Сулейманова Миляуша Минзавдатовна,
Гилязова Айгуль Альбертовна
воспитатели
МАДОУ ЦРР- детский сад №83 “Фея”
г. Набережные Челны
Актуальность
Правильная речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.
В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Овладение разными языками – процесс долгий и сложный. Не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. Они не формируют у детей мотивацию к изучению языка.
В связи с этим возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Воспитатели должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью и информационными навыками. В настоящее время информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, сделать его более результативным. За основу взята игра -ИКТ по речевому развитию «ПОЛИГЛОТЫ» предназначена для совершенствования основных направлений работы по развитию речи дошкольников 3-7 лет.
Цель: Повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса у детей дошкольного возраста на основе применения ИКТ.
Задачи:
Образовательная: повторить и систематизировать пройденный лексический и лингвострановедческий материал. Коммуникативная: сформировать навыки общения на 3 языках.
Развивающая: развивать устную речь, мышление, кругозор, память, языковые способности.
Воспитательная: способствовать формированию творческих умений и навыков, формировать представление о языках как духовной ценности, форме выражения национальной культуры, воспитывать толерантность.
ИКТ по речевому развитию «ПОЛИГЛОТЫ» представляет собой графический редактор PowerPoint, где открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Использование графического редактора PowerPoint это, прежде всего:
• преобразование предметно-развивающей среды;
• расширение возможности познания окружающего мира;
• использование новой наглядности;
• создание интерактивных игр с использованием триггеров, макросов.
Предназначение: для какого возраста, кем может быть использовано, в каких видах деятельности).
ИКТ- игра предназначено для детей от 3-7 лет. Может использоваться во время занятий по развитию речи, в свободной игровой деятельности, во время досугов и родительских собраний, индивидуальной и коррекционной работы по речевому воспитанию.
Предварительная работа: ООД по развитию речи, беседа, чтение художественной литературы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций к сказкам, картин, подготовка дидактического материала, подбор художественного слова, изучение методической литературы
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: использование инновационных педагогических технологий способствует формированию активности ребенка в познании окружающей действительности, развитию речи и словаря, овладению богатством языка и раскрытию неповторимой индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.
ИГРЫ ЗАДАНИЯ К ИКТ «ПОЛИГЛОТЫ»
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ
- «Скажи, выделяя звуки «С – З»
Цель: вычленять звук при четком произношение слова, фразы, ребёнок подходит к пониманию “звук”, “слово”.
Картинки: солнце, заяц, лиса, сова, собака, капуста.
Ход игры: попросить ребёнка назвать предмет с картинки, выделяя звук «С – З»
- «Скажи, выделяя звук «Ш-Ж»
Цель: вычленять звук при четком произношение слова, фразы, ребёнок подходит к пониманию “звук”, “слово”.
Картинки: ёж, мышка, кошка, картошка
Ход игры: попросить ребёнка назвать предмет с картинки, выделяя звук «Ш-Ж»
- «Артикуляционная бродилка»
Цель: подготовка речевых органов к постановке звуков с помощью артикуляционной гимнастики.
Картинки: сова. волк, еж, белка, медведь
Ход игры: ребенку показывается картинка и он выполняет артикуляционное упражнение, согласно звукам животных, изображенных на картинке. Воспитатель ему помогает и добивается правильного звукопроизношения (издать соответствующий звук).
4. «Позови гостя»
Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Картинки: медведь, лиса, заяц, кошка, волк, утка, мышь, rabbit,dog, cat, duck, mouse, bear, аю, куян, песи, эт, керпе, төлке.
Ход игры: представить друзей Лисы, Белки, Мишки. Ребенок произносит. Если ребенок затрудняется в произношении звука, воспитатель ему помогает и добивается правильного звукопроизношения (издать соответствующий звук).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- «Назови предметы из серии «Овощи»
Цель: формировать обобщающие понятия по теме «Овощи»
Картинки: овощи: картофель, помидор, капуста, морковь, лук, огурец;
яшелчәләр: бәрәңге, помидор, кәбестә, кишер, суган, кыяр;
vegetables: potatoes, tomatoes, cabbage, carrots, onions, cucumbers;
Ход игры: ребенок смотрит на экран, перечисляет и называет обобщающее слово-овощи. Это слово говорится на русском, татарском и английском языках.
- «Животные»
Цель: формировать обобщающие понятия по теме «Животные»
Картинки: животные: медведь, лиса, заяц, кошка, волк, мышь, еж;
хайваннар: аю, төлке, куян, песи, бүре, тычкан, керпе;
animals: bear, fox, hare, cat, wolf, mouse, hedgehog
Ход игры: ребенок смотрит на экран, перечисляет и называет обобщающее слово-животные. Это слово говорится на русском, татарском и английском языках.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- «Кто это?»
Цель: учить правильно отвечать на заданный вопрос.
Картинки: медведь, лиса, заяц, кошка, волк, утка, мышь , rabbit,dog, cat, duck, mouse, bear, , аю, куян, песи, эт, керпе, төлке.
Ход игры: ребенок смотрит на экран, на ней показаны изображения животных, гости. Воспитатель задает вопрос: «Кто это?», ребенок отвечает на русском языке, татарском языке и на английском языке.
- «Кто где живет?»
Задачи: побуждать использовать в речи простые распространённые предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.
Картинки: достопримечательность России, Татарстана и Англии (слайды)
Ход игры: посмотреть на картинку и сказать, кто, где живет. (Мишка в столице России, в городе Москва . Тиен Татарстан башкаласының Казан шәһәрендә яши. The fox lives in the capital of England in the city of London.)на русском языке, татарском языке и на английском языке.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- «Опиши овощи»
Цель: Совместное с взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний.
Картинки: картофель – коричневый, помидор- красный, капуста- зеленая, морковь – оранжевая, лук – коричневый, огурец – зеленый; бәрәңге-коңгырт, помидор-кызыл, кәбестә-яшел, кишер-кызгылт сары, суган -коңгырт кыяр-яшел; potato – brown, tomato – red, cabbage – green, carrot – orange, onion – brown, cucumber – green
Ход игры: попросить ребенка отгадать загадки и описать (назвать цвет) с опорой на картинки. Назвать их на русском, татарском и английском языках.
- «Расскажи про друга».
Цель: Совместное с взрослым рассказывание предполагает обучение ребенка построению коротких связных высказываний.
Картинки: Друзья Мишки – это медведь, лиса, заяц, кошка, волк. Тиеннен дуслары – аю. куян, мәче, эт, төлке. Fox’s friends are a hare, a dog, a cat, a duck, a mouse, a bear.
Ход игры: попросить ребенка представить друзей Лисы, Белки, Мишки. (на русском, татарском и английском языках).
- «Отгадай, загадки по картинке»
Цель: отгадать загадки.
Картинки: картофель – бәрәңге – potatoes, помидор – помидор – tomatoes, капуста – кәбестә – cabbage, морковь – кишер – carrots, лук – суган – onions, огурец – кыяр – cucumbers;
Ход игры: ребенок слушает загадку. Подсказками будут картинки. Отгадки называются на трех языках: на русском, татарском и английском языках.
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ К РППС В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Трансформируемость (возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации).
С помощью добавления новых героев, новых дидактических игр возможно менять образовательные ситуации в зависимости от поставленных задач, возраста, интересов и желаний детей.
Полифункциональность (возможность использования с другим оборудованием).
ИКТ «ПОЛИГЛОТЫ» легко использовать и в игровой, театральной деятельности.
Доступность (использование в разных возрастных группах).
ИКТ «ПОЛИГЛОТЫ» можно использовать во всех возрастных группах.
Безопасность (соответствие всех элементов оборудования требованиям надежности, безопасности, санитарно-гигиеническим нормам).
ИКТ «ПОЛИГЛОТЫ» соответствует всем требованиям безопасности.
ВЫВОД. ИКТ «ПОЛИГЛОТЫ» для детей 3-7 лет соответствует требованиям ФГОС к РППС. Позволяет более быстро и качественно формировать речевые умения и навыки, способствует развитию речевых качеств с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, интересов и желаний детей. Игровая форма проведения работы по речевому воспитанию дошкольников с помощью ИКТ «ПОЛИГЛОТЫ» способствует лучшему усвоению программного материала, вызывает и поддерживает интерес у дошкольников к занятиям по развитию речи.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем играть в одну увлекательную игру.
Посмотрите ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Ребята здороваются. Воспитатель собирает вокруг себя детей.
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Чудеса в ней происходят,
Много, много волшебства.
Много там добра и ласки,
Ну конечно это – (Сказка).
Воспитатель: Правильно, ребята, ну конечно это сказка. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: а много сказок вы знаете? А хотите, сейчас отправится в страну сказок? (ответы детей)
Речевая игра: «Путешествие» (Дети встают в круг выполняют движения)
Мы похлопали в ладошки,
И потопали немножко.
Повертели головой,
Покрутили мы рукой.
Глазки закрываются,
Сказка начинается.
Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель включает презентацию с картинками.
Воспитатель: Закрываем глазки, открываем. Вот мы и попали в страну сказок. Посмотрите, где мы оказались?
Дети: в сказочном дворе.
Воспитатель: а кого мы видим в сказочном дворе?
Называем на русском языке, потом на татарском языке и на английском языке.
Дети: сова, мишка, белка, лиса.
Воспитатель: Давайте, послушаем, чего они хотят (слайд 3, 4)
Дети: познакомиться
Воспитатель: Да, познакомиться, но на разных языках. Послушаем (слайд 5, 6, 7) Ребята они приехали к нам с разных стран. И просят вас рассказать сначала о себе, потом они расскажут откуда приехали они. (слайды с 9 по 15). Попробуйте повторить.
Слушаем детей.
Воспитатель: Молодцы!!! А теперь они хотят с вами поиграть, отгадайте загадки. Сначала называем отгадку на русском языке, потом на татарском языке и на английском языке.
Детям загадываются загадки, они должны сказать отгадки на трех языках: русском языке, татарском и на английском языке. Хвалим за каждый правильный ответ! (слайды с 16 по 31)
Воспитатель: а сейчас сказочным героям нужно возвращаться к себе домой попрощаемся (на русском языке, татарском языке и на английском языке).