Акбирова Гульназ Табрисовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Набережночелнинская школа №69»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Пояснительная записка
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации. Особая роль при этом отводится работе над развитием речи обучающихся, поскольку это даёт возможность добиваться лучшей социальной адаптации, развивать себя как личность, повышать свой уровень коммуникабельности. Достичь эффективности обучения в школе также можно за счёт умелой организации коррекционной деятельности и применения различных инновационных технологий и методов обучения.
Данный урок – урок развития речи. Занятие разработано по темам двух проектов «Развитие связной устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в школе для детей с ОВЗ» и «Использование метода технологии критического мышления (интеллект-карт) на уроках русского языка и чтения в школе для детей с ОВЗ». Учителем осуществляется работа по систематизации упражнений и заданий по развитию связной устной и письменной речи в старших классах на уроках русского языка и чтения. И одним из видов упражнений по развитию речи являются анализ текста, характеристика героев, проводимых на уроке, а также создание интеллект-карт.
Урок был разработан для учащихся 9 классов в соответствии с государственными требованиями на основе рабочей программы. Содержание рабочей программы учебного курса чтения для 9 класса выбрано на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы проанализировать содержание рассказа М. Горького «Песня о Соколе»; повторить биографию и творчество М. Горького, рассказ «Песня о Соколе»; способствовать формированию умения выборочно выразительно читать текст по ролям, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять, в чём смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявлять авторскую позицию и способы её выражения, определять тему и идею рассказа, высказывать своё мнение, рассуждать; работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, внимания, наблюдательности, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей; прививать любовь к чтению художественной литературы; воспитывать нравственные качества: чувство ответственности за себя, уважение к окружающим, умение делать правильный выбор в жизни; определять свою роль в жизни общества. Тип урока – урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Особое внимание в предлагаемой разработке уделяется словарной работе, работе с текстом (тщательному анализу содержания произведения, составлению характеристики героев), работе по развитию речи (в том числе связной), использованию методов технологии критического мышления («толстых» и «тонких» вопросов, приёма «Правильные и неправильные утверждения», составлению интеллект-карт к рассказу и их защите), знакомству с различными приёмами: аллегорией, аналогией, афоризмами.
В соответствии с задачами урока учитель применяет такие методы обучения, как словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, проблемные, методы технологии критического мышления, а также различные педагогические технологии, в том числе индивидуализации обучения (дифференцированные, разноуровневые задания), используемые для достижения требуемых результатов обучения, соответствующие психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
На уроке также ведётся работа по коррекции навыков чтения. Во время речевой разминки отрабатываются навыки выразительности чтения, упражнения на регулирование громкости речи.
Занятие насыщено необходимым для работы оборудованием, наглядностью.
На уроке в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами проводятся две физкультурные паузы.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать текст, передавать содержание прочитанного произведения, объяснять смысл названия произведения, слов и выражений, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять тему и идею произведения; обогатят словарный запас; научатся аргументировать ответ, доказывать свою точку зрения, оценивать свою работу на уроке и ответы одноклассников, нести ответственность за других людей и за всё происходящее, уметь делать правильный выбор в жизни, определять свою роль в жизни общества. Итогом урока будет достижение поставленных целей и задач, а также умение применять полученные знания на практике.
Тема: «М. Горький «Песня о Соколе». Анализ текста».
Цель: проанализировать содержание рассказа «М. Горький «Песня о Соколе». Анализ текста».
Задачи:
1. Образовательные:
повторить биографию и творчество М. Горького, рассказ «Песня о Соколе»;
способствовать формированию умения выборочно выразительно читать текст по ролям, анализировать его содержание, давать характеристику героев, определять, в чём смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявлять авторскую позицию и способы её выражения, определять тему и идею рассказа, высказывать своё мнение, рассуждать.
2. Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, внимания, наблюдательности, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.
3. Воспитательные:
прививать любовь к чтению художественной литературы;
воспитывать нравственные качества: чувство ответственности за себя, уважение к окружающим, умение делать правильный выбор в жизни; определять свою роль в жизни общества.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Оборудования:
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– иллюстрации к рассказу «М. Горький «Песня о Соколе». Анализ текста»;
– интеллект-карты по произведению;
– тесты для отдельных учащихся;
– А.К. Аксёнова, М.И. Шишкова. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. – М.: Просвещение, 2015.
Тип урока – урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Ход урока.
«Безумство храбрых – вот мудрость жизни».
М. Горький.
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Приветствие учеников, настрой на работу.
II. Речевая разминка. (Слайд 2)
1. Артикуляционная гимнастика.
• И – э – а – о – у – ы.
• Пи – пэ – па – по – пу – пы.
• БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС (чтение согласных с какой-нибудь гласной, например, с гласной «о»)
2. Чтение скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
1. Вступительное слово учителя.
– Максим Горький… Певец жизни, Человека, красоты. Его необыкновенный художественный мир – мир легендарных героев, человеческих мыслей и чувств, романтических устремлений. Кто этот удивительный человек, какую жизнь он прожил? Об этом мы говорили с вами на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные факты биографии и творчества М. Горького.
2. Краткий пересказ учащимися биографии М. Горького. (Слайды 3-9)
3. Проверка усвоения информации.
(Приём «Правильные и неправильные утверждения»)
– Давайте проверим ваши знания по биографии писателя. Для этого я предлагаю вам выбрать на слайде «Правильные и неправильные утверждения», которые относятся к биографии М. Горького. (Слайд 10)
4. Слово учителя. (Слайды 11-12)
Горький – человек, влюблённый в жизнь, взлёты и падения людей ему интересны для раскрытия возможностей человеческой личности. С равной степенью пристальности всматривается он и в язвы жизни, и в её праздники.
В каждом человеке сочетаются разные стороны натуры: низменное и высокое. Именно это интересует Горького. Как же проявляется человек в различных жизненных обстоятельствах? Что именно побуждает его к подвигу и предательству?
Рубежи веков всегда были временем осознания пропастей и вершин жизни, её горя и радостей потому, что в периоды разломов человеческой истории, так же как и в разломах гор, обнаруживаются и обнажаются все породы в пластах времени. Поэтому искусство конца XIX – начала XX веков по сути своей полярно: оно исследует как высшие формы человеческой души, так и самые низменные её проявления. Именно об этом знаменитая «Песня о Соколе», которая впервые была напечатана в 1895 году. Она сразу стала программой жизни тогдашней русской молодёжи, которая всё настойчивее искала выход из тупика бесправия и угнетения России.
– Дома вы должны были перечитать рассказ «Песня о Соколе» и ответить на вопросы:
1. Какие чувства, впечатления оставил у вас на душе этот рассказ?
2. Почему рассказ М. Горького называется «Песня о Соколе»? Можно ли было по-другому назвать произведение?
3. В чём смысл жизни?
А также отдельным учащимся было предложено составить интеллект-карту к изученному произведению.
В течение урока я выслушаю ваши мнения.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Знакомство с темой урока, его целями. (Слайды 13-14)
– На прошлом уроке мы прочитали рассказ М. Горького «Песня о Соколе». Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
– Верно, сегодня на уроке мы постараемся подробно проанализировать текст, сделаем характеристику героев, определим, в чём смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявим авторскую позицию и способы её выражения. Самое главное: мы должны понять, какова тема и идея рассказа, т.е. о чём говорится в тексте и чему учит данное произведение.
– Сегодняшний урок не совсем обычный. Это урок развития речи. Всё время урока мы посвятим работе с текстом.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми III группы (тест).
2. Анализ содержания рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
А) Приём «тонкие и толстые вопросы».
– Кто является героем произведения?
– Что мы можем о нём узнать?
– Зачем нам это знать? (Взять пример, расширить свой кругозор, стать умнее, оценивать свои и чужие поступки.)
– Обратимся к композиции произведения. В рассказе М. Горького «Песня о Соколе» две главы. В 1-ой главе говорится о противопоставлении Сокола и Ужа, во 2-й – речь идёт о размышлениях Ужа и даётся песня моря о погибшем Соколе.
– Расскажите, что вы узнали из «Песни…» о Соколе?
Б) Чтение отрывка текста по ролям. (Стр.166-167)
От слов «Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи…» до слов «И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня…».
В) Приём «тонкие и толстые вопросы».
– Объясните, почему Сокол так рвётся в небо. Что восхищает Сокола в нём, о чём Сокол мечтает?
– Найдите определения, которые использует М. Горький для характеристики Сокола.
– Прочитайте строчки, в которых говорится о том, как море воспринимает смерть гордой птицы.
– Расскажите, что в узнали из «Песни…» об Уже.
– Как описывает М. Горький ущелье? С какой целью он противопоставляет небо, где живёт Сокол, и ущелье, где живёт Уж?
– Какую композиционную роль выполняет пейзаж? (Величественный и грозный пейзаж – преддверие появления главного героя – Сокола – такого же вдохновлённого, как и природа. На фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в «Песне о Соколе» Сокол, сражённый в бою.)
– Что Уж думает о небе после разговора с Соколом и после попытки взлететь в небо? Почему он уверен в том, что полёт в небо – это обязательно падение? Прав ли он?
– Прочитайте ещё раз слова, в которых Уж выражает уверенность в том, что он всё знает о небе. О какой черте характера говорят эти слова? Найдите в тексте предложение, похожее на поговорку, которая метко характеризует Ужа.
– Докажите, что Сокол – свободолюбив, смел, горд, а Уж – труслив, невежествен, самоуверен.
– Прочитайте строки текста, в которых описываются водяной поток, море. Объясните значение слова «седой», употреблённого автором при описании потока. Для чего М. Горький использует словосочетание «львиный рёв»? Что подчёркивается этим словосочетанием? Назовите слова, употреблённые в переносном значении для характеристики моря и водяного потока.
– Скажите, чем похожа «Песня о Соколе» М. Горького на сказку, чем – на басню? Как вы думаете, каких людей изобразил М. Горький в образах Сокола и Ужа? На чьей стороне его симпатии? А ваши? Почему?
– Вспомните имена героев, жизнь которых была подвигом, примером для других. Что вы о них читали?
– Рассказ написан, как песня. В нём есть ритм, но нет рифмы. При чтении песни нужно соблюдать этот ритм.
3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайды 15-18)
4. Анализ содержания рассказа «Песня о Соколе» М. Горького.
– В рассказе много выражений, ставших пословицами, афоризмами.
Словарная работа: «афоризм» (краткое выразительное изречение). (Слайд 19)
– В произведении какого автора прозвучал афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта», кто помнит? Как вы понимаете его смысл? (В.Г. Короленко. По мнению писателя, человек должен быть счастлив. Как птице свойственно летать, так и человеку свойственно быть счастливым.)
– Какое содержание в понятие «счастье» вкладывают герои горьковской «Песни о Соколе»?
Для Сокола – счастье в битве с врагом, его любимая стихия – небо, простор. Удел Ужа – прямой противоположности Сокола – тёмное ущелье, где тепло и сыро.
– Выпишите афоризмы, характеризующие мировосприятие и взгляды Сокола и Ужа. (Слайд 20)
Прочитайте их и объясните их значение.
– В какой из них, по вашему мнению, заключена главная мысль «Песни о Соколе»?
Г) Обобщающее значение образов Сокола и Ужа.
– Кого подразумевает автор под образом Сокола и Ужа?
Автор показывает два типа людей: ужей, т.е. людей – обывателей, для которых идеалом жизни является покой, и соколов, т.е. людей – борцов, для которых идеалом жизни является действие и борьба. (Слайд 21)
– Какой художественный приём использует автор? (Аллегорию.)
Словарная работа: «аллегория» (иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления при помощи конкретного жизненного образа с целью наглядно показать его существенные черты). (Слайд 22)
То есть, изображая птиц, автор подразумевает под ними определённые человеческие характеры и их взаимоотношения, как бы очеловечивает их.
– Как вы думаете, почему писатель применил этот приём?
Аллегория – приём, маскирующий содержание. Он дал возможность автору, не называя вещи своими именами, вложить в «Песню о Соколе» глубоко революционное, политическое значение, которое, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой. Приём аллегории дополняется приёмом контраста, с помощью которого ярче оттеняется непримиримая противоположность образов Сокола и Ужа.
Д) Приём «Аналогия».
– В жизни часто так бывает, что одни люди смелые, гордые, а другие – трусливые и невежественные, мы с вами уже изучали произведения, в которых герои тоже разные.
– Подберите аналогию: кто имеет статус «Сокола», а кто «Ужа» в предложенных произведениях. (Слайд 23)
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжёлые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по-другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить, что мы – люди и должны ими оставаться.
(Слайд 24)
VI. Обобщение и систематизация знаний.
- Беседа с обучающимися по вопросам (вопросы «Толстые»):
– Назовите героя произведения? (Сокол и Уж.)
(А в начале урока мы предположили, что герой только один.)
– А почему в названии произведения только один герой? (Он выражает смелость, храбрость, независимость.)
– Что произошло с героем? (Он умер.)
– Почему рассказ М. Горького называется «Песня о Соколе»? Можно ли было по-другому назвать произведение?
– Какие чувства, впечатления оставил у вас на душе этот рассказ?
– В чём смысл жизни?
– Прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами – живём, чтобы…:
… быть успешными в делах, семье; … нести ответственность за себя, за других; … найти себя; … жить; … действовать; … работать; … быть счастливыми. (Слайд 25)
– А какое высказывание ближе вам?
2. Представление своих интеллект-карт к рассказу М. Горького «Песня о Соколе» отдельными учащимися, объяснение их смысла, защита. (По методу технологии критического мышления на уроках чтения.)
3. Работа в группах. (Слайд 26)
Составление интеллект-карты к рассказу М. Горького «Песня о Соколе».
4. Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми III группы.
Чтение (слоговое) данными учащимися отрывков текста.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
– Значение «Песни о Соколе» огромно. Писатель своим рассказом выразил своё отношение к двум типам людей. В одном из произведений Горького есть такие строки: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут, ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют». Эти строки соотносятся с жизненной позицией людей, похожих на Ужа. Писатель осуждает их слепоту. Ему по душе герои, которые заслуживают памяти людей, о которых складывают песни и сказки.
– Одной из задач урока было: учиться определять тему и идею рассказа.
– О чём говорится в произведении?
– Чему учит рассказ? (Рассказ учит тому, чтобы быть активными, деятельными, проживать такую жизнь, чтобы после себя оставить добрую память. Каждый человек всегда должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни.).
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чему учились?
Оценивание своей работы на уроке учениками.
Выставление и комментирование отметок учителем.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание на выбор (творческое, дифференцированное):
1. Составить интеллект-карту. (Для обучающихся I и II групп)
2. Выучить наизусть песню моря о погибшем Соколе. (Для обучающихся I, II, III групп) (Слайд 27)
Литература
1. Аксёнова А.К., Шишкова М.И.. Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. – М.: Просвещение, 2015.
2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1994.
3. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2000.
4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2003.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2011.
7. Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Волгоград, Братья Гринины, 2000. (Слайд 28)
Ссылки на графические объекты
https://1.bp.blogspot.com/-6SQ69rHmNbQ/WffSqUWbDGI/AAAAAAABbRw/3-jNCsLo1vM8QEXTOM3xSZ8JduCgZeKnQCLcBGAs/s1600/52a.jpg
http://istor-vestnik.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/455pxMaxim_Gorky_authographed_portrait-e1358319012169.jpg
http://zabavnik.club/wp-content/uploads/23-1528.jpg
http://900igr.net/up/datai/89311/0008-031-.jpg
https://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/35/34026/34026_html_15f3fa03.jpg
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/33/280/33280596_11214.jpg
https://img.ex.co/image/upload/ar_1.5,c_crop/q_auto:good,f_auto,fl_lossy,w_640,c_limit,dpr_1/v1606573957/vwjgxded4zww9vtri1sx.png
https://sun1-83.userapi.com/impf/K4UJrV__0dIYsIrMrFuiyyX-QEfY3Q_-3GZ2Jw/e8yy_MMS9dA.jpg?size=1100×790&quality=96&proxy=1&sign=ca111bbeeed81568f015a9eddc7e38bc&c_uniq_tag=JiewJwFlHFK2Tapbjq1Wgjtzkxurid2hbJQl9d49JiM
https://cubapubmoscow.ru/wp-content/uploads/screenshot_2020-09-24-biblioteka_gorkogo-jpg-izobrazhenie-jpeg-960-640-pikselov.jpg
https://img.tourister.ru/files/1/5/8/8/0/2/2/9/clones/870_600_fixedwidth.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985268/pub_5fe8d2049c06f6134f5a62ec_5fe8d504dba1eb4af8ffc4e8/scale_1200
https://easyroom.ru/upload/medialibrary/4bc/памятникгорькому16.jpg
https://img.lookmytrips.com/images/look5dol/big-56f39847ff93673b430f1dfe-57b4ce643defb-1br9jj4.jpg
https://sgpress.ru/allimages/62719.jpg
http://www.auction-imperia.ru/i/clublot/_DSC6956-14.jpg
http://kids.slib.ru/images/im_udalos/hudozhniki/polyakov1.jpg
https://imgng.gdeslon.ru/commodities/98464070/pictures/71e5ef0e68ce1d3f6b1a42c2069182a2/big.jpg
https://files.books.ru/pic/1553001-1554000/1553634/001553634_1.jpg
https://retrokniga.com/image/2012-09/thumbs/1346607983_02-09-2012-19.jpeg
https://uralmagnit.ru/images/stories/publications/gryaduschee/Goncharov_Ksilografiya-010.jpg
https://literatura-prosto.site/wp-content/uploads/2019/09/1347774_1.jpg
http://audiohrestomatiya.ru/a_competitions/3444.jpg
http://zhurnal.siwatcher.ru/img/d/domow_m_i/06rarog/sokol.jpg (Слайд 29)
Приложение 1
Тест по рассказу М. Горького «Песня о Соколе»
1. Кто является главным героем рассказа?
Уж
Сокол
Сокол и Уж
2. Кто автор рассказа «Песня о Соколе»?
Николай Гоголь
Андрей Платонов
Максим Горький
3. Куда упал Сокол?
В ущелье
В море
В овраг
4. Почему Сокол упал?
Он был ранен
Он хотел есть
Он охотился
5. Чем занимался Уж, находясь в ущелье в горах?
Смотрел на море
Охотился
Спал
6. Что посоветовал сделать Соколу Уж?
Броситься вниз ущелья
Попытаться взлететь
Ждать помощи
7. Что мечтал сделать Сокол перед смертью?
Взлететь
Увидеть море
Убить Ужа
8. Что захотел сделать Уж, поговорив с Соколом?
Узнать, что видел Сокол в небе
Посмотреть, как там Сокол
Кушать
9. Что сделал Уж, упав на камни после попытки взлететь?
Рассмеялся
Заплакал
Умер
10. В чем, по мнению Ужа, прелесть полётов?
В паденье
В высоте
В свободе
11. Что воспевало море, подхватившее мёртвого Сокола?
Небо
Мудрого Ужа
Безумство храбрых
12. Чем заканчивается рассказ «Песня о Соколе»?
Смертью Сокола
Смертью Ужа
Песней моря о погибшем Соколе
13. Определите основную мысль рассказа.
Надо проживать такую жизнь, чтобы после себя оставить добрую память.
Надо быть сильным, готовым к борьбе, к активной жизни, переменам.
Надо быть трусливым, слабым, необразованным, вести спокойную размеренную жизнь.
Приложение 2
Интеллект-карты по чтению
по теме «М. Горький «Песня о Соколе»»