Калимуллина Гузель Тимиргалиевна
воспитатель по обучению детей
татарскому языку
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Умка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
И туган тел, и матур тел, Родной язык – святой язык,
Әткәм-әнкәмнең теле! Отца и матери язык,
Дөньяда күп нәрсә белдем Как ты прекрасен! Целый мир
Син туган тел аркылы… В твоем богатстве я постиг!…
Габдулла Тукай
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Язык является основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры. А также необходимым условием воспитания и обучения. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободней ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Этот – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Обучая детей родному языку, предоставляется возможность для решения нравственных задач нравственного воспитания – прежде всего для воспитания и любви к родному языку, его богатству и красоте.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций.
Родником познания языка и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор (игры, танцы, песни, сказки).
На сегодняшний день не все дети понимают и умеют говорить на родном (татарском) языке. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших воспитанников стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения татарского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.