Семякина Юлия Евгеньевна,
Уразбаева Гузель Шамилевна
воспитатели
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №38» Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
г. Нижнекамск
Актуальность: применение нетрадиционных форм образовательной деятельности – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ребенку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Форм проведения нетрадиционной образовательной деятельности очень много.
Для закрепления безопасности дорожного движения, нами была выбрана образовательная деятельность – творчество, где дети могли себя реализовать.
Цель: обучать детей безопасному поведению на дорогах с применением нетрадиционной техники- творчество.
Программное содержание:
– познакомить детей с историей появления светофора, его видами;
– закрепить назначение сигналов светофора;
– развивать внимательность, наблюдательность, самостоятельность, осторожность;
– развивать способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
-развивать творческие способности, речь, логическое мышление;
– воспитывать культуру поведения на дороге;
Оборудование:
Демонстрационный материал: макет светофора; иллюстрации с изображением разных видов светофора;
Раздаточный материал: сгущенка, печенье, батон, кокосовая стружка, разноцветные конфетки, одноразовая посуда, фартуки, чепчики, одноразовые перчатки.
Предварительная работа: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций по БДД, целевые прогулки к перекрестку, просмотр мультфильмов по БДД.
Методы и приемы:
1.Наглядный (макет светофора; картинки с разными видами светофоров);
2.Словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение);
3.Практический (изготовление печенья для светофора)
Словарная работа: Светофор, пешеходный переход, тротуар, регулировщик.
Структура:
1.Вводная часть. Психологический настрой. Организационный момент. Сюрпризный момент.
2.Основная часть: реализация задач программного содержания.
3.Заключительная часть. Изготовление печенья для Светофора
Итог. Угощение Светофора
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла девочка Маша. И она хочет нам рассказать, что то интересное.
Маша: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам сначала отгадать загадку:
Стоит Ермошка,
На одной ножке.
Глазами моргает,
Пешеходов и транспорт
То останавливает,
То двигаться разрешает.
(Дети: Светофор!)
Маша: Правильно, молодцы! Меня к вам прислал мой лучший друг Светофор, чтоб проверить, хорошо ли вы знаете правила по безопасности дорожного движения, а о чем не знаете – рассказать вам.
Воспитатель: А где же сам Светофор? Почему не пришел к нам?
Маша: А он в другом детском саду рассказывает ребятам о правилах БДД. Но потом он обязательно заглянет к нам.
Ребята, слово «светофор» переводится как «носитель света». Для чего нам нужен светофор?
(Возможные ответы детей: регулирует дорожное движение, чтоб не было без порядка на дороге, аварий и т.д.)
Маша: Ребята, а вы знаете, как появился первый светофор и главное – для чего? (Дети: Нет)
Взгляните на экран (дети на ИКТ рассматривают иллюстрации, а воспитатель в роле девочки Маши рассказывает.)
– Это произошло очень давно, тогда, когда не было ещё даже автомобилей. По улицам городов ездили запряженные лошадьми повозки и кареты. И уже тогда случались аварии. Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил дорожного движения ещё не было!Появилась необходимость навести на улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот тогда-то и придумали первый светофор. Был он очень простым, в виде диска с двумя цветами – красным и зелёным, и стрелкой. Управлял светофором человек, он просто передвигал стрелку с одного цвета на другой, и участники дорожного движения знали двигаться им или стоять на месте. 9 декабря 1868 года Лондон стал первым городом, в котором появился светофор. Но светофор с двумя цветами оказался не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой момент им уже можно начинать движение. Часто возникала путаница. Тогда появился светофор с тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал промежуточным, он обозначал – “приготовится к движению. Такой светофор стоял на “ножке”, то есть на стойке. Чтобы он работал, также нужен был человек, который при помощи цепей поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с зелёным цветом. В1926 году появился первый автоматический светофор. В России первый светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде. А в 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Первоначально они имели прямоугольную форму с двумя секциями с лампами, где на стекле красными буквами было написано слово “стойте”, а зелёным «идите». К концу 1970-х светофоры были заменены на привычные сегодня, с “человечками”.
Ребята, а давайте вместе подумаем, почему именно эти три цвета появились на светофоре? Почему именно красный сигнал светофора говорит нам о том, что нужно стоять? (Ответы детей с помощью воспитателя: красный – цвет опасности. Он очень яркий и его видно издалека.)
А зеленый что может обозначать? (Ответы детей: «Это цвет противоположный красному, очень спокойный. Его так же хорошо видно издалека).
Ну а желтый цвет что значит, как вам кажется? (Ответы детей: «Жёлтый – цвет внимания, это сигнал, предупреждение. Приготовься! Внимание! И тоже виден очень четко).
Маша: Ребята, мы с вами познакомились с историей возникновения светофора, повторили назначение его сигналов. Теперь предлагаю всем собрать свои веселые светофоры. ( Дети собирают светофоры из картинок с разными круглыми предметами, закрепляют правильное расположение сигналов).
Маша: Посмотрите, какие интересные и яркие получились у нас светофоры! И самое главное – вы правильно расположили эти сигналы. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем и поиграем вместе с нашей гостьей в подвижную игру «Собери сигналы светофора». Проверю ваши внимательность, ловкость, быстроту и повторим назначение сигналов светофора (У детей в руках по 1\4 круга: красного и зеленого цвета, желтого и зеленого и т.д. Воспитатель читает загадки о сигналах светофора. Задача детей – собрать из 1\4 кругов соответствующего цвета сигнал светофора).
-Этот свет нам говорит:
«Подождите – путь закрыт!»
– Стоит на дороге
Наш друг Светофор,
Как моргнёт нам этим глазом,
Остановятся все сразу!
– У светофора свет горит-
«Приготовьтесь – говорит!?»
-Этим глазом он мигает,
Строго нас предупреждает:
Чтобы был счастливым путь,
Повнимательнее будь!
-У светофора свет горит-
«Вперед идите»- говорит!
-Какой сигнал нам говорит:
«Проходите – путь открыт!»
Воспитатель: Молодцы ребята! Все сигналы светофора собрали правильно.
Мы с вами познакомились с историей возникновения светофора, вспомнили назначение сигналов светофора.
Предлагаю вам сейчас вместе с Машей не нарисовать, не слепить, а сделать сладкие светофоры (Перед детьми лежат печенье, сгущенка, зеленые, красные, желтые, круглые конфетки и кокосовая стружка, батон, из которых они делают светофоры. Маша им помогает).
Маша: Посмотрите, какие у нас получились яркие и веселые светофоры. Мы с вами молодцы!
И Светофор Светофорович к нам подошел. Сейчас напоим его чаем со сладостями и расскажем ему, как много нового и интересного мы сегодня узнали. (В группу приходит Светофор, дети пьют с ним чай и рассказывают о правилах безопасного поведения на дорогах).