Футина Наталья Владимировна
преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
МБУДО «Детская музыкальная школа №7 имени А. С. Ключарева»
г. Казань, Республика Татарстан
Выявление трудностей в обучении учеников музыкальных школ является актуальной проблемой. Нередко поведение детей, с интересом начавших обучение, но вскоре отказавшихся заниматься на музыкальном инструменте, посещать музыкальные занятия, интерпретируется, как проявление лени и несобранности. В ряде случаев родители пытаются активно мотивировать ребенка к занятиям, или, не справившись, бросают учебу. Чаще всего эти трудности рассматриваются как педагогическая задача, решать которую родители делегируют педагогу. Выявление педагогом проблем в обучении, понимание их механизма и осознание этих проблем родителями оптимизирует педагогическое взаимодействие с учеником и его семьей и способствует определению приоритетов для обучения и выбору возможных способов коррекции.
Предлагаю систематизировать основные проблемы, возникающие у детей при занятиях музыкой, рассмотреть их с позиции внешнего наблюдения и предложить способы нейрокоррекции данных проблем.
- Эмоциональная «зажатость» на фоне моторной скованности и боязни ошибиться. Внешние проявления: нефункциональность позы, скованность движений (у пианистов локти прижаты к телу, подняты плечи), боязнь неправильно сыграть, страх, что при выражении своих эмоций при игре можно забыть текст и сделать ошибку.
Приемы нейрокоррекции:
– педагог проделывает с учеником раскрепощающие его моторную сферу упражнения; овладев ими, ученик начинает их выполнять самостоятельно по инструкции педагога на занятии или дома, опираясь на самоконтроль;
– общение с учеником перед началом занятия (обсудить его настроение, события в школе, прошедшие выходные, кто привел его на урок и т. д.) – позитивная коммуникация будет способствовать снижению его тревожности;
– в беседе не задавать конкретный вопрос «в лоб», а приходить к ответу через предположения и рассуждения.
2. Неспособность выполнить и удержать в памяти несколько задач одновременно. Внешние проявления: на начальном этапе обучения ребенку трудно одновременно: 1) взять верную ноту (определив ее и найдя ее на инструменте); 2) ритмично сосчитать ее длительность; 3) взять ее нужным пальцем (держа его правильно, с хорошей опорой); 4) послушать свой звук. По мере продолжения занятий и усложнения изучаемого материала увеличивается и количество одновременных задач с нарастанием их сложности. Например, в правой руке кантиленная (плавная) мелодия со своей фразировкой и кульминацией, в левой руке – аккордовое изложение (контраст в фактуре, в штрихе (legato/staccato) и динамике (forte/ piano)) и все это сопровождается педалью правой ногой. Эта многозадачность реализуется детьми с большим трудом.
Приемы нейрокоррекции:
– отработка до автоматизации каждой задачи по отдельности. Не спешить совмещать задачи во избежание стресса у ребенка;
– фиксация внимания на осознанном контроле ребенка за своей игрой; отслеживание получаемого результата, самокоррекция ошибок.
3. Неумение расслабить определенные мышечные группы, сложность в дифференцировке своих физических ощущений. Внешние проявления: ребенку сложно осуществить требуемое движение или последовательность действий, опираясь на вербальную инструкцию педагога и на самоощущения. Он не чувствует/не осознает, какое движение ему следует сделать и какие группы мышц для этого задействовать. Стремление копировать внешние движения педагога, не интериоризируя свои телесные ощущения.
Приемы нейрокоррекции:
– лучшие и видимые результаты дают дополнительные занятия крупно-моторной активностью, физкультурой, спортом, хореографией. Этот навык очень успешен у детей, которые занимались танцами и гимнастикой с 4 лет и продолжают заниматься высоко координированной моторной активностью. Дети хорошо ориентируются в схеме своего тела и осознанно подходят к выполнению движения;
– использование таких игр, которые требуют принятия определенных поз: «театр теней», «море волнуется» и т.д.
4. Избыточная двигательная и речевая активность, которая не контролируемая ребенком. Внешние проявления: постоянное комментирование всего происходящего словами, взятие с собой на урок дополнительных предметов (игрушки, мелкие детали конструкторов, брелки, магниты), постоянное перебирание их в руках, непрерывное движение рук, ног, «заплетание» ног вокруг ножек стула, вращение головой.
Приемы нейрокоррекции:
– точный план и быстрая смена упражнений с конкретной постановкой задачи и ее выполнения;
– предсказуемое, четкое построение урока (обязательная часть – упражнения, гаммы, работа над произведениями, и завершающая- чтение с листа или подбор по слуху);
– количественно повторенные моторные действия (проигрывания отдельных технически сложных фрагментов произведения) в зависимости от психического тонуса ребенка на момент проведения урока (лучше малое количество, но качественных, безошибочных повторов, чем много раз повторить фрагмент с ошибками).
5. Трудности в запоминании графической информации.
Внешние проявления: ребенок не может запомнить расположение октав (понятие «выше» и «ниже»); название длительностей; написание пауз; положение нот на нотном стане
Приемы нейрокоррекции:
– подбор индивидуальных для конкретного ученика зрительных опор, запоминаемых ассоциаций;
– частые переключения между различными задачами в течение одного занятия – для того, чтобы снизить нагрузку на энергетический блок мозга.
6. Отсутствие мотивации к успешному исполнению на зачете/концерте; сложность мобилизации перед выступлением, недостаточная концентрация на деятельности в условиях стресса.
Внешние проявления: публичное выступление часто завершается провалом; с каждым новым неуспешным выступлением нарастает зажатость, невозможность сосредоточиться. Зачастую родители, с целью сформировать у ребенка «привычку выступать», заставляют его как можно чаще играть публично. Это рождает у ребенка нежелание заниматься и протест.
Приемы нейрокоррекции:
– корректировка целей и педагога и родителей с учетом возраста, когнитивного развития и психоэмоционального состояния ребенка;
– «репетиции» концертов перед любимыми игрушками; перед членами семьи; видеозапись выступления ребенка с последующим просмотром ребенком и отслеживанием его реакции; видеозапись выступлений его ровесников, демонстрирующих собранность и уверенность.
7. Суетность, торопливость, импульсивность.
Внешние проявления: желание быстро достичь результата, не затрачивая сил и времени; немотивированность к продолжительной работе и многократным повторениям.
Приемы нейрокоррекции:
– занятия должны быть непродолжительные и эмоционально вовлеченные – и для педагога, и для ребенка, внимание во время занятий – полностью контролируется ребенком и педагогом;
– использование методики «нанизывания на нитку бисера» – добавление задач постепенное, с подкреплением стимуляцией (похвалой и оценками) к достижению новых результатов;
Обсуждая наиболее частые проблемы детей, выявляемые в процессе музыкальных занятий, отметим, что для такого вида учебной деятельности необходимы следующие условия: соответствующая возрасту зрелость нейрональных структур и систем; сформированность высших психических функций; понимание и осознание схемы своего тела (для умения удерживать напряжение различных мышечных групп); наличие достаточно координированной моторной активности; умение стабилизировать свое психоэмоциональное состояние.
Успешность занятий музыкой определяется сформированностью моторных, когнитивных и регуляторных навыков ребенка к начальному этапу обучения. Музыкальные занятия выступают в качестве симулятора для последующего усложнения требуемых навыков, поскольку освоение моторных программ (упражнений, музыкальных произведений) во время обучения способствует формированию многочисленных нейрональных связей, развитию когнитивных функций, обуславливает корково-подкорковое и межполушарное взаимодействие.
Важная задача педагога – адекватная и своевременная оценка индивидуально- психофизиологических особенностей и возможностей ребенка и правильное построение занятий. Результатом музыкальных занятий становится не только выучивание и исполнение музыкальных произведений, но и более глобальное влияние на моторную, когнитивную и эмоциональную сферу ребенка. При индивидуальном подходе к занятиям с применением нейрокоррекционных методов и подходов достигается удержание правильной позы, устойчивая концентрация внимания, эмоциональная вовлеченность, высокая мотивация к получению запланированного результат; в самостоятельных домашних занятиях развивается умение планировать, организовать свою деятельность, распределять свое время и правильно им управлять.
Литература
- Белоусова М. В., Меркулова В. А., Футина Н. В., Шамсутдинова Р. Ф. Междисциплинарный нейрокогнитивный подход в анализе моторных, когнитивных, эмоциональных проблем детей, занимающихся музыкой: принципы нейрокорреции. Вестник современной клинической медицины. 2021. -Т.14. – выпуск 2. – с.7-12