Гарипова Резеда Марселевна
преподаватель по классу баяна
МАУДО «Детская музыкальная школа №1»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
«Домашняя работа – решающее звено в деятельности каждого музыканта исполнителя» – говорил педагог, один из основоположников отечественной школы дирижирования Мусин И.А. Действительно, ведь именно в самостоятельных занятиях перед дирижером стоит множество задач, с которыми он должен справиться. Это и детальный анализ партитуры (музыкально-теоретический разбор произведения – жанр, форма, тональный план, метроритм, оркестровая фактура и т.д.), и ее мануальное освоение (умение воздействовать на оркестр дирижерскими жестами), и обдумывание форм, методов предстоящих работ с коллективом. Для эффективности занятий с оркестром необходимо основательно подойти к вопросу самостоятельных занятий дома. Рассмотрим один из важнейших этапов работы – это анализ партитуры.
К вопросу анализа оркестровых партитур следует относиться с должной ответственностью, дирижер должен иметь основательные знания в области контрапункта, гармонии, формы и инструментовки, так писал в своем труде «Дирижер оркестра» Г. Берлиоз. У каждого дирижера свой метод ознакомления с партитурой, один проигрывает ее на фортепиано, второй воссоздает картину внутренним слухом, третий пользуется аудио-, видеозаписями. Рекомендовать что-то одно, как единственно правильное, было бы неверным. Далее на примерах работы некоторых дирижеров, их педагогическом опыте, попробуем выяснить наиболее оптимальный способ анализа партитуры для начинающего дирижера.
Один из способов, к которому обращались педагоги Малько Н.А. и Мусин И.А. — это анализ партитуры с использованием фортепиано. Этот способ позволяет хорошо овладеть материалом, глубже вслушаться в музыкальную ткань, разобрать форму произведения, характер, образно-эмоциональное содержание, оркестровую фактуру. Заимствовав и применив опыт домашних занятий инструменталиста, дирижер получает видение картины со стороны исполнителя. На этом этапе работы видны технические трудности произведения, с которыми предстоит встретиться оркестрантам, тем самым возникнут вопросы и ответы грамотного решения этих исполнительских задач.
Полагаться только на внутренний слух, преднамеренно избегать использование фортепиано – такой способ изучения партитуры предлагали немецкий дирижер Г. Шерхен, британский дирижер А. Боулт. При чтении партитур внутренним слухом не так легко воссоздать всю гармоническую фактуру произведения, но такие корифеи дирижерского искусства могли опираться только на свой внутренний слух, так как имели за плечами многолетний опыт работы, всеобъемлющие знания в области дирижирования. Однако развивать и оттачивать навык предслышания может и начинающий дирижер. Целесообразно будет обратиться к инструменту, чтобы убедиться в правильности прочитанного внутренним слухом.
Следующий способ анализа партитуры предполагает использование внутреннего слуха, и только при необходимости обращение к фортепиано. Советский дирижер Кондрашин К.П. считал, что анализ партитуры необходимо начать при помощи внутреннего слуха. Когда гармонии ясны, фактура несложна – внутренний слух может заменить любое исполнение. Более сложную музыку, также необходимо попробовать проанализировать с помощью внутреннего слуха, далее – проиграть на фортепиано, вслушаться в гармонию, проследить всю фактуру, не проходя мимо существенных деталей. Британский дирижер Г. Вуд в своей практике так же опирался на внутренний слух. Прибегал к совместной работе с композиторами. Он просил автора выразить весь замысел до мельчайших, тончайших деталей, таким образом, выяснялись тысячи подробностей, которые бывает и указаны в партитуре, но остались неясными при предварительном самостоятельном изучении партитуры. Беседовал с солистами и концертмейстерами групп, для того чтобы тщательно продумать все до мелочей – штрихи, фразировки, нюансы. Такой анализ партитуры и подготовка к репетициям давала ему большую ясность. Следует отметить, что многие дирижеры подчеркивают значимость воображения. Даже при чтении партитур на фортепиано, необходимо их «оркестровать» – придавать богатую, разнообразную по тембрам, близкую к оркестровым краскам звучность. Таким образом, еще более координировалась бы работа внутреннего слуха с игрой на фортепиано, в дальнейшем развивая все стороны дирижерского мышления.
Следующий способ представляет собой прослушивание аудио-, видеоматериала. Этот способ анализа партитуры дает яркое представление о произведении в целом, и воспринимать его следует дополнением к вышеперечисленным способам. Изучив исполнение разных дирижеров, их трактовку произведения, соотношения темпов, характеров звучности – можно обрести собственный взгляд и план на его исполнение. Не стоит опираться лишь только на запись и исключать детальный анализ внутренним слухом и проигрывание за инструментом. В эпоху технического прогресса есть возможность аудио- и видеозаписи собственного исполнения. Например, если дирижеру необходимо провести анализ своей репетиционной работы с оркестром, то слушая произведение со стороны, можно объективно оценить свою интерпретацию – насколько удалось воспроизвести свой замысел, и учесть это при следующем исполнении. «Единообразной системы предварительной работы дирижера над партитурой (как, впрочем, и репетирования и самого дирижирования) не существует. Это – сугубо индивидуальный исполнительский метод, с годами, как и все живое, видоизменяющийся» – писал в своей книге «Записки дирижера» советский дирижер Пазовский А. М.
Подводя итог, целесообразным и наиболее эффективным для начинающего дирижера рекомендован следующий порядок действий – изучение партитуры внутренним слухом, далее детальный разбор за инструментом, работа в тандеме с авторами исполняемых произведений, концертмейстерами групп, изучение интерпретаций других дирижеров через аудио-, видеоматериалы, запись собственных репетиций. Должным образом проведенная самостоятельная работа, во многом является основополагающим базисом, ведь чем тщательней проведена работа над партитурой, тем и дальнейшие этапы работы дирижера будут подкреплены большей уверенностью и увенчаются успехом.