Файзуллина Лилия Альфатовна
учитель – логопед
МАДОУ “Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 78”
г. Нижнекамск
«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария”.
Для стимуляции интеллектуального развития в логопедической НОД я использую элементы кинезиологии. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Такие упражнения очень полезны для оптимизации деятельности мозга и тела, развивают межполушарное взаимодействие, синхронизирует работу полушарий головного мозга, развивают мелкую моторику, творческие способности, память, внимание, речь. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. [2, с. 31]
Принимая во внимание особенности психофизического развития детей планирую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Кинезиологические упражнения проводятся как для подгруппы детей, так и индивидуально. При организации коррекционной работы опираюсь на общие дидактические принципы – от простого к сложному, последовательность и постепенность, учет «зоны ближайшего развития».
Упражнения «гимнастики мозга» проводятся как физминутки в НОД, как «пальчиковые игры», как самомассаж. Сначала детей учу выполнять простые пальчиковые игры «Зайка», «Коза». Затем усложняю – даю комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга: зайка-коза–вилка. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях предлагаю ребенку помогать себе командами ( например: кулак-ребро-ладонь, произносимыми вслух или про себя.
Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся дошкольникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об окружающем мире. В упражнениях комплекса используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание, память.
Урожай
Овощи растут на грядке. скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать
пальцы
Посчитай их по порядку: соединить по очереди пальцы на двух руках
Капуста, перец, огурец, кулак, ребро, ладонь
Я сегодня молодец. гладим себя по груди
На грядке овощи растут, скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать
пальцы
Что же мы увидим тут? соединить по очереди пальцы на двух руках
Картофель, помидор, морковь, кулак, ребро, ладонь
Мы себя похвалим вновь. гладим себя по груди
Упражнение для развития памяти
Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас. массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами. массажируем точки на висках
Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий: систематичность выполнения, постепенное увеличение темпа и сложности, точность выполнения движений и приемов
Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Потому включение их в структуру логопедической НОД не только желательно, но и необходимо.
Список литературы:
1. Ридель Н. В. www.rastem.ru
2. Сиротюк А. Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольника» ТЦ Сфера Москва 2002