Образовательное пространство школы рассматривает систему «учитель-ученик» как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные позитивные условия для развития личности каждого ученика, но и сам открыт новому опыту.
Педагогическое мастерство – это процесс целостного развития личности как субъекта педагогической деятельности, который определяется социальным запросом, ведущей деятельностью, а также активностью самого учителя. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучения для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность, своё творчество.
Современная жизнь требует от нас, педагогов, искать, практиковать, использовать новые интенсивные педагогические технологии и различные инструменты, с помощью которых можно изменить качество знаний учащихся в положительную сторону.
Только в результате повышения эффективности технологического процесса обучения, правильной организации познавательной деятельности, учащиеся овладевают достаточными знаниями и умениями.
Реформа системы образования включает в себя использование информационных компьютерных технологий в педагогическом процессе.
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой современных форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. В технологиях развивающего обучения ребенку мы отводим роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой
Технология сотрудничества: коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы.
Технология индивидуализации и дифференциации обучения – в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа учителя с учениками и классом. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными учениками, группами.
Проектная технология – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Технология проблемного обучения.
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Большое значение имеет мастерство педагога по созданию проблемных ситуаций, игровых моментов, в которых учащийся ведет активную самостоятельную деятельность.
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Прежде всего, это игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Хочу особое внимание обратить на «Технологию формирования типа правильной читательской деятельности».
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. ).
Технология интегрированного обучения
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Традиционная технология
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.С.Коменским. На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.
Продуктивными педагогическими технологиями для уроков считаю:
«Мозговой штурм» — это групповое генерирование идей по какой-либо проблеме. Это один из наиболее важных методов в репертуаре техник личностного роста. Результативное использование «мозгового штурма» при соблюдении его принципа это путь к развитию творческого нестандартного мышления.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности.
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше понимаем, что работаем качественно. Каждый педагог- творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.