Гонченко Инна Геннадьевна,
Николаева Гульнара Ильдаровна
воспитатели
МБДОУ № 30 «Белочка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Возрастная группа: старшая.
Задачи:
Обучающие: Активизировать понятие звук (гласный, согласный). Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в слове «В начале, в середине, в конце». Формировать представление о слоге. Обучать составлению рассказов с помощью опорных схем.
Развивающие: развивать фонематический слух, восприятие, речь, внимание, память, расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества в подвижной развивающей игре VAY TOY «Слоги»; умение слушать друг друга.
Предполагаемый результат: решение поставленных задач.
Методы и приёмы:
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.
Приемы: вопросы, указания, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка
Словарная работа: тигриный, волчий, лисий, ослиный, моржовый.
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением звуков.
Предварительная работа: напольная подвижная игра VAY-TOY «Звуки», рассматривание предметных и сюжетных картинок, просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.
Наглядный материал и оборудование:
Демонстрационный материал. Игровое поле напольной игры VAY TOY «Слоги», доска, указка, схемы деления слов на слоги, красные фишки, опорные схемы для составления рассказа.
Раздаточный материал. Разрезные картинки гласных букв и согласного (Б), карточки с животными зоопарка.
Ход ООД:
– Ребята, посмотрите, кто к нам приехал в гости? (под музыку въезжает склеенный паровозик из напольной игры «Слоги» VAY TOY). Хотите отправиться в путешествие на паровозике? Вы будите вагоновожатыми. Паровозик может отправиться в путь только тогда, когда все буквы будут находиться в своих вагончиках.
– Возьмите все по одной букве и займите свои места в вагончиках.
– Как назвать одним словом буквы, красного цвета, которые везет в вагончиках наш паровозик? (Гласные).
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Гласные звуки тянутся, поются.
– Какой звук обозначает вашу букву, пропойте. Пропеваем звуки по очереди.
(А, О, Ы, У, Я, Ю, И, Е).
– А теперь в обратном порядке (Е, И, Ю, Я, У, Ы, О, А)
– Молодцы, все вагоновожатые правильно расселили и пропели гласные буквы.
– Ребята, что-то буквы у нас загрустили. Чтобы было веселее ехать, давайте подружим наши буквы. Возьмитесь за руки рядом стоящие буквы и будем попарно пропевать гласные. Первыми у нас начинают петь буквы с первого ряда, потом со второго, третьего и четвертого ряда. (А-О, Ы-У, Я-Ю, И-Е). Молодцы, наши буквы повеселели, и мы можем отправляться в путь! (Под песню делам круг вокруг игрового поля).
– Ребята, наш поезд приехал на следующую станцию. Посмотрите, у нас появилась новая буква-пассажир. Она тоже хочет прокатиться на нашем веселом, поющем паровозике. Что это за буква, кто знает? (Б). А почему она не красного цвета, а желтого? (Потому, что это согласная буква). Правильно. Сегодня начальником поезда буду я. В какой же вагончик посадить эту букву? Я посажу букву (Б) в каждый вагончик, до гласной буквы и после нее, а мы с вами назовем полученные слоги. Приготовились?
(БА-АБ, БО-ОБ, БЫ-ЫБ, БУ-УБ, БЯ-ЯБ, БЮ-ЮБ, БИ-ИБ, БЕ-ЕБ) (Называем вместе с детьми).
– Пока мы произносили слоги, наш паровозик приехал на станцию «Зоопарк». Ребята, кто знает, что такое зоопарк? (Это место, где живут животные).
– Ребята, почему-то животные грустные, наверно им скучно находиться в зоопарке. Давайте прокатим их на нашем веселом паровозике. Вспомните, какая гласная буква ехала в вашем вагончике и выберете карточку животного, в названии которого есть эта гласная буква. Кто выбрал карточку с животным, садитесь за стол.
– Давайте познакомимся с нашими животными. Каждый вагоновожатый должен определить где находится гласная буква (в начале, середине или в конце слова) и поставить там красную фишку. Это задание выполняем самостоятельно, а я проверю.
– Ребята, наш поезд приехал на следующую станцию. Какие замечательные животные едут с нами. Давайте расскажем нашим друзьям об этих животных. Рассказывать будем вот по этой схеме (вывешиваю на доску схему составления рассказа). Сначала нужно будет назвать животное, потом рассказать где оно живет, описать внешний вид, где живет, чем питается и какую пользу приносит. Послушайте как я расскажу о медведе. Медведь – это дикое животное. Он живет в лесу, далеко от людей. У медведя есть туловище, голова, уши, лапы и маленький хвост. Тело покрыто густой шестью и имеет коричневый окрас. Для людей важен его мех. Медведь кушает ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь зимой впадает в спячку и спит в берлоге. Он – сладкоежка, очень любит мёд, который забирает у пчел. Медведь умеет рычать, у него острые зубы и когти.
– Кто хочет рассказать о животном? (2-3 рассказа детей детей).
– Наш паровозик гудит и отправляется в путь. Ну что ж, нам пора возвращаться. Повернитесь все друг за другом и под музыку поедем за мной за паровозиком.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие на нашем паровозике? Давайте вспомним, чему мы сегодня научились, кому помогли?