Скорикова Найля Марсовна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 129 «Белоснежка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: знакомство с современными инновационными технологиями и атрибутами в развитии речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
– повысить уровень компетентности педагогов в усвоении современных развивающих технологий;
– заинтересовать педагогов применением атрибутов в творческих заданиях и для развития речи у детей.
Слайд 1
Учеными доказано, что несмотря на все достижения человечества, мы используем свой мозг всего на 10 процентов. Полушария нашего головного мозга работают согласовано. Левое отвечает за
принятие мозгом, так называемой, «речевой» информации, её обработки.
Благодаря работе левого полушария человек имеет способности к письму и чтению, запоминанию информации, логике, анализу, формулированию
выводов. Правое полушарие отвечает за принятие мозгом визуальной
информации. Благодаря ему, люди фантазируют, мечтают, сочиняют стихи, песни, рисуют
картины и создают скульптуры.
Все функции правого полушария:
• отвечает за эмоции;
• отвечает за фантазии и воображение;
• отвечает за развитие в человеке способностей и наклонностей к искусству;
• подчиняет себе движения левой половины тела;
• прививает музыкальные способности, различает темп, мелодии;
• отвечает за ориентацию человека в пространстве, на местности;
• понимает средства выразительности и юмор;
• воспринимает чужой голос, выделяя в нём тембр и интонацию; запоминает образы;
Чтобы добиться успеха в жизни, нужно развивать оба полушария мозга. Тогда творческие способности будут использоваться наряду с логическим мышлением, и это сделает жизнь более насыщенной и яркой.
Слайд 2
А поможет нам в этом звуковой нейро-манипулятор. (показ)
Оборудование представляет из себя звуковой блок с клавишами, который крепится на запястье руки при помощи регулируемой манжеты. Звуковой блок соединен с воронкообразными напальчниками посредством проводов.
Напальчники имеют кнопки, которые при нажатии передают сигнал на звуковой блок. Каждая кнопка напальчника имеет свое звучание. (показ)
С помощью этого оборудования можно координировать движения пальцев вместе со звуком. (Показ) Можно пометить напальчники цветными стикерами. В разной последовательности называть цвета стикеров, побуждая ребенка к координации пальцев.
Слайд 3
Если задействовать таким образом сразу два манипулятора – на правую и левую руки, то мы получаем полноценный тренажер межполушарного взаимодействия.
Слайд 4
Основные упражнения для развития мозга. Начните тренировать мозг несложными упражнениями, и вы быстро почувствуете результат. Педагог надевает 1 манипулятор, 2 надевает ребенок.
И воспроизводит простейшие ритмические задания, которые имеют образные названия.
Слайд 5
1. Игра «Попробуй повтори!»
Задания: «Качели» (играют первый и последний пальчик), «Снеговик спешит на праздник» (медленно и быстро), «Пальчики шалят» (озвучивает все пальчики, взрослый переключает клавишу).
Слайд 6
Я работаю в логопедической старшей группе. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям с ОВЗ в коррекции использую нейроигры. Что же такое нейроигра? Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
– развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
– ребёнок учится последовательно выполнять действия;
– развивается слуховое и зрительное внимание;
– развивается и корректируется механизм мозговой деятельности ребенка.
А, если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.
Слайд 7
2. Игра «Споем по очереди».
Дети исполняют куплет знакомой русской народной попевки «Я на горку шла». Прохлопывают её ритмический рисунок, затем воспроизводят свою мелодию на нейроманипуляторе, соблюдая ритмический рисунок.
Слайд 8
Слайд 9
3. «Мини-рассказы»
Создать песенную импровизацию, соответствующую настроению и характеру действий персонажей. Педагог рассказывает историю. Дети в нужных местах показывают импровизацию манипулятором.
– Настало утро, пропел радостно петушок…Часы пробили 6 часов…Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо…Коровы начали собираться и довольно замычали…
– дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице… и пешком пошли по улице… Когда они пришли к другу, каждый поздравил его…
Слайд 10
4. «Звукоимитация»
Большое значение уделяю развитию фантазии, навыков творческого перевоплощения. Мне очень хорошо помогают при этом такие игровые упражнения, как «Передай образ героя в движении». Использую многофункциональные подушки с прозрачным карманом. В данной игре в кармашки помещаются картинки на автоматизируемый звук.
Инструкция ребенку. Моделируется игровая ситуация с преодолением препятствия (например, “пройди болото, прыгая через кочки, квакая как лягушка”). Прыгнуть можно после того, как правильно произнесешь звуки, изображенного персонажа на картинке.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Слайд 11
5. Звуковой коврик «Домашний оркестр»
Способствует развитию у ребенка первоначального музыкального ритма и звукового воображения.