Фомина Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с № 57 «Соловушка»
г. Альметьевска», Республика Татарстан
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM – технологии.
Внедрение STEM – технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Проблема математического развития дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как развитие у детей логического мышления является необходимым условием умственного развития личности. Важность данной проблемы трудно переоценить, основы развития интеллекта ребенка именно в возрасте от 4 до 7 лет, формируют основную базу знаний для его успешного развития в дальнейшей учебной деятельности.
Один из модулей «Математическое развитие», целью которого – комплексное решение задач математического развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счёт.
В нём объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки и т.д.
Реализация STЕM – технологии
образовательного модуля «Математическое развитие».
Знакомство детей с основными областями математической действительности величиной и формой, пространственными и временными ориентировками, количеством и счетом происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различно. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора, наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно пространственной среды. Содержание модуля характеризуется комплексностью, в нем объединены игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики (направленности).
Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности. В своей работе в математическом модуле STEM образования мы выделили 5 направлений:
1 направление – Знакомство с геометрическими понятиями;
2 направление – Знакомство с величинами;
3 направление – Знакомство с числами в пределах 10 и 20;
4 направление – Знакомство со сложением и вычитанием.
5 направление – Развивающие игры.
На данном этапе мы взяли несколько направлений, это:
– «Знакомство» с геометрическими понятиями «Прозрачные плоскостные геометрические фигуры», где мы знакомим детей с понятием многоугольник как обобщением понятий треугольник, квадрат, прямоугольник. Прежде чем познакомить детей с многоугольником, мы им показали модель новой фигуры – пятиугольника. И не называя ее, предложили внимательно ее рассмотреть, сравнить с квадратом и прямоугольником, найти общее и отличное. Также материалы модуля позволяют накладывать фигуры друг на друга, комбинировать разные фигуры, обводить контуры фигур.
– «Развивающие игры» STEM – образования математический модуль – это в первую очередь игры творческие. В работе с такими играми следует предоставлять детям больше самостоятельности. При выполнении заданий, ребенок может допускать ошибки, поэтому лучше даем возможность отыскать их самостоятельно. При необходимости, мы помогаем детям в исправлении ошибок. Начинать любую игру необходимо с посильных для ребенка задач. Ко всем играм прилагаются готовые узоры-задания – «Математические яйца» и «Собери по готовым узорам-заданиям».
Работа с данным модулем проходит в ходе режимных моментов: во время рассматривания иллюстраций, наблюдений в природе, например, летом за гусеницей, шишками, цветами, где у детей формируется представление о такой геометрической фигуре, как круг, овал, ёлка – треугольник и др. На данном этапе у детей формируются представления о геометрических формах через объекты природы, в результате данного вида деятельности осуществляется интеграция естественных наук и математики.
В самостоятельной деятельности дети из объёмных геометрических фигур (различных по форме, цвету, размеру) создают модель бабочки в игре «Собери по готовым узорам-заданиям». В данном виде деятельности дети использовали знания для конструирования, полученные в ходе рассматривания иллюстраций и наблюдений, выкладывая детали в определённой последовательности и в соответствии с пропорциями частей тела бабочки. На данном этапе мы реализовали включение в интеграцию компонентов STЕM-технологии «engineering».(инженерии).
ФГОС предусматривает «Подготовку родителей (законных представителей) к сопровождению ребенка-дошкольника, через организацию и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью, создания условий для активного участия родителей в игротеках. Это такой вид работы по взаимодействию с родителями в рамках дошкольного учреждения, который хорошо зарекомендовал себя. В нашей группе отводится отдельное место для организации игротеки. Встречи педагогов, детей с родителями (по 2–3 человека) происходят в вечернее время, один раз в неделю.
Мы знакомим детей и родителей с названием игр из модуля, рассказываем правила, варианты игровых действий. Преимущества игрового STEM образовательного формата позволяет родителям, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей стало более интересным и насыщенным. Родители лучше узнали своих детей: их интересы, потребности, желания и способности, а так же увидеть особенности учебного и игрового общения.
Таким образом, можно отметить что модуль «Математическое развитие» используется во всех областях и помогает раскрепостить каждого ребенка и при умелом руководстве педагога всегда позволяет создать ребенку ситуацию успеха. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод об успешности использования SТЕМ-технологии в образовательной деятельности и о необходимости дальнейшего совершенствования направления работы, нацеленного на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.