информацию о предмете.
– «Стрелка» – указывает прохождение на следующий этап.
– «Домик» – возврат в раздел «Меню».
Данная навигация доступна для восприятия дошкольников, рассчитана для организации не только совместной, но и самостоятельной деятельности воспитанников.
Функция педагога (в процессе совместной деятельности заключается в проведении бесед, в пояснении, объяснении и чтении информации со слайдов.
Описание содержимого электронного лэпбука:
1 слайд: титульный лист с информацией об авторе и название лэпбука.
2 слайд: навигация
- слайд: 8 модулей с гиперссылками:
1 модуль: «Государственные символы»
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о государственной символике РФ.
Здесь представлены 3 главных государственных символа: флаг, герб, гимн. С помощью управляющей кнопки («звёздочка») можно узнать, что символизируют цвета флага России, кто такой Георгий Победоносец, изображённый на гербе России, кто авторы гимна, прослушать его в исполнении смешанного хора.
- модуль: «Президент России»
Цель: актуализировать знания детей о профессии президент, формировать гражданскую позицию, уважение к государству и институтам власти.
Здесь представлены фото Президента России Владимира Владимировича Путина, место его работы: Красная площадь, Сенатский дворец Московского Кремля. С помощью управляющей кнопки «звёздочка» предлагается совершить экскурсию в рабочий кабинет Президента, по залам Сенатского дворца, где проходят встречи, мероприятия: зал переговоров, Георгиевский зал, Малахитовый зал, Александровский зал.
- модуль: «Города России»
Цель: расширять и закреплять знания детей о своей стране – России и городах, как части России.
В модуле представлена карта России с указанием некоторых крупных городов России. С помощью управляющих кнопок («звёздочки») можно увидеть фотографии городов России: Краснодар, Нижний Новгород, Петропавловск- Камчатский, Краснодар, Новосибирск, Казань, Санкт-Петербург, Владивосток.
- модуль: «Многонациональная Россия»
Цель: ознакомить детей с разными народами, населяющими Россию; побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
На слайде представлены самые многочисленные народы, проживающие на территории России: русские- 80%, татары-3,8%, украинцы-2%, башкиры -1%, чуваши -1%, чеченцы- 0,9%, армяне-0,7%, казахи- 0,6%, белорусы-0,5%.
- модуль: «Природные богатства»
Цель: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли.
На слайде представлены условные символы природных ископаемых России (нефть, газ, каменный уголь, алмазы), информацию о добыче которых можно узнать через управляющие кнопки «звёздочки».
- модуль: «Народные промыслы»
Цель: приобщение дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами.
Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства. На слайде представлены продукты народных художественных промыслов, нажав на которые, можно узнать название промысла, увидеть производство художественных изделий: игрушки, украшения и бытовые предметы и др.
7 модуль: «Песни о России»
Цель: воспитывать патриотические чувства средствами музыки – песнями о России.
Песни о Родине оказывают на человека особое воздействие: слушая их, умом и сердцем понимаешь, что только мы, люди, живущие сегодня, способны защитить нашу страну от врагов, можем радоваться причастности к великой Победе, можем объединиться во имя будущего нашего Отечества. Возможно, с помощью этих песен ребята будут лучше знать историю своей страны, научатся любить Родину и гордиться ей. Поэтому в данный модуль включены песни о России, о красоте природы родного края, песни, написанные советскими композиторами, русские народные песни. В данном модуле представлены фрагменты 3 песен: «Песня о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева), «Гляжу в озёра синие» (слова И. Шаферана, музыка Л. Афанасьева), «Красно солнышко» (слова И. Шаферана, музыка П. Аедоницкого). Каждая песня сопровождается слайд-шоу из фотографий на тему «Времена года», «Водная стихия России: реки, моря, озёра», «Народные традиции».
- модуль: «Животный мир»
Цель: воспитывать экологическую культуру дошкольников посредством обобщения представлений детей о диких животных России.
Данный модуль представлен в виде загадок про животных, обитающих на территории России. Ответы на загадки представлены фотографиями животных в естественной среде. Загадки про следующих животных: заяц, волк, лиса, медведь, барсук, лось, амурский тигр, северный олень, крот, белка, рысь, кабан.