Хайрутдинова Римма Ильинична
Ахметзянова Румия Салиховна
учителя музыка
МАОУ «Гимназия №5»,
МАОУ «СОШ №7»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………………….3
Основная часть ……………………………………………………………………..5
Ход мероприятия …………………………………………………………………..6
Заключение …………………………………………………………………………9
Список литературы …………………….……………………………………….…10
Приложение ………………………………………………………………………..11
Пояснительная записка
Каждый подросток к моменту окончания школы сталкивается с таким понятием как профориентация. «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне» (Виктор Гюго) [1]. В свою очередь советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики Черниговская Татьяна Владимировна утверждает: «Творческие люди имеют широкий спектр способностей». Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе одной из главных задач ставит воспитание творческой личности. Ведь творческое мышление – залог успеха в любом деле.
Профессиональная ориентация в школе – это целая система, которая включает в себя проведение диагностических исследований, просвещения в области профессий на рынке труда, воспитания уважительного отношения к людям любых профессий, организацию встреч с людьми разных профессий и др.. В данной работе мы соединили профориентационную работу с творческим процессом и проектной деятельностью.
Актуальность данной работы заключается в том, что на её примере можно построить профориентационную работу в общеобразовательных школах. Большинство обучающихся посещают кружки, секции, школы дополнительного образования, а также имеют разного рода увлечения что создаёт почву для такого рода деятельности.
Новизна методической разработки позволяет охватить в одном мероприятии разные виды деятельности, собрав их в одно целостное явление как профориентация. Обучающиеся 9-10 классов в процессе подготовки к мероприятию получат возможность освещать свои достижения в области проектной деятельности широкому кругу слушателей, которые в свою очередь получать возможность пополнить свой багаж знаний в области профессиограмм. Мероприятие рассчитано для аудиторий двух школ, которое проводится на базе одной из них.
Целевая аудитория: школьники 8-11 классов, их родители или законные представители.
Перспективы использования материалов в работе: данный опыт работы можно представить на городских и районных семинарах, вести в учебных заведениях профориентационную работу в системе.
Партнёры:
- Политехнический техникум Альметьевского муниципального района;
- Музыкальный колледж им. Ф.Яруллина Альметьевского муниципального района;
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» – Дом пионеров» г. Альметьевска Республики Татарстан;
- Альметьевское отделение Татарстанского республиканского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
На усмотрение организаторов мероприятия партнёрами могут выступать районные учебные заведения, производственные комбинаты, организации.
Основная часть
Цель: оказание профориентационной поддержки подростка через информационное пространство.
Задачи методической разработки:
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;
- ознакомить обучающихся с востребованными профессиями Альметьевска, Татарстана;
- знакомство с интересными личностями города Альметьевска, достигшими больших высот в своей профессиональной карьере.
Место проведение: актовый зал общеобразовательной школы, оформленный тематическими плакатами, постерами.
Раздаточный материал: информационные буклеты о профессиях
Протяжённость мероприятия: 45 минут.
Оборудование: акустическая система, компьютер, проектор, экран.
Методическое обоснование отбора материала
При составлении методической разработки был сделан акцент на региональный рынок труда. Проведя небольшое исследование выяснили, что в нашем регионе испытывается нехватка таких профессий как преподаватели дополнительного образования в Центре детского и юношеского творчества, Альметьевского музыкального колледжа, учителей по некоторым предметам в общеобразовательных школах, военных, работников сельского хозяйства и др..
Почётные гости мероприятия:
- Ганиев Рафаэль Маратович – заместитель директора Альметьевского политехнического техникума;
- Попова Наталья Юрьевна – заместитель директора Детской музыкальной школы №1 при Альметьевском музыкальном колледже им. Ф.Яруллина;
- Закиров Рамиль Замирович – директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» – Дом пионеров» г. Альметьевска Республики Татарстан;
- Денисов Геннадий Иванович – лётчик, подполковник запаса, руководитель Альметьевского отделения Татарстанского республиканского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
Ход мероприятия
Мероприятие ведёт ведущий, который предоставляет слово гостям, участникам и зрителям.
Звучат фанфары для начала мероприятия. Общее приветствие всех присутствующих на мероприятии.
Сегодняшнюю встречу хочется начать словами одного из крупнейших русских поэтов Владимира Маяковского:
– У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься? [1]
Вы уже догадались о чём пойдёт сегодня речь. Да, о профессиях. В 1928 году было написано это стихотворение, но не потеряло актуальности и по сей день.
Обращается к зрителям – обучающимся:
– ребята, предлагаю отправиться в увлекательный мир профессий и ответить на вопрос: а какие профессии вы знаете?
Вы перечислили очень много разных профессий. А вот как выбрать одну, заложив в неё основу своей карьеры – думаю вопрос не из лёгких. Разобраться в этом непростом деле нам помогут люди, которые достигли в своей профессии больших высот.
Представление почётных гостей мероприятия.
Выступление почётных гостей, демонстрация короткометражных фильмов об их профессиях [10, 11, 12, 13].
Мы благодарим наших уважаемых гостей за столь интересный рассказ о профессиях. А как относятся к выбору профессии наши юные граждане? Некоторые из вас, ребята, уже определились в её выборе, а кто-то провёл целое исследование в работе над проектами по профориентации.
Ученица 9-а класса МАОУ «СОШ №7», лауреат музыкальных конкурсов Тимофеева Милена расскажет вам о своём профессиональном выборе: проект «Талантливый самородок в татарской культуре: Нагимов Раис Нагимович». В 2013 году в Альметьевске прошел первый, открытый фестиваль-конкурс, посвященный творчеству Р.Н. Нагимова, в котором приняло участие 32 человека из четырех городов Татарстана. В последствии было принято решение проводить этот конкурс ежегодно. Уже в 2016 году количество участников конкурса возросло до 145 человек из 12 городов России и Татарстана, он приобрёл статус «Всероссийский» и название «Урсал тауда». В 2020 году в нём приняло участие более 500 человек.
Презентация проекта.
Интересный дизайн презентации у Милены. Понятие «дизайн» прочно вошло в современную жизнь. Но у него очень много направлений. Какие знаете вы, ребята?
Работа с аудиторией.
Разобраться во всём этом нам поможет ученица 9-а класса МАОУ «Гимназия №5» Чубарова Анна и её проект «Графический дизайн. Искусство как инструмент пропаганды». В конце XIX века активно развивается бизнес, реклама и цветная печать. Графические дизайнеры начинают работать в знакомых нам отраслях – рисуют логотипы и этикетки, занимаются рекламой и полиграфией [3]. Анна нам сейчас всё расскажет.
Презентация проекта.
Возможно совсем скоро мы увидим работу нашего молодого оратора в качестве рекламной продукции, на которой можно разместить всё что угодно. Например, рекламу сельскохозяйственных товаров. А знаете ли вы, ребята какие профессии связаны с сельским хозяйством?
Работа с аудиторией.
Да, их очень много. Для развития сельского хозяйства необходимы квалифицированные кадры. Современное сельское хозяйство не обходится без искусственного интеллекта применимого к огромному количеству различных областей, например, интеллектуальные робототехнические системы или беспилотные аппараты. Ученик 10-б класса МАОУ «СОШ №7» участник Всероссийского конкурса среди учащихся общеобразовательных учреждений сельских поселений и малых городов «АгроНТИ» Сорожкин Дмитрий расскажет о новых возможностях АгроКоптера – сельскохозяйственного квадрокоптера.
Презентация проекта.
Такая маленькая, а какая важная и незаменимая в сельском хозяйстве техника этот квадрокоптер. Но то в небе, а на земле трудятся другие машины. Как их называют, ребята?
Работа с аудиторией:
– трактор.
Да. Эта техника появилась в России в 1910 году [3]. А знаете ли вы, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов именно трактористы становились танкистами – механиками-водителями этих боевых машин? В столице нашей Республики Татарстан есть Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознамённое училище. О службе в рядах вооружённых сил расскажет ученик 11 класса МАОУ «Гимназия №5» Гараев Булат. Тема его выступления «Есть такая профессия – Родину защищать!»
Презентация проекта.
Ну что же, дорогие друзья, сегодня состоялось необычное путешествие. Вы познакомились с очень важными и нужными профессиями, услышали новые понятия и узнали о их значении. Будем очень рады, если наша встреча была для вас полезной. Возможно какие-то профессии вас заинтересовали, вы захотите связать с ними своё будущее и станете известными людьми в своей области. Самое главное – в этом зале не было равнодушных, вы были активными и заинтересованными. Завершить наше мероприятие хочется словами Владимира Маяковского:
Книгу переворошив, намотай себе на ус —
Все работы хороши, выбирай на вкус!
До новых встреч, дорогие друзья!
Заключение
Профессиональное самоопределение – один из важнейших выборов в жизни каждого человека. На пути к нему подросток преодолевает много трудностей. Постигая науки, организуя свой досуг он приобретает знания, умения, навыки, которые формируют его личность.
В данной работе были учтены возрастные, индивидуальные особенности развития личности, интересы и склонности в выборе профессии. Для достижения поставленных целей и задач использовались различные формы работы по профориентации. Были привлечены интересные личности – представители разных профессий. В процессе подготовки мероприятия были рассмотрены и изучены различные профессии, в которых нуждается регион.
В 9-х и 10-х классах обучающиеся готовят итоговые индивидуальные проекты. В данной методической разработке мы учли этот факт и включили в неё защиту этих проектов. Это даёт возможность проявить себя как оратора, распространить личный опыт среди сверстников. Изучив различные источники и внеся собственное видение в профессиональную ориентацию, обучающиеся провели большую работу по самоопределению. Хочется верить, что каждый из ребят, присутствующих на этом мероприятии сделает правильный выбор будущей профессии и достигнет в ней успеха.
Список литературы
1. https://www.culture.ru/poems/21363/kem-byt
2. https://videoinfographica.com/graphic-designer/
3. https://zen.yandex.ru/media/id/5d44876f04af1f00ad7bbc14/kratkaia-istoriia-traktorostroeniia-sssr-5dfbc6ac11691d00ae2fa358
4. https://almetyevsk.tatarstan.ru/index.htm/news/167352.htm
5. https://almetievsk-ru.ru/news/kultura/vecher-pamyati-muzyikanta-i-prepodavatelya-raisa-n
6. http://diary-culture.ru/stati-polzovatelei/konkurs-luchshee-kulturnoe-vpechatlenie/moja-lyubimaja-muzykalnaja-shkola-im-r-n.html
7. К 50-летию Альметьевской детской музыкальной школы №1. 2005г. Издательство: Фонд духовного возраждения «Рухият» ОАО «Татнефть»
8. Р.Нагимов «Козгежилэк (осенняя ягода)» Сборник песен. К: Яз, 2015г.
9. Нагимов Р.Н. «Ожмах капкаларым шушында». – Казан:Рухият, 2014.-272 б.
10.https://go.mail.ru/search_video?fr=atompult&frm=main&q=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%2B%D0%BE%2B%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%2B%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%2B%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0&gp=496643&d=625874443144255784&sig=aa93b828fd&s=youtube
11.https://go.mail.ru/search_video?fr=atompult&frm=main&q=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%2B%D0%BE%2B%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%2B%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%2B%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0&gp=496643&d=927200618529753668&sig=5946b166c4&s=youtube
12. https://www.youtube.com/watch?v=-y98UDlHSqo
13. https://www.youtube.com/watch?v=hdlQ1YmsWLk
Приложение