Кириллова Елена Викторовна,
Ботарева Наталья Сергеевна
старший воспитатель,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 164 присмотра
и оздоровления» Московского района
г. Казань, Республика Татарстан
Цель: Пробуждать интерес детей к народному марийскому фольклору, календарно-обрядовому празднику «Шорыкйол». Развивать двигательную активность детей через спортивное развлечение.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать в детях потребность в ежедневных физических упражнениях;
побуждать желание нести добро и радость через веселый народный праздник.
Развивающие:
развивать быстроту, ловкость, память;
развивать интерес к спортивным играм;
Образовательные:
знакомить с календарно – обрядовым праздником «Шорыкйол» обычаями и традициями народа мари;
формировать двигательные умения и навыки;
формировать представление детей о подвижных играх народов Поволжья;
обучать игре в команде.
Критерии оценки результата:
Пополнение представлений о республики Марий эл, о праздниках и традициях марийского народа.
Активизация двигательной активности, через народные подвижные игры. Активизация словаря: «обряд», «Марийская республика», «колядки», «марийцы», «ряженные»
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие», «Художественно-Эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Предварительная работа: Выставки предметов быта, фотографий и рисунков детей и родителей, фольклорные концерты и театрализованные представления, чтение художественной литературы (мифы, легенды, сказки, предания), беседы, оформление развивающей предметно- пространственной среды групп, прослушивание народной марийской музыки, рассматривание альбомов
Оборудование:
Проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр.
Демонстрационный материал:
Украшение зала, вазы с имитацией яблонь, марийские костюмы ведущих.
Раздаточный материал:
Снежки из ваты, обручи, тазы, колосья, муляжи яблочек, маски, костюмы.
Используемые технологии:
ИКТ, здоровьесберегающие, игровые.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, объяснения, художественное слово.
Практические: показ, игры подвижные.
Наглядные: использование слайдов, костюмы, оформление зала.
Музыкальный репертуар:
Марийская народная плясовая мелодия.
Танец восточных мари- «Кандыра пунымаш»
Танец луговых мари- «Строй»
Ремикс на марийскую народную мелодию.
Плясовая мари.
Действующие лица: 2 ведущих в марийских национальных костюмах, ягненок, бабушка, дедушка, ряженные. (Васликува – бабушка-ребенок Васликугыза – дедушка- ребенок)
Ход развлечения: Сценарий развлечения позволяет провести праздник, как в помещении детского учреждения, так и на улице.
Дети заходят в зал под веселую марийскую народную плясовую- шагом.
Следом заходят ведущие в национальных костюмах:
1 Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
2 Ведущий: Уна-влакын салам, Ребята, а как вы думаете, что я сказала?
(Ответы детей) я с вами поздоровалась на марийском языке, ведь сегодня
Мы с вами отправимся в новогоднее путешествие к нашим соседям.
1 Ведущий: Конечно же вы все знаете, что в нашей стране живут много разных народов. Какие народы Поволжья вы знаете? (Ответы детей)
2 Ведущий: в какой республике мы с вами живем? (Ответы детей)
И недалеко от нашего Татарстана, находиться Республика под названием Марий эл.
1 Ведущий: У каждого народа есть свои традиции по проведению новогодних праздников и сейчас мы с вами посмотрим какие обычаи существуют у марийцев.
2 Ведущий: Зима не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. И вот один из них у народов Марий эл называется —Шорыкйол, что в переводе означает Овечья нога или Новогодние святки. Шорыкйол – это праздник веселья, гаданий, игр, плясок. Сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.
1 Ведущий:
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Игра «Шуточное гадание» (Дети встают в круг и под музыку «Кандыра пунымаш» передают корзинку, на ком музыка остановится, тот вытаскивает их корзинки предмет, и ведущая рассказывает, что означает этот предмет. Значение предмета- напутствие на будущее)
2 Ведущий:
А сейчас мы погадаем
И в корзиночку заглянем.
Что вас ждёт в этом году?
Кто сердится на судьбу?
В этой маленькой корзинке,
Что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.
ПУГОВИЦА – жить в большой семье
МОНЕТА – к богатству
ЩЕПКА – крепкое здоровье
КАРТОШКА – ждёт большое счастье
ГВОЗДЬ -на пороге гость
СКРЕПКИ – к новым друзьям
ПОЛОТЕНЦЕ- далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие.
МЫЛО- хорошее известие.
1 Ведущий: Каждая игра имела свое значение, вот, например, следующая игра которая называется «Большой сугроб», означала, что, у кого больше будет сугроб, у того и будет больше урожай. Сугроб украшали колосьями.
Игра «Большой сугроб» – играют 2 команды. (Команды соревнуются, кто быстрее и больше сделает сугроб из имитированных снежков, если развлечение проводится на улице, то дети делают сугробы из снега, украшают их колосьями) Музыка- «Плясовая мари»
2 Ведущий: а следующая игра, которая называется «Укрась яблоню» предвещала, какой урожай плодов будет у хозяев.
Игра «Укрась яблоню». (Соревнование на быстроту и ловкость. Соревнуется по два ребенка. Кто быстрее развесит муляжи яблок на имитированном дереве, то и победил). «Марийская народная плясовая мелодия»
1 Ведущий: а сейчас мы поиграем в главную игру праздника «Овечья нога» – в этой игре, кто быстрее дотронется до овечий ноги, тот весь год будет счастлив.
Игра «Овечья нога» (Командное соревнование- 2 команды. Участники должны пролезть в обручи и дотронуться до ноги овечки. В роли овечки- переодетый ребенок. Та команда, которая быстрее пройдет эстафету, побеждает). Музыка- «Танец луговых мари-Строй»
2 Ведущий: Ребята, и у меня есть очень интересная игра «Ведьмина метелка»
Проводится игра «Ведьмина метелка». (Ребенок в костюме и парике с метелкой в руках, под народную марийскую музыку бежит по кругу. Около кого «Ведьмочка» положила метелку, тот с ней и соревнуется, оббегая в противоположные стороны круг. Кто быстрее встанет на место, тот и победитель. Кто не успел- выполняет роль «Ведьмочки»). Музыка- «Ремикс на марийскую народную мелодию»
1 Ведущий:
Ой, колядка, коляда золотая голова!
Приходила коляда всем добра принесла
А сейчас ребятки, приглашаем всех на веселые колядки! Главные герои колядок это: Васликува – бабушка и Васликугыза – дедушка и конечно же ряженные. Они ходили по домам с большим мешком и колядовали. А жители домов за это им давали различное угощение. Приглашаем мы так же и родителей принять участие в веселых колядках. (Дети, ряженные, обходят с большим мешком стоящих в зале родителей и приветствуют их на марийском языке «Уна-влакын салам», родители складывают детям в мешок приготовленное угощение)
2 Ведущий:
Ну как, ребята, понравился вам наш марийский праздник?
Ответы детей…….
Ребята, а в какие народные марийские игры мы сегодня с вами поиграли?
Ответы детей….
Какие марийские обычаи вы запомнили?
Ответы детей….
1 Ведущий:
Молодцы ребята, мы сегодня от души повеселились. В следующий раз, мы с вами отправимся в путешествие, к другим нашим соседям.
До свидания!!!