Шатунова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ “Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №113 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России М.Р.Ахметшина”
г.Казань
Введение.
Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрыватель,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!
Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение инновационных образовательных технологий.
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение инновационных образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных инновационных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Работая по образовательной системе «Школа России», я старалась передать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес, проникать во внутренний мир ученика, понимать его личность, психические состояния. Старалась найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач. К тому же, в ходе педагогического мониторинга, осуществляемого администрацией школы, неоднократно отмечалась успешность моей педагогической деятельности. Однако инновационные процессы в российском образовании потребовали от меня осмысления новой миссии учителя.
Актуальность.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. С внедрением ФГОС нового поколения в начальной школе учителя должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Цель педагогического проекта: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
– провести диагностические исследования уровня развития УУД (1 класс);
– изучить методическую литературу по использованию современных инновационных технологий в процессе обучения для повышения качества обучения;
– разработать методическую базу, способствующую оптимальному использованию современных инновационных технологий на уроках;
– овладеть методикой современных инновационных технологий обучения в учебном процессе;
– апробировать формы организации учебной деятельности на уроках с применением современных инновационных технологий, способствующих развитию познавательных интересов обучающихся.
Гипотеза: внедрение современных инновационных образовательных технологий в учебный процесс и внеурочную деятельность способствует формированию у детей ключевых компетенций, что приведёт к успешности учеников в современном обществе.
Ожидаемые результаты использования современных инновационных технологий:
– возрастёт активность учащихся на уроке;
– слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий;
– увеличится скорость мышления, память;
– значительно повысится успеваемость;
– увеличится объем и качество творческого усвоения знаний;
– повысится полноценное развитие ребенка и качество образования;
– произойдет овладение ключевыми компетентностями;
– сформируется потребность в здоровом образе жизни.
Срок реализации проекта: 2020 г. – 2024 г.
Диагностические исследования уровня развития УУД.
Причина исследования – получение объективной информации о уровне развития самооценки у младших школьников через диагностику сформированности у них универсальных учебных действий.
Диагносты – 1 А класс, 30 учащихся.
С помощью методик «Лесенка» и «Рисунок школы» выявляем личностные УУД:
– Наблюдается понижение высокого уровня самооценки с 80% до 43% – чувство необходимости учения, предпочтение уроков играм.
– Наблюдается повышение среднего уровня самооценки с 20% до 64% – положительное отношение к школе.
– Наблюдается повышение высокого уровня учебной мотивации с 43% до 50% – наблюдается интерес к новому, сформированность учебных мотивов.
– Наблюдается повышение среднего уровня учебной мотивации с 14% до 50% – частично сформирован интерес к новому, учебные мотивы.
– Наблюдается понижение низкого уровня учебной мотивации с 36% до 0% – когда к школе безразличен.
С помощью методики «Рукавички» выявляем коммуникативные УУД:
– У 77% учащихся наблюдается высокий уровень коммуникативности – осознанное стремление к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи).
– У 23% учащихся наблюдается средний уровень – участвует выборочно в диалоге, идет на контакт, когда уверен в своих знаниях.
С помощью методики «Выделение существенных признаков» выявляем познавательные УУД:
– Наблюдается повышения высокого уровня с 0% до 23% – владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки, выделяет самостоятельно признаки.
– Наблюдается понижение среднего уровня с 92% до 77% – Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам.
С помощью методики «Корректурная проба» выявляем регулятивные УУД
-Наблюдается повышение высокого уровня рефлексивности с 54% до 77% – осознает правило контроля, ошибки исправляет самостоятельно
– Наблюдается понижение среднего уровня регулятивности с 38% до 8% – решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неэффективность способа и пытается ввести коррективы.
– Наблюдается повышение низкого уровня рефлексивности с 8% до 15% – контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик предугадывает правильное направление действия.
По итогам диагностического исследования, целью моей работы стало повысить качество образовательного процесса.
Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности. Поэтому, педагогические технологии, которые я использую в своей работе, взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему, направленную на повышение мотивации, развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умению работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышению динамики качества обучения. Для достижения этих результатов я использую следующие современные педагогические технологии:
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
• Педагогика сотрудничества.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
• Игровые технологии.
• Проблемное обучение.
• Проектно-исследовательская технология.
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
• Технология уровневой дифференциации обучения.
• Групповые технологии (коллективный способ обучения КСО).
• Информационно-компьютерные технологии.
4. Технологии критического мышления.
5. Здоровьесберегающая технология.
6. Создание ситуации успеха на уроке.
7. Портфолио.
Итак, использование современных инновационных технологий в образовательном процессе позволяет мне решать многие задачи:
– умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
– самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;
– грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;
– быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;
– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В основе своей деятельности использую системно-деятельностный подход с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая данного подхода.
Уроки стараюсь строить на принципах:
• создание проблемной ситуации;
• формулировка (постановка) проблемы;
• решение проблемы: выдвижение предположений;
• обоснование и доказательство гипотез;
• проверка правильности решения и открытие новых знаний;
• применение новых знаний.
При разработке уроков учитывалось сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Методы и приемы |
| Игровые технологии. | Создание игровой ситуации Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок |
2.Актуализация знаний | Педагогика сотрудничества. Здоровьесберегающие технологии. | Эвристическая беседа Совместная деятельность |
| Проблемное обучение. Педагогика сотрудничества. Информационно- – коммуникативные технологии. | Работа в парах, группах Создание проблемной ситуации Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской). |
| Проблемное обучение. Педагогика сотрудничества. Информационно- – коммуникативные технологии. | Создание проблемной ситуации Индивидуально – групповая работа (работа в группах, парах) Эвристическая беседа Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской). |
Физкультминутка | Здоровьесберегающие технологии. | Гимнастика для тела, слуха, глаз; дыхательная гимнастика, точечный массаж, пальчиковая гимнастика (использование интерактивной доски с игровыми заданиями) |
5.Первичное закрепление | Индивидуальный и дифференцированный подход. Гуманно – личностная технология. Компетентностно – ориентированное обучение. Информационно – коммуникативные технологии. Развивающее обучение. Игровые технологии. | Индивидуально – групповая работа. Работа в парах (тройках, четверках) Создание ситуаций успеха Исследовательская работа в группах, парах Разноуровневые задания на интерактивной доске Задания на развитие общеинтеллектуальных умений- сравнения, мышления, обобщения. Игровая ситуация. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
| Индивидуальный и дифференцированный подход. Информационно – коммуникативные технологии. Педагогика сотрудничества. | Индивидуально – групповая работа. Работа в парах (тройках, четверках) Тестирование на интерактивной доске Разноуровневые задания на интерактивной доске |
7.Подведение итогов | Педагогика сотрудничества. Гуманно – личностная технология. | Коллективный вывод подведение итогов Создание ситуации успеха. |
8. Рефлексия | Гуманно – личностная технология. Здоровьесберегающие технологии. | Создание ситуации успеха Тренинг «Я смог… Что не получилось» |
На уроках учу детей осознавать цель учебной деятельности (что я делаю и зачем), задавать вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы, находить нужную информацию в различных источниках. Добиваюсь, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Стараюсь убедить детей, что обучение – это не просто зубрёжка правил и формул, это – прежде всего увлекательный и бесконечный процесс познания мира и себя.
Используя технологию продуктивного чтения, прививаю детям навыки правильной читательской деятельности. Эта технология обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Она направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя художественные, учебные и научные тексты; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.
Виды заданий, используемых на уроках:
1. Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают.
2. Угадай название произведения.
Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.
3. Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение или телеграмма, нужно определить, кто является автором)
4. Цепочка событий. С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу. Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок.
Какие ошибки допустили одноклассники? Составь план рассказа (части).
Постарайся не упустить ничего важного.
5. Я- смогу! Сформулируйте цели урока, используя слова:
Узнать, учиться, определять, развивать, оценивать поступки
6. Словарь чувств.
Вы прочитали два рассказа о животных К. Паустовского. Чему они вас научили?
Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств»
7. Оживи героя. Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про кота? Что он хотел сказать своим читателям? Представьте себя в роли этого персонажа и расскажите о своих приключениях. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали
8. Живая картина — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.
9. Тавтограммы: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву.
10. Составь задание соседу.
По любому изучаемому произведению предлагается ученикам придумать задание соседу по парте.
Для того, чтобы учение стало интересным и увлекательным делом, очень важно разбудить в ребёнке творческий потенциал. И здесь на помощь приходят проектно-исследовательские технологии. В проектной деятельности меня привлекают возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы. Учащиеся учатся: устанавливать причинно-следственные связи; строить умозаключения, выражать свою мысль; ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно работать с различными источниками; могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.
В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе. Тематика проектов определяется темой урока, видом внеурочной деятельности, временем года, значимой датой, возрастом детей и т. д. К работе над проектами привлекаются родители и другие родственники учащихся.
Наши проекты.
1 класс: «Моя семья», «Мой город», «Дорожная азбука»;
2 класс: «Покормите птиц зимой», «Волшебные числа», «Ребята, давайте питаться правильно».
3 класс: «Наши защитники», «Ягодная азбука», «Хлеб – всему голова»;
4 класс: «Маленькие герои большой войны», «Улицы нашего города», «Игры наших бабушек и дедушек».
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии – научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
– Мозговой штурм
– Билетик на выход
– Шесть шляп
– Кубик Блума
– Синквейн
– «Толстые» и «тонкие» вопросы
– Чтение с остановками
– Работа с вопросником
– Кластер
– Корзина идей
Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Считаю, что использование ИКТ позволяет:
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
• обеспечивает наглядность;
• привлекать большое количество дидактического материала;
• повышать объём выполняемой работы;
• создавать интерактивные задания и упражнения
• обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
При подготовке и проведении урока использую электронные ресурсы учебного назначения
• мультимедийные курсы
• презентации к урокам
• логические игры
• цифровые образовательные ресурсы
• ресурсы Интернет
• электронные энциклопедии
Это удобный и эффектный способ представления информации, который:
дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Визуализация учебного материала способствует лучшему запоминанию и усвоению.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
• подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса;
• создание персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
• ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
• «портфолио» учителя и ученика;
• участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
• электронная почта;
• изучение основ информатики и вычислительной техники;
• составление отчётов, графиков, диаграмм;
• тестирование по предметам, проверка техники чтения;
• поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
• проведение родительских собраний и лекториев;
• воспитательные и социальные проекты;
• музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
• тренажёры по предметам, тестирования;
• развивающие игры по предметам.
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Игровые технологии обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В своей работе я применяю различные виды игр, например:
– игры способствующие развитию связной речи – «Бесконечный рассказ», «Снежный ком»;
– игры развивающие память, внимание, наблюдательность – «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши»;
– учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету – «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.
Игру, включаю на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: «Урок – игра», «Урок – викторина», «Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Деловая игра».
Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать у младших школьников компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.
Формирование благоприятного психологического и эмоционального микроклимата в ученическом коллективе – процесс длительный и трудоёмкий. Решая эту задачу, применяю приёмы работы, позволяющие свести к минимуму факторы, вызывающие стресс, дискомфорт, агрессивность. Использую ситуацию успеха, уважение к личности ребёнка, «Пароль – улыбка», «Сотвори в себе солнце».
В моем классе обучаются дети с разным уровнем развития, поэтому стараюсь найти такие модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей. Технология уровневого дифференцированного обучения создает условия: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Дифференциацию обучения применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Использую на уроках: карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные задания для добровольного выполнения; задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности; задания, содержание которых найдено учеником.
Формирование коммуникативных умений наиболее успешно происходит в результате совместной деятельности. Поэтому, на уроках и во внеурочной деятельности использую технологию сотрудничества. Совместная деятельность делает урок более живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторять материал. Часто планирую на уроке индивидуальную форму и работу в парах.
Использование технологии «Портфолио» позволяет мне проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио» учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах класса, школы), в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
Технология обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Работа с «Портфолио» позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях. Предусматривает совместную деятельность ребёнка с родителями.
Технология Коллективный способ обучения (КСО) используется для организации познавательной деятельности учащихся путём их общения в динамических парах, обучая друг друга. Эта технология способствует преодолению дефицита детского общения, стимулированию развития монологической и диалогической речи учащихся, успешности организации индивидуальной работы учителя с учащимися.
Главными итогами своей работы в этом направлении считаю:
– Создание комфортного психологического микроклимата (уровень школьной тревожности снизился на 15%);
– Положительное отношение учащихся к школе, обучению;
– Заинтересованность в результатах своей учебной деятельности (уровень мотивации повысился на 10 %);
– Создание условий для активного включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе и с низким уровнем обучаемости;
– Достаточно высокие результаты итогового регионального мониторинга в конце 4 класса.
Результатом использования инновационных образовательных технологий считаю:
• стабильно высокое качество контрольных работ.
• стабильно высокое качество знаний по предметам (83% – 96%), 100% уровень обученности учащихся в классе.
Стабильный уровень обученности на всех ступенях обучения, средний балл по предметам.
№ | Название предмета | 2021-2022 г (2 класс) | 2022-2023 г (3 класс) 1 четверть | 2022-2023 г (3 класс) 2 четверть |
1 | Математика | 4,16 | 4,15 | 4,21 |
2 | Русский язык | 4,06 | 4,09 | 4,15 |
3 | Литературное чтение | 4,61 | 4,34 | 4,38 |
4 | Окружающий мир | 4,61 | 4,25 | 4,40 |
Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения
Учебный год | Предмет | Качество | Успеваемость |
2021-2022 г (2 класс) | Русский язык | 83,87% | 100% |
Литературное чтение | 100% | 100% | |
Математика | 90,32% | 100% | |
Окружающий мир | 100% | 100% | |
2022-2023 г (3 класс 1 четверть) | Русский язык | 90,63% | 100% |
Литературное чтение | 100% | 100% | |
Математика | 87,5% | 100% | |
Окружающий мир | 96,88% | 100% | |
2022-2023 г (3 класс 2 четверть) | Русский язык | 90,63% | 100% |
Литературное чтение | 100% | 100% | |
Математика | 87,5% | 100% | |
Окружающий мир | 100% | 100% |
• преобладание учебно-познавательных мотивов;
• систематическое участие и победы в конкурсах, в олимпиадах всех уровней;
• участие и победы в научно-практических конференциях, в социальных проектах.
Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах (2020-2022 г.)
Предмет | Уровень | Результат | Дата проведения |
Окружающий мир | РФ (очная) | Победители-8 ч. Призер-1 чел | октябрь 2020 г |
Метапредметная | РФ (очная) | Победители-4 ч Призеры-1 чел | декабрь 2020 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победитель-3 чел | Апрель 2021 г |
Математика (winkid) | Республика | Победитель-1 чел | Апрель 2021 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победитель-4 чел | Апрель 2021 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победитель-2 чел | Октябрь 2021 г |
Математика (winkid) | Республика | Победитель-1 чел Призер-1 ч | Октябрь 2021 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-2 ч | Октябрь 2021 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победители-3 ч | Ноябрь 2021 г |
Математика (winkid) | Республика | Победители-3 ч | Ноябрь 2021 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-3чел Призер – 1ч | Ноябрь 2021 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-3 ч Призер-1 ч | Декабрь 2021 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победители-5 ч Призер-1ч | Декабрь 2021 г |
Математика (winkid) | Республика | Победители-1 ч | Декабрь 2021 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-5 ч | Февраль 2022 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победители-2 ч Призер-1 ч | Февраль 2022 г |
Математика (winkid) | Республика | Победители-1 ч | Февраль 2022 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-5 ч | Апрель 2022 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победители-8 ч | Апрель 2022 г |
Математика (winkid) | Республика | Победители-4 ч | Апрель 2022 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-2 ч | Май 2022 г |
Русский язык (winkid) очно | Республика | Победители-1 ч Призер-1 ч | Май 2022 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-3 ч Призер-2 ч | Октябрь 2022 |
Русский язык (winkid) очно | Республика | Победители-5 ч | Октябрь 2022 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победитель-1 ч Призер-1 ч | Ноябрь 2022 г. |
Русский язык (winkid) очно | Республика | Призер -1 ч | Ноябрь 2022 г |
«Техника чтения» | Город | Призер – 1 чел | Ноябрь 2022 г |
Окружающий мир (winkid) | Республика | Победители-3 ч | Декабрь 2022 г |
Русский язык (winkid) очно | Республика | Победитель – 1 чел | Декабрь 2022 г |
Русский язык (winkid) | Республика | Победитель – 4 чел | Декабрь 2022 г |
Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях (2020-2022 г.)
Тема конференции | Тема выступления | Уровень | Результат |
«Истории славные страницы. Школы Героев». | «Герой нашего времени А.В.Козин» | Межрегиональный | 2 место |
«Истории славные страницы. Школы Героев». | «Герой России М.Р.Ахметшин» | Межрегиональный | Номинация «Дебют» |
«Истории славные страницы. Школы Героев». | «Героический подвиг Матрёны Исаевны Вольской» | Межрегиональный | |
«Истории славные страницы. Школы Героев». | «Маленькие герои большой войны» | Межрегиональный |
Результаты участия учащихся в интеллектуальных марафонах, творческих конкурсах (2020-2022 г)
Вид, название мероприятия | Уровень | Результат | Дата |
Творческий конкурс «Очарование осени» | Республика | 1 место -1 чел 2 место -3 чел. 3 место -3 чел Лауреаты 1 степени -3 ч | Октябрь 2020 г |
Творческий конкурс «Соседи по планете» | Республика | 1 место – 5 чел 2 место – 4 чел 3 место – 5 чел Лауреат 1 степени-1 чел | Ноябрь 2020 г |
Творческий конкурс «Зимние фантазии» | Район | 2 место | Декабрь 2020 г |
Творческий конкурс «Сказочная зима» | Республика | 1 место – 2 чел 2 место – 4 чел 3 место – 4 чел Лауреаты – 2 чел | Январь 2021г |
Творческий конкурс «Зимняя сказка» | Федеральный | Победитель – 1чел Призер -1 чел | Февраль 2021г |
Творческий конкурс «Герои произведений А.Л.Барто» | Республика | Лауреат 2 ст-1 чел Лауреат 3 ст-2 чел Дипломат1 ст-2 чел | Январь 2021г |
Фотоконкурс «Шахматный мир. Шахматы в Казани» | Город | 2 место | Февраль 2021 г |
Конкурс «Народы разные – Республика одна!» | Республика | 2 место | Февраль 2021 г |
Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой!» | Республика | Активное участие, отличная подготовка и выразительное выступление | Март 2021 г |
Шахматный турнир «Путешествие по шахматной стране» | Район | 2 место | Март 2021 г |
Конкурс детских рисунков «Правильное питание» | Республика | 2 место | 2021 г |
Творческий конкурс «К далеким звездам» | Республика | 1 место-4 чел 2 место-6 чел 3 место-3 чел | Апрель 2021 г |
Творческий конкурс «Экология и мы» | Федеральный | Призер – 1 чел | 2021 г |
Творческий конкурс «Победный май» | Республика | 1 место-6 чел 2 место-1 чел | Май 2021 г |
Творческий конкурс «Мой домашний питомец» | Федеральный | Победитель -1чел Призеры -2 чел | Май 2021 г |
Творческий конкурс «Как животных в мире много!» | Район | 2 место | Октябрь 2021 г |
Творческий конкурс «Осень разноцветная» | Республика | 1 место – 3 чел 2 место – 3 чел 3 место – 3 чел | Ноябрь 2021 г |
Экологический конкурс-акция «Кормушка для птиц» | Федеральный | 1 место – 1 чел 2 место – 1 чел | Ноябрь 2021 г |
Творческий конкурс «Северное сияние | Федеральный | 1 место – 1 чел 2 место – 1 чел | Ноябрь 2021 г |
Конкурс рисунков «Буду бдительным на льду и на воде» | Район | 2 место | Ноябрь 2021 г |
Творческий конкурс «Радуга творчества» | Федеральный | Победители-7 чел | Ноябрь 2021 г |
Творческий конкурс «Зимушка хрустальная» | Республика | 1 место – 6 чел 2 место – 5 чел. 3 место – 7 чел Призер 1 степ.-1 чел | Декабрь 2021 г |
Творческий конкурс «Зима прекрасна, когда безопасна» | Региональный | 1 место – 6 чел 2 место – 2 чел | Январь 2022 г |
Творческий конкурс «Зимние фантазии» | Региональный | 2 место – 3 чел 3 место – 1 чел. | Февраль 2022 г. |
Творческий конкурс «Пасха расписная» | Республика | 1 место | Апрель 2022 г |
Творческий конкурс «Наши пернатые друзья» | Республика | 1 место – 2чел 2 место – 2 чел | Апрель 2022 г |
Творческий конкурс «Загадочный космос» | Республика | 1 место – 1чел 2 место – 2 чел | Апрель 2022 г |
Конкурс рисунков, проведенных редакцией Республиканской газеты «Сувар» | Республика | 1 место – 2 чел 2 место – 1 чел 3 место – 1 чел | Май 2022 г |
Творческий конкурс «Весна Победы» | Республика | 1 место | Май 2022 г |
«Читающая мама ‒ читающая страна» | Район | 2 место | Октябрь 2022 г |
Творческий конкурс «Осеннее вдохновение» | Республика | 1 место – 5 чел 2 место-2 чел 3 место – 2 чел | Ноябрь 2022 г |
Творческий конкурс «Мама – это счастье!» – «Әни-бәхет!» | Республика | 1 место – 2 чел | Ноябрь 2022 г |
Творческий конкурс «Наша семья талантами полна» | Город | 2 место | Декабрь 2022 г |
Фестиваль творческих и исследовательский проектов «Ума палата» | Федеральный | 1 место | Декабрь 2022 г |
Творческий конкурс «Новый год в сказку добрую зовет!» | Город | 2 место – 1 чел 3 место – 1 чел | Январь 2022 г |
Творческий конкурс «Новый год к нам идёт! – «Яңа ел безгә килә!» | Республика | 1 место – 2 чел 2 место – 10 чел | Январь 2022 г |
Заключение.
Работая над данным проектом, я убедилась в эффективности применения педагогических технологий. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Применение педагогических технологий способствует:
– формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
– развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
– раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
– развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
– становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
– усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
– развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель.
Таким образом, использование инновационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников. Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.
Можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Самая большая радость для учителя,
когда похвалят его ученика.
Шарлотта Бронте
Литература:
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
2. Григорьева С.Г. К проблеме ииновационной деятельности педагога в современных условиях //Среднее профессиональное образование. – 2010. N 11
3. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
4. Иванов Д.А. Экспертиза педагогической экспериментальной и инновационной деятельности: как её организовать и провести/ Д.А.Иваанов. – М.: Чистые пруды, 2009.
5. Ильина Н.Ф. Раскрытие инновационного потенциала педагога в ходе непрерывного образования // Инновации в образовании. – 2010. N 8
6. Кунгурова И.. Инновационная деятельность как компетенция и творческое саморазвитие педагога // Педагогическое образование и наука. – 2010. N 5.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
8. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
9. Рево, в.Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В.Рево//Народное образование. -2008.№.-С.193-195
10. Сахарова В.И. От традиционного обучения к современным образовательным технологиям// Мир образования – образование в мире. – 2008. – N 3.
11. Файзуллина Г.З. Оценка инновационной деятельности педагога // Педагогическая диагностика. – 2007. N 2.
12. Ягодко, Л.И.Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И.Ягодко//Начальная школа плюс до и после-2010.-№1.-С.36-38
Интернет ресурсы
http://standart.edu.ru/.
Пакет материалов, предназначенных для реализации образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования ФГОС.
http://nsc.1september.ru.
Электронный журнал «Начальная школа».
http://www.nachalka.com/
Nachalka.com – сообщество для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе.
http://www.uchportal.ru/
Сайт «Учительский портал»
http://www.4stupeni.ru/.
«4 ступени» – клуб учителей начальной школы.
http://metodsovet.su/.
Учителя найдут здесь полезные советы для создания интересных уроков и внеклассных занятий.
http://www.uroki.net/docnach.htm.
Копилка опыта учителей начальных классов.
http://www.it-n.ru/.
Интересный портал для учителей, предназначенный в первую очередь для сетевого взаимодействия.
http://rusedu.ru/.
Архив учебных программ и презентаций.
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
Электронная энциклопедия «Мир вокруг нас».
http://school-collection.edu.ru/
Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
http://fcior.edu.ru/
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
http://www.eorhelp.ru/node/60789
На сайте размещены разработанные творческие конструктивные среды для 1-4 классов, а также методические рекомендации по работе с ними и ЭОР для 1-4 классов начального общего образования.