Шарипова Надежда Ивановна
учитель
МБОУ “Печищинская ООШ”
с. Печищи
Технологическая карта урока биологии в 8 классе
«Роль процесса пищеварения в ротовой полости»
Учитель биологии: Шарипова Н.И.
МБОУ «Печищинская ООШ»
Тема |
«Процесс жевания в ротовой полости и его последствия» |
||||
Цель |
Раскрыть взаимосвязь процесса жевания в ротовой полости с последствиями неправильного жевания пищи |
||||
Задачи |
Предметные: знать особенности работы органов ротовой полости, механизмы жевания. Метапредметные: 1.Познавательные УУД: – формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы, систематизировать материал, полученный ранее; 2.Регулятивные УУД: – формировать умение ставить цель самообразовательной деятельности; – закрепить умение контролировать и оценивать работу и полученный результат; 3. Коммуникативные УУД: – формировать умение работать в группе; – представлять результат своей деятельности. Личностные: значимость полученной информации (какие функциональные изменения в организме человека связаны с заболеваниями зубов, необходимость обращения к врачу-стоматологу при нарушении данной функции). |
||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Органы ротовой полости. Процесс жевания в ротовой полости. Последствия неправильного процесса жевания для организма |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению; – сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; – системы значимости межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; – социальные компетентности; – способность ставить цели и строить жизненные планы. |
Метапредметные Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Предметные Знать: – состав и строение органов ротовой полости, их функции; – роль зубов для пищеварения; – содержание ферментов в слюне. Уметь: – объяснять сущность биологических процессов пищеварения в ротовой полости; – роль ферментов в процессе пищеварения. |
|||
Универсальные учебные действия |
|||||
Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению; – сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; – системы значимости межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; – социальные компетентности; – способность ставить цели и строить жизненные планы. |
Регулятивные – целеполагание; – планирование; – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; – прогнозирование. |
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – поиск информации; – структурирование знаний; – смысловое чтение; -постановка и формулирование проблемы; – сравнение. |
Коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли; – владение моно- и дилогической речью; – управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; – разрешение конфликтов. |
||
Организация образовательного пространства |
|||||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
|||
География, физика |
|
фронтальная – в паре – |
|||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|||||
I этап. |
|||||
Цель деятельности |
«Вызов» |
УУД |
|||
– активизировать имеющиеся знания; – пробудить интерес к изучению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. |
Задание 1. Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма… Тревор Уэстон Как вы думаете……. На плакате «Человек» установить в правильном порядке карточки с органами пищеварения. Задание 2. На столе находиться три предмета: шрейдер, блендер и железная терка. Ваша точка зрения на вопросы: Что объединяет эти приборы? Какое отношение они имеют к нашему уроку? |
Регулятивные – целеполагание. Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли; – владение моно- и дилогической речью. |
|||
II этап |
|||||
Цель деятельности |
«Осмысление содержания» |
УУД |
|||
– получение новой информации; – корректировка учеником поставленных целей обучения. |
1. «Органы ротовой полости и их функции»: губы, зубы, язык, слюнные железы. 2.Обсуждение процесса жевания в ротовой полости. 3.Просмотр фрагмента документального фильма «Ожирение» 4.Изучение текста и ответы по инструкционной карточке Вывод. 5. Беседа о причинах возникновения увеличения массы тела связанных с процессом жевания в ротовой полости |
Регулятивные – планирование; – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; – прогнозирование. Познавательные – поиск информации; – структурирование знаний; – смысловое чтение; – постановка и формулирование проблемы; – сравнение. Коммуникативные – управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий, взаимоконтроль; – разрешение конфликтов. |
|||
III этап |
|||||
Цель деятельности |
«Закрепление понятий» |
УУД |
|||
объяснять сущность биологических процессов пищеварения в ротовой полости; |
Составить правила правильного питания
|
объяснять сущность биологических процессов пищеварения в ротовой полости; |
|||
IV этап. Рефлексивная деятельность |
|||||
Цель деятельности |
Оценка результатов деятельности учащихся и Самооценка ученика |
Результат деятельности |
|||
– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения (на перспективу) |
Оценка результатов деятельности учащихся с комментариями: 5,4,3… Самооценка I. Задание на самооценку. Ответьте на вопрос:
|
*Заполняется учителем после освоения темы учащимися |
|||
Домашнее задание |
б) Составить синквейн «Зубы».
|
Приложение 1
ТЕКСТ
Почему в странах Восточной Азии нет людей с избыточным весом, а в США и странах Европы много?
Если вы когда-нибудь были в Японии, то наверняка заметили, что там крайне редко можно встретить человека, страдающего лишним весом. К примеру, в Соединенных Штатах Америки уровень ожирения среди взрослых людей составляет порядка 36%. В свою очередь в Японии он едва дотягивает до 2,5%. Но почему же у людей из этих двух стран такая разница в весе?
Первое, что приходит в голову людям, которые задаются таким вопросом – японцы пьют много зеленого чая и едят ферментированные продукты типа кимчи (острая капуста). Да, это так. Но это не основные критерии правильного и здорового питания японцев. Пищевая среда американцев и японцев принципиально разная.
К 2019 году в Америке насчитывалось около 243 000 ресторанов быстрого питания. В это время в Японии всего 6 169 аналогичных заведений. То есть, в 15 раз больше. При этом численность населения Штатов всего в 2,5 раза превышает численность населения Японии. И это несмотря на то, что фаст фуд, сладкие напитки, шоколадки, конфетки и прочие прелести все еще доступны на все территории Японии.
Взять хотя бы человека, который много работает (каких сейчас много) и хочет быть здоровым. Но у него нет времени готовить дома. Начнем с завтрака. Обычный американец предпочтет на завтрак хашбраун или сэндвичи с сыром и ветчиной. Также выбор может пасть на яичницу, панкейки и сладкие хлопья, залитые молоком. И, конечно, кофе. Да, есть люди с более здоровыми привычками, но мы рассматриваем предпочтения большинства. Теперь о быстром завтраке в Японии. Из 6 тысяч ресторанов быстрого питания, 5 тысяч – это заведения, где подают так называемые Донбури. Это категория блюд с рисом и разными наполнителями, разновидность быстрого питания. И всего за 4 доллара, в популярной сети ресторанов, такой как Сукия, вам подадут на завтрак следующее: двойная порция риса, мисо суп, яйцо, печеная рыба и небольшая порция картофельного салата. Также, японцы пользуются услугами магазинов, продающих готовую еду в упаковке. Так можно встретить рисовые шарики с лососем и солью, пакетированные салаты и суши, супы и печеную рыбу. Заглядывая в состав на упаковке, нельзя не удивиться. Полуфабрикаты состоят из овощей, рыбного или свиного бульона, специй и прочих натуральных и понятных ингредиентов. Никаких сложных и непонятных слов на упаковке нет. В тоже время, в подобных магазинах в США, продают, в основном, различное мясо, жареное во фритюре, продукты, переполненные трансжирами, сахаром и консервантами. В лучшем случае, можно найти обычные орехи без добавок. Да, еда в подобных магазинах Японии не относится к максимально здоровой, но она куда здоровее, чем в США. И такие торговые точки у японцев повсюду – 55 000 магазинов по всей стране, что в 10 раз больше, чем Штатах.
На обед японцы могут пообедать бургерами, но предпочитают суши, которые продают в каждой лавке рядом с точками крупных Американских сетей быстрой еды. Можно поесть картошку фри и попкорн, но предпочтение отдается острому супу с тофу, тушеной говядине и салату с зеленым луком. Не сложно сделать вывод, что такие заведения как Макдоналдс и Бургер Кинг не слишком популярны у японцев. Жители Японии могут позволить себе есть разнообразно и в разных заведениях еду, которая насыщена белком и клетчаткой, и, которая не надоест. И это важно.
В их питании, в большинстве случаев, присутствует много овощей, рыбы, говядины, тофу и много специй.
К слову, что же пьют японцы между приемами пищи? В Америке, по опросам, было выявлено, что большинство жителей предпочитают газированные напитки. Штаты занимают лидирующее место по количеству выпиваемых напитков на человека, а это 170 литров на человека в год. В тоже время, на каждого японца выпивается в среднем около 32 литров. В японских ресторанах чаще всего подают бесплатных зеленый чай к блюдам. А стаканы для напитков, которые подают в ресторанах быстрого питания, значительно меньше по размеру, чем в той же Америке.
Еще один фактор, который влияет на меньшее потребление жидкого сахара в Японии является то, что в магазинах куда сложнее найти сладкую газировку. Здесь редко можно встретить огромные упаковки колы и прочих напитков. Ну и здесь не обошлось без главного преимущества японцев – разнообразие. В стране очень распространены автоматы с напитками. Приходится порядка 1 автомата на каждые 23 человека. Что же внутри них? Если заглянуть в обычный подобный автомат, стоящий у дороги, то можно увидеть…чай. От 6 до 15 видов бутилированного несладкого чая, черный кофе и воду. В тоже время, в Америке в автоматах можно увидеть до 15 видов сладкой газировки и только один не сладкий тип напитка – воду.
Разнообразие и удобство – вот главные преимущества японской кухни, которые позволяют делать здоровый выбор.
Приложение 2
ТЕКСТ
Почему в России выросли показатели ожирения в два раза?
В России более 60% страдают от избыточной массы тела, а у 25% из них диагностировано ожирение. По данным Роспотребнадзора, за последние восемь лет число россиян, больных ожирением, выросло в два раза. NEWS.ru узнал у экспертов, почему количество тучных людей стремительно увеличивается.
Качество пищи, употребляемой людьми, сильно зависит от их достатка. Что вполне естественно, впрочем. У россиян с этим все не очень хорошо: слишком много сахаров и жиров, мало овощей и фруктов. При этом, по данным опроса Левада-центра, более 60% россиян тратят половину или даже большую часть заработка на еду. Впрочем, белковая еда на российских прилавках зачастую тоже сомнительного качества.
Россияне живут в вечном стрессе. Большинство из них признались в том, что они испытывают на работе стресс — это 67% опрошенных, из которых 17% заявили, что трудная психологическая обстановка на работе является для них обыденностью. Наиболее часто люди испытывают стресс, если они не могут решить какую-либо задачу, больше половины респондентов загружены слишком большим объемом работы. Почти треть работников испытают дискомфорт из-за ссор с коллегами и начальством.
Известный педиатр Евгений Комаровский советует, как можно позже знакомить детей со сладким, чтобы они не подсаживались на глюкозную «иглу». Не секрет, что обилие сахара в рационе детей (да и взрослых тоже) приводит к кариесу, ожирению, проблемам с гормонами. Во вредном списке также мучное, снеки, фастфуд. «Очень сильно печалит детское ожирение, ожирение подростков, которое встречается намного чаще, чем поколение назад», — говорит врач-диетолог, член Национальной ассоциации диетологов и нутрициологов Елена Тихомирова. — Остальные возрастные группы тоже набирают лишний вес. Почему? Начиная с 1990-х годов к нам на рынок хлынул огромный поток высококалорийной легкодоступной пищи: выпечка, печенье, фастфуд. Люди начали всё это есть и никак не могут остановиться.
Лучшая еда — простая и та, которую вы приготовили сами. Сейчас же на наших столах — пельмени, магазинные котлеты, другие полуфабрикаты. . Как правило, эти изделия содержат огромное количество жиров и углеводов, небольшое количество белков и еще много соли. В фастфуде есть такая фишка: для повышения пищевой привлекательности в еду добавляют побольше сахара, побольше соли, вкусоароматических приправ и жира. Эта комбинация является гарантом продаваемости изделия.
Люди напуганы «Ешками» в составе и гормонами, которые, как говорят, добавляют во многую продукцию. Диетолог считает, что паниковать не стоит:
Неожиданно, но микробы и пыль тоже могут стать причиной набора веса. По оценкам экологических агентств США, большинство людей проглатывает и вдыхает порядка 50 мг домашней пыли в день. Пыль содержит химические соединения: огнестойкие добавки, пестициды, различные виды пластика — всё это может воздействовать на организм и приводить к накоплению избыточного веса. Исследователи из Университета Дьюка (Северная Каролина, США) также экспериментировали на мышах. Исследователи взяли преджировые клетки, которые подвергли воздействию 11 разных образцов домашней пыли. В 9 случаях это привело к активному делению клеток, а в 7 также — к аккумуляции жира.
ОБЗОР
Инструктивная карточка для группы №1
1. Внимательно прочитайте текст, пользуясь информацией из текста, ответьте на вопрос:
Почему в странах Восточной Азии (Япония) нет людей с избыточным весом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка для группы №2
1. Внимательно прочитайте текст, пользуясь информацией из текста, ответьте на вопрос:
Почему в странах Европы и Америке (США) много людей с избыточным весом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка для группы №3
1. Внимательно прочитайте текст, пользуясь информацией из текста, ответьте на вопрос:
Почему за последние 8 лет число россиян с избыточным весом выросло в два раза? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________