Афлятунова Альфинур Рафиковна
учитель начальных классов
МБОУ «Новоузеевская основная общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
село Новое Узеево
В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителями является повышение педагогического мастерства учителя путем освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использование кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является актуальной задачей.
Кейс-технология – современная образовательная технология. В основе который лежит какой-то проблемной ситуации. Она объединяет себе одновременно и ролевые игры и метод проектов.
Данная технология помогает повысить интерес учащихся к изученному предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку, по литературе, по математике, по окружающему миру по любой из тем.
Использовать кейс-технологию возможно как учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технология.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, оно не имеет однозначного решения.
Как создать кейс?
Вначале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки из этого извлекут?
- Структура бучения методом кейсов
Действия учителя (до занятия) |
Действие ученика (до занятия) |
1.Подбирает кейс. 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки ученика. 3.Разрабатывает сценария занятия. |
1.Получает кейс и список рекомендаций. 2.Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2.Делит класс на группы. 3.Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. |
Во время занятия: 1.Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3.Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1.Оценивает работу учеников. |
Примеры кейс-технологии
Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»
1.Как правильно написать слово «зв..зда»?
2.Каков алгоритм твоих действий?
- Ставлю ударение
- Выделяю в слове корень
- Определяю графически орфограмму в слове «звезда»
- Подбираю проверочное слово
- Приведу примеры на это правило
- Сформулирую правило, сверяю его с учебником
Задание для 4 класса:
Выполни тест
Часть А А1. Найди ошибку в названии поясов. 1) тропический А2. Сосчитай, сколько на земном шаре умеренных поясов. 1) два А3. Закончи высказывание. Явление, когда солнце несколько месяцев не заходит, называется … . 1) полярная ночь А4. Укажи пояс, в котором большие пространства постоянно покрыты снегом и льдом. 1) южный полярный |
Часть В В1. Подумай, в каком поясе освещенности будет самый жаркий климат. 1) в южном полярном В2. Найди неверное высказывание. 1) Солнце нагревает Землю по-разному. Часть С С1. Отметь пояса освещенности, в которых располагается Россия. 1) северный полярный |
Ответы на тест по окружающему миру Пояса Земли
А1-3
А2-1
А3-3
А4-1
В1-3
В2-4
С1-1
Тема: Многозначные числа.
Изучите материалы кейса, ответь на вопросы:
Ежедневно каждый человек выбрасывает около килограмма мусора. Традиционно мусор оказывается на свалках. Этим самым мы все принимает участие в засорении нашей планеты. Каковы же результаты наших действий? Мы на грани кризиса: количество мусора постоянно растет, а места для свалок становится все меньше.
Вопросы кейса:
Из-за чего происходит увеличение количества отходов и как можно уменьшить их количество?
Предположим, в твоем городе живет 800000 человек. Если каждый человек выбрасывает 1 кг мусора в день, то сколько выкидывается мусора за год?
Примерное содержание ответа на вопросы кейса:
Увеличение количества бытовых отходов происходит из-за роста населения. Изменяется образ жизни людей, использующих все больше оберточных и упаковочных материалов.
Уменьшить количество отходов можно следующим образом:
– компостирование (переработка пищевых отходов и использование для удобрения);
– переработка стекла, бумаги и т.д.
– использовать вещи вторично (пластиковые пакеты в магазине);
– покупать меньше вещей (только необходимое и хорошего качества).
В году 365 дней.
1)1x 800000 =800000(кг) – выбрасывается мусора в городе за 1 день.
800000×365=292000000(кг) – выбрасывается мусора в городе за год
Ответ: 292000000 кг=292000т
Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуация с теоритическими знаниями.
Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Литература
- Андюсев Б.Е. Кейс-метод, как инструмент формирования компетентности // директор школы – №4, 2010 – с. 61-69
- Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. – 1999 – №1.
- Н.З.Смирнова «Экологическая азбука» Учебное пособие для младших школьников.
- Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе.// Школьные технологии . – 2008. – №5.