Султанова Альбина Ильгизаровна
воспитатель 1 кв.кат.
МАДОУ «Детский сад № 174
комбинированного вида»
г. Казань, Республика Татарстан
В последнее время в связи с развитием общества и ростом потребности в разносторонне развитых его членах, активно обсуждаются вопросы осознанного заказа на собственный образовательный процесс и на построение собственной траектории развития личности. В современной ситуации это требует специальных технологий сопровождения.
Одним из таких ресурсов, приемов, позволяющих реализовать собственное образовательное движение индивида, является интеллектуальное картирование.
Интеллектуальное картирование – это способ представления идей и замыслов в виде особых рисунков.
Под картированием понимается вид символической презентации, описывающей отношения между компонентами системы знаний.
Картирование позволяет активизировать интеллектуальные процессы субъекта, акцентировать внимание как на содержании знания, так и на процессах его усвоения. Одним из основных факторов процедуры картирования является процесс осмысления содержания информации.
Продуктом картирования является собственное представление содержания информации в виде формальной модели (образных схем). Разновидностью таких образных схем и моделей являются карты.
Карты повышают эффективность процесса изучения учебного материала, степень его запоминания. На их основе разрабатываются презентации, осуществляется генерация нового знания.
Остановимся коротко на истории возникновения интеллектуального картирования.
Методика разработки интеллектуальных карт (или ассоциативных карт) связана с именами братьев Тони и Барри Бьюзен. Это одни из наиболее известных разработчиков современных технологий интеллектуального развития. Тони Бьюзен является психологом, социологом, консультантом таких крупных компаний, как BP, GeneralMotors, IBM. Он является создателем теории MindMaping.
Тони Бьюзен говорил: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».
Барри Бьюзен, применявший данную технологию в своей практике, заявлял: «Мой опыт применения интеллект-карт рекомендует их в качестве мощного орудия мышления, поскольку они позволяют обозначить основные идеи и затем без труда четко выявить взаимосвязи между ними. Интеллект-карты неизменно прекрасно справлялись с ролью промежуточной стадии межу размышлениями и переносом мыслей на бумагу».
Тони и Барри Бьюзен назвали свой метод интеллектуального картирования интегрированным, потому что усвоение материала осуществляется через ассоциативные мыслительные процессы, отправной точкой приложения которых является центральный объект. Интеллектуальная карта позволяет охватывать и структурировать огромный массив информации и управлять ментальной энергией обучаемого.
Технология интеллектуального картирования основывается на наглядно-образном мышлении, что дает неоспоримые преимущества перед обычными способами записи.
Целями интеллектуального картирования являются:
- запоминание сложного материала;
- передача информации;
- прояснение для себя какого-то вопроса;
- использование в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Главной целью создания интеллект-карты является получение целостной картины о предметах и объектах окружающего мира и открытие новых ассоциаций с ними.
Создание интеллект-карт, т.е. графическое изображение мыслей позволяет задействовать весь интеллектуальный и творческий потенциал человека и «заставляет» работать оба полушария головного мозга.
Создавая интеллектуальные карты, мы развиваем память, воображение, а также оба вида мышления (логическое и творческое).
Благодаря яркой наглядности данных карт, мы видим взаимосвязи и структуру объекта изучения, а также легко и быстро систематизируем и усваиваем большой объем информации.
Область применения интеллектуальных карт очень широка. Это бизнес процессы, обучение, планирование, а также принятие различных решений в повседневной жизни.
Остановимся теперь подробнее на структуре интеллектуальных карт.
Структура карты |
Содержание |
Основополагающий вопрос |
Центральный образ |
объект изучения |
знаю, могу действовать |
Основные ветви |
мои предположения, идеи, которые расходятся от центрального образа |
что я знаю точно, чего я не знаю и что для этого необходимо сделать |
Второстепенные ветви |
идеи следующего порядка |
мои основные действия |
Законы построения интеллект-карт
- Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в середине листа. Лист располагается горизонтально (альбомный разворот).
- К центральному образу добавляются ветви первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- К ветвям первого уровня при необходимости добавляются ветви 2-ого уровня со словами-ассоциациями, раскрывающие идеи ветвей 1-ого уровня.
- При построении интеллект-карты используется максимальное количество разных цветов, отображающих разнообразие идей.
- По возможности добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветвях. Этот мнемонический прием связывает пару – слово-образ.
- С помощью двусторонних пунктирных стрелок устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях.
- Иерархия идей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счет введения цветных ореолов.
Как создать интеллектуальную карту?
- Найдите для вашей темы образ и нарисуйте его. Разместите найденный образ в середине листа. Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс. При этом одним рисунком можно выразить множество слов.
- Попробуйте ответить на вопрос: «Какие у вас возникают ассоциации с темой вашего исследования».
Нарисуйте основные ответвления от центрального образа подписав каждое ответвление. Ответвления должны быть изогнутыми. Прямые линии утомляют мозг. Изогнутые линии взгляд прослеживает до конца.
Подписывайте ответвления печатными буквами. Интеллектуальная карта будет более выразительной и гибкой. Используйте разные цвета, не менее трех, цвета активизируют мыслительный процесс.
Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей. Каждое ключевое слово должно появиться на карте только один раз.
- Ответьте на вопрос: «Какие проблемы возникают по теме исследования?».
Продолжите разветвление основных направлений мысли.
Второстепенные ветви могут стать схемой осмысления темы, идеи исследования, позволяющая интерпретировать исследуемые в нее проблемы. Второстепенные ветви должны расходиться во все стороны от узлов. Ветви могут соединяться друг с другом.
Интеллектуальные карты очень удобны в качестве инструмента самообразования педагога. В силу профессии педагогу необходимы разносторонние знания, поэтому изучая объект, необходимо рассматривать его всесторонне, охватывая различные его аспекты и определяя связи с другими областями, выявлять закономерности и особенности его существования и развития. Наличие ассоциативных связей и их систематизация через визуализацию, позволяет облегчить и ускорить этот процесс.
Рассмотрим, к примеру, создание интеллект-карты календарно-тематического планирования.
Наша цель – календарно-тематический план. Для его создания нам необходимо знание инструментов, используемых в педагогической деятельности, т.е. знание нормативно-правовых аспектов, педагогических потребностей, методов и форм работы, а также умение использовать различные источники получения информации.
- Помещаем в центре листа слово, обозначающее нашу основную цель. Это в нашем случае «Календарно-тематический план».
- От него мы выстраиваем ветви первого уровня, нумеруя их и выделяя цветом.
- Наш план должен в качестве нормативно-правовой основы иметь федеральные законы и локальные правовые акты в области образования, а также санитарные нормы. Рассматривая педагогические потребности, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
- Нам необходимо планировать работу с использованием различных форм и методов работы. Данные пункты нашей карты мы также конкретизируем, дополняя их ветвями второго уровня.
В итоге, перед нами карта, на которой мы видим, что и в какой последовательности нам нужно изучать и использовать для корректного составления плана и его успешной реализации.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать выводы:
- Использование интеллектуальных карт в рамках самообразования способствует построению собственной траектории развития.
- Технология интеллектуального картирования помогает распланировать и отследить течение самостоятельной образовательной деятельности и организовать ее в виде путешествия по разноцветным образовательным кругам, которое отражается в индивидуальном маршруте каждого педагога.
- Рисуя индивидуальный образовательный маршрут, лучше запоминается и усваивается материал, предложенный на образовательных кругах, есть возможность вернуться к нему и повторить.
Литература:
- Тарасова О.В. Формирование индивидуальной образовательной траектории. СПБ., 2009.
- Екшембеева Л.В. Когнитивное картирование лингвистического знания М., 2009.
- Ф.О. Каспаринский, Е.И. Полянская. Программы интеллектуального картирования как инструмент научной работы. Лаборатория мультимедийных технологий Биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ООО «МАСТЕР-МУЛЬТИМЕДИА», М., 2010
- Лившиц В.М. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды.// Тарту: ТГУ, 1976
- Мастер класс “Интеллектуальное картирование: от информации к смыслам”.// МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22», г. Чебоксары, 2016