Абдулхакова Яна Альбертовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Программное содержание:
познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы, познакомить с понятием гласный звук, упражнять в составлении предложений (коммуникация), считать количество букв и звуков в слове (познание), образовывать множественное число существительных (коммуникация), развивать зрительную память и внимание, воспитывать умение не мешать отвечать другим (социализация), обучение простейшему оздоровительному массажу (здоровье).
Оборудования: картинки – Вини Пух, пароход, Смешарики, ребристые карандаши, листочки с буквами.
Организационный момент:
-Ребята, здравствуйте. Меня зовут Яна Альбертовна! А кто знает, как зовут этого симпатичного медвежонка? Правильно! Это же Винни – Пух!
-Садитесь за столы, а мы с Вини Пухом расскажем вам сказку.
Слушание сказки. Знакомство со звуком [Ы].
-Жил был весёлый пароходик. Однажды он решил отправиться в путешествие по реке. И на одной лесной полянке встретил симпатичного медвежонка: он кувыркался по траве и от удовольствия тихонько урчал: «Ы-ы-ы». Пароходику так понравилось это, что он попробовал повторить: «Ы-ы-ы». Получился интересный звук – шея-труба у него напряглась, горлышко загудело. Воздух свободно выходил, ему ничего не мешало. С тех пор этот звук стал любимой песенкой пароходика.
– Какой звук понравился пароходику? … Произнесём его вместе…. Попробуйте долго протянуть звук (ыыыыы), пропеть (Ы-ы-Ы-ы). Звуки, которые можно протянуть и пропеть голосом называются гласные. Значит звук [Ы] какой? (гласный)(Спросить 2-3 детей)
Игра «Один-много»
Пароходик решил поиграть с новым звуком, он начал изменять слова так, чтобы в них появлялся звук [ы]. Поиграем и мы. Я буду называть предмет, когда он один, а вы когда много. Например: стол-столы. (блин, роза, заяц, сова, нос, пингвин, шляпа, клюв, хвост, лапа, пчела, кукла).
Поиграл пароходик со звуком и отправился дальше, но прежде чем отплыть он попрощался с медвежонком и издал гудок: … а какой, как вы думаете? Дети изображают гудок парохода – «Ы-ы-ы..». Правильно.
Звуковое упражнение «Эхо».
–А теперь произнесём звук Ы громкий, но короткий, как «Эхо». Произносит только тот, на кого я укажу.
Плывёт пароходик дальше и вдруг на берегу увидел букву Ы.
-Вот бедняжка – буква Ы – ходит с палочкой, увы!
– Пароходик решил прокатить букву Ы по реке, чтобы она не расстраивалась.
-Хоть и неказиста на вид буква Ы, но в словах встречается часто, да и слова все нужные, полезные.
Отгадайте загадку:
Кто за стенкою шуршит,
Тонким голосом пищит,
Сыр от них не утаишь.
Всем ворам – воришка …(мышь!)
Анализ слова «мышь».
– Из каких звуков состоит слово «мышь»? Назовём их…
– Посчитаем сколько звуков мы слышим?…
– А сколько видим букв? …
– Звуки мы слышим, а буквы видим!
– Где стоит звук Ы в середине или в конце слова МЫШЬ?…
– Где стоит звук Ы в слове РОЗЫ?…
– А знаете вы слова в русском языке, которые начинаются на букву Ы?
И я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет!
Только буквы все важны,
Мы запомним букву Ы !
– Пока пароходик катает букву, я предлагаю размяться.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
-Какую букву встретил Пароходик? …
-Посмотрите как можно руками показать букву Ы. (Воспитатель демонстрирует образец положения пальцев и ладоней, дети повторяют)
-А теперь напишите в воздухе рукой букву Ы.
Дидактическое упражнение «Прятки»
-Вдруг Пароходик увидел, что на дне реки спрятались буквы. Хорошо, поиграем в прятки, будем искать среди них букву Ы. (Показ образца на экране. Воспитатель раздаёт листочки).
-Как только найдёте букву Ы, сразу обводите её кружочком, чтобы она не убежала.
Освежающий самомассаж.
-А сейчас зажмите карандаш между ладонями и покатайте туда-сюда. Это упражнение можно делать всегда, когда захочется, оно избавит вас от усталости, поможет лучше думать.
Рефлексия.
-Итак, какой звук сегодня помог узнать нам пароходик? …
А ещё вы узнали, что звук Ы самый щедрый. Стоит ему только попасть в конец слова, как то, чего было мало, становиться много.
-У меня карандаш, а у вас… карандаш[Ы].
-Вот с каким щедрым и добрым звуком мы подружились.
-Пароходик прощается с нами – Ы-ы-ы… Нам грустно расставаться с ним. Но мы ответим ему весело – Ы-ы-ы…
-Наше путешествие закончено, дома попробуйте сами нарисовать букву Ы. Вы у меня большие молодцы!
Ну все, ребята, до свидания!