Шаяхметова Миляуша Мударисовна
учитель географии и биологии
МБОУ «Тойгильдинская основная общеобразовательная школа» Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан
село Тойгильдино
Аудитория мероприятия: 8-9 классы.
Цель: формирование познавательного интереса учащихся к изучению географии.
Задачи: расширение и углубление знаний обучающихся по географии Малой Родины- Муслюмовского района;
– развитие творческой самостоятельности и активности обучающихся во внеурочное время;
– воспитание коммуникативной культуры школьников и любовь к родному краю.
Краткое описание мероприятия: Данное мероприятие направлено на воспитание патриотизма обучающихся через различные формы урочной и внеурочной деятельности. Мероприятие проводится в форме «Брейн-ринга». Используются различные виды и приемы работ (игра на сплочение «Самолетик пожеланий», «География Муслюмовского района», «Природа Муслюмовского района», «Символика района», «Муслюмовские рекордсмены», «Мы Вами гордимся!»), позволяющие соединить образовательную деятельность учеников, воспитание любви к своему краю.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Учитель предлагает всем учащимся поприветствовать друг друга, но сделать это необычным способом – написав свое пожелание на крыльях бумажного самолетика. Затем по команде все ученики (в том числе и учитель) запускают самолетики в полет и хлопают в ладоши! Когда самолетики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолетик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.
Мотивация и целеполагание. Вступительное слово учителя.
– Природа- огромный мир, в котором мы живем. Судьба природы наша судьба, потому что человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой. Любовь к Родине начинается с любви к тем местам, где ты родился и вырос. Сегодня мы проводим самую популярную среди молодёжи игру – «Брейн – ринг», но не простую, а географическую. Играют 2 команды. (Разделив класс на две команды, получаем участников по 6 человек.) Вам предстоит сегодня показать свои знания не только в области географии, но и истории родного края.
– На брейн – ринг приглашаются две команды, с которыми нам предстоит познакомиться.
Условия игры:
1. Пять раундов, включающих по 6 вопросов.
2. Каждый вопрос оценивается в один балл.
3. Если у команды нет ответа – отвечает команда соперника, тем самым зарабатывая себе дополнительные баллы.
В ходе игры будет выявлена команда – лидер.
Судить географическое сражение в знаниях нам поможет справедливое жюри (представление).
Проводится жеребьёвка.
Итак, команды – в бой!
Приветствие команд. Слово для приветствия предоставляется команде № 1. За приветствие команды могут набрать 5 баллов. Нужно правильно объяснить географическое название команды, представить девиз и сделать это оригинально.
1 Раунд «География Муслюмовского района». Задается поочередно каждой команде по 1 вопросу. 1 балл за каждый верный ответ. Время на размышление 30 секунд.
1) Муслюмовский район расположен на …………..Татарстана. (На востоке)
2) С какой республикой граничит Муслюмовский район с юго-востока и востока? (с Республикой Башкортостан)
3) С каким районом граничит с запада? (Сармановским)
4) Сколько имеется на территории района муниципальных образований- сельских поселений? (19)
5) Площадь района? (1464 кв.км.)
6) Примерная численность населения района? (в пределах 20-21 тысяч человек).
2 Раунд «Природа Муслюмовского района».
Вопрос задается обеим командам. Первой отвечает команда, которая раньше других поднимет свою руку.
1) Территория Муслюмовского района расположена на какой форме рельефа? (Возвышенная территория)
2) Какой климатический пояс? (Умеренный)
3) Какая природная зона? (Смешанных лесов)
4) Основной вид полезных ископаемых? (Строительные материалы)
5) Назовите государственный природный заповедник района? (Памятник природы Нарат-Астинский бор)
6) Преобладающий тип почвы? (Чернозём).
3 Раунд «Символика района».
Задается по очереди каждой команде по 1 вопросу (по 1 баллу). Время на размышление 30 секунд.
1) Когда утвержден герб района? (22.11.2006)
2) Главная фигура герба? (юноша-пастух)
3) Символику фигур герба дополняет его цветовая гамма.
Что означает зелёный цвет? (Символ сельского хозяйства, плодородия, природы, жизни).
4) Синий цвет? (Символ чести, благородства, духовности)
5) Золотой цвет? (Символ урожая, богатства, солнечной энергии и тепла, уважения и интеллекта).
6) Наконечники копий? (Символ способности народа постоять за себя)
4 Раунд «Муслюмовские рекордсмены».
Задается поочередно по 1 вопросу каждой команде. Ответ нужно дать после вопроса. Время на размышление не дается.
За каждый правильный ответ 1 балл
1) Самое большое село? (Муслюмово)
2) Самая крупная река района? (Ик)
3) Самый крупный зверь наших лесов? (Лось)
4) Самый крупный грызун? (Сурок)
5) Самое большое село по численности населения, после Муслюмово? (Кубяково)
6) Село, которое стоит в первенстве по индивидуальному предпринимательству? (Тойгильдино).
5 Раунд «Мы Вами гордимся!»
Дается письменное задание на выбор трех вопросов для ответа. Каждой команде дается по 4 минуты. Задание проверяют члены жюри.
1) Герой Советского Союза из села Булякова? (Маннанов Ильдар Маннанович)
2) Герой Советского Союза из села Исансупово? (Вазетдинов Гимазетдин Вазетдинович)
3) Герой Советского Союза из села Островка? (Днепров Петр Алексеевич)
4) Герой Социалистического Труда из села Баланны? (Кашапов Закария Кашапович)
5) Герой Социалистического Труда из села Ташлияр? (Мусин Лотфулла Нугманович)
6) Перечислите известных писателей района (Факиль Амак, Садриева Лилия, Садриев Фоат, Зульфат, Ахметзянов Музагит)
Подведение итогов.
Завершение игры.
-Слово предоставляется жюри. Он знакомит нас с баллами команд и определяют победителя.
Награждение команд.
-Хочу закончить мероприятие в стихотворной форме.
У каждого свой милый край.
Ты не тоскуй, ты вспоминай,
Ведь Богом Он определён
Мой милый край, такой родной…
Спасибо за хорошую игру!