Сайфуллин Эмиль Римович
учитель английского языка и технологии
МБОУ «Адымнар-Нижнекамск»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Введение
В каком мире мы с вами живем?
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Сайфуллин Эмиль Римович.
Я являюсь учителем английского языка образовательного комплекса Адымнар-Нижнекамск. Тема моего мастер-класса: Новые технологии по развитию читательской грамотности в условиях новой концепции мира.
До недавнего времени казалось, что все адаптировались к эпохе хаоса и научились приручать неопределенность, эфемерность и аморфность. Но миру в 2020 году был брошен новый вызов, размывший привычный контур нашего мира. В каком же мире мы с вами живем сегодня?
У каждого есть такие листочки (прил. № 1), в них вам сейчас нужно в первом столбике «до» поставить + или -.
И в конце мастер-класса мы заполним столбик «после». Этот метод называется AR guide. Я его использую как предтекстовое задание. Также это может являться целеполаганием. И в конце я могу понять понял ли ученик текст. Заполнили? Теперь отложите листочки.
Предлагаю вам взглянуть на следующие картинки (слайд 2). Какие эмоции они у вас вызывают? (ответы)
(слайд 2-3 хрупкость), (слайд 4-5 тревожность), (слайд 6-7 нелинейность), (слайд 8-9 непостижимость)
Все это является характеристиками современного мира! Давайте поговорим о каждой из них (слайд 10).
В хрупком мире мы не можем полагаться га хрупкие по своей природе вещи. В таком мире любые привычные нам системы, способы действий, организации могут рухнуть в любой момент.
Тревожный, беспокойный мир держит нас всегда в состоянии стресса. Невозможно предсказать, что случится дальше. Ситуации последних лет особенно ярко это показывают. Согласны?
Нелинейный мир не позволяет установить четкие связи между причинами и следствиями, например, между нашими действиями и их результатом. Из-за того, что связанность мира усиливается, становится всё сложнее понять последствия каждого отдельного явления.
Непостижимый мир делает невозможным создание полного представления о том, что происходит. Информация обновляется с высокой скоростью, и ее переизбыток мешает нам получать верные, актуальные знания. Мы вынуждены принимать решения в ситуации неопределенности и двигаться на ощупь. Вы со мной согласны?
Если перевести эти слова на английский (слайд 11), то сложится аббревиатура BANI. Мы с вами живем в BANI мире. Это понятие ввел футурист Джеймс Кашио еще в 2016 году.
Тяжело ли учителю в BANI мире? (ответы) А теперь задумайтесь как тяжело учениками. Так как же адаптироваться к новому миру?
Сейчас я предлагаю вам закончить данные предложения. Можно использовать сколько угодно слов. (слайд 13)
Данный метод называется brain storming, его я использую в различных типах урока и на различных этапах. Будь то актуализация знаний или целеполагание.
Давайте послушаем ваши варианты, пожалуйста.
На самом деле эти предложения – это ответы на каждый вызов BANI мира предложенные самим автором концепции. Давайте сравним ваши ответы и ответы Джеймса Кашио. Похлопайте если ответы совпадают. Отлично!
Методы решения вызовов BANI мира
1) На своих уроках я решаю данные вызовы следующими методами. Стать устойчивее – значит иметь хорошие знания и навыки, чтобы на них опереться. В наше время английский язык все еще является основным языком в мире и моей задачей является научить учеников разговаривать. Для этого я использую метод LLR (слайд 14). Я вырезаю фразы из известных фильмов, и мы с ними работаем. Так как я работаю в среднем звене, дети все имеют доступ к интернету и хорошо обращаются с приложениями для обработки видео, я задаю им задания найти изученные фразы на уроке, вырезать их и принести. Мы работаем с этими видеофрагментами на уроке, и я выкладываю эти работы в свой телеграмм-канал. Давайте мы с вами прямо сейчас разучим несколько фраз из известных фильмов (слайды 15-18).
2) В тревожном мире важно уметь осознанно подходить к решению проблемы, для этого надо научиться управлять своими эмоциями. Для этого я использую метод think on paper (слайд 19). У вас есть пустой листочек, возьмите его и напишите в центре в течении 5 секунд то, что вас сейчас беспокоит и мешает сосредоточиться на моем выступлении. А теперь в течение 10 секунд напишите все, что связанно с этой проблемой по вашему мнению. Этот метод позволяет нам увидеть проблему в целом и поэтапно ее решить, что избавляет нас от негативных мыслей и настраивает на рабочий лад.
3) В нелинейном мире мы должны уметь работать с большим количеством информации. Для развития этого навыка я использую метод Brain writing и sort cards (слайд 20). Метод Brain writing заключается в том, что вы даете несколько ответов на один вопрос. Можете объединиться в группы с соседями. У каждого есть 3 маленьких листочка. На каждом листочке вам нужно дать по одному ответу на вопрос «Какова роль учителя в BANI мире, кем он является?». Теперь все ваши идеи в группе вы перемешиваете и вам нужно распределить идеи по группам. Например, одна группа может быть связана с интернет-технологиями, вторая творчеством и т.д. Это и есть метод sort cards. Какие группы у вас получились?
Как же все-таки концепция BANI мира повлияла на образовательную среду? Поменялась ли роль учителя в современном мире? Конечно же, да. Если раньше учитель являлся источником знаний, то в BANI мире учитель – это модератор образовательного контента (слайд 21).
Что же это значит? (ответы) Все верно, учитель лишь создает комфортную образовательную среду для ученика, откуда ученик может черпать актуальные знания. Это как раз и является решением последнего нашего вызова. Что это за вызов? (ответы). Верно, непостижимость мира. Именно поэтому я для своих учеников создал телеграмм-канал, где я могу быстро передавать нужную информацию, дети практически всегда имеют туда доступ. (слайд 22)
А сейчас давайте вернемся к нашим листочкам AR guide. Заполните, пожалуйста, столбик «после». Изменились ли ваши ответы?
И в завершении взгляните на слайд (слайд 23). Вы видите китайский иероглиф [вэй джи]. Он переводится «кризис». Первая часть означает «опасность», вторая «возможность». Несмотря на хрупкость, тревожность, нелинейность и непостижимость BANI мира, он нам предоставляет огромные возможности, нужно лишь научиться решать эти современные вызовы!
Список литературы:
1. Хрупкая, тревожная, нелинейная, непостижимая: что такое «эпоха BANI». – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/476185-vse-v-bani-pocemu-tak-nazyvaetsa-novaa-trevoznaa-epoha-i-kak-v-nej-zit?ysclid=ld1rfm43b6621472724 (дата обращения: 18.01.2023)
2. Блинкова Л.В., Вебер Н.П., Виноградова Л.П. Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников //Наука и образование.- 2019. – №1.
3. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2013. С. 35.
4. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание «Альманах «Пространство и Время». – 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnostiobuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt.
5. BANI versus VUCA: a new acronym to describe the world. – URL: https://stephangrabmeier.de/bani-versus-vuca/ (дата обращения: 18.01.2023)
Приложение №1.
AR guide.
Прочитайте данные утверждения. В начале мастер-класса поставьте «+» если согласны или «–» если не согласны в столбике «до». И в конце мастер-класса проделайте тоже самое в столбике «после». Сравните.
ДО |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
ПОСЛЕ |
Современный мир спокойный, понятный, постижимый. |
||
Учитель является источником знаний. |
||
Я знаю в каком мире я живу. |
||
Школа может полностью подготовить ученика к будущей жизни. |