Салахутдинова Гульнур Расиховна,
Григорьева Юлия Эдуардовна,
Абдрахманова Зямиля Мунибовна
воспитатели
МАДОУ Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 78 НМР РТ г. Нижнекамск
Тип проекта: информационно-игровой.
Срок проекта: долгосрочный.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети логопедической подготовительной группы.
Образовательные области проекта: речевое развитие, познавательное развитие.
Актуальность проекта: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Новизна проекта: новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Зимушка – зима». Дать знания о живой и неживой природе зимой, формировать у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта: Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года. Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы. Обогащать и активизировать словарь по теме. Работать над формированием грамматических категорий речи. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о зиме. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Ожидаемый результат: по окончанию проекта дети смогут: устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Осознанно правильно относиться к растениям и животным. Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе. Участие семей в конкурсе рисунков «Зимушка – зима», в конкурсе поделок «Зимняя сказка». Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Зимушка – Зима», «Зимняя сказка». Проведение утренника – заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Содержание этапов проекта.
Проект включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный (обобщающий).
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: – определение цели и задач проекта;
-беседа с детьми по теме проекта;
-создание необходимых условий для реализации проекта.
-разработка и накопление методических материалов.
-создание развивающей среды.
-подбор художественной литературы по теме.
-разработка мероприятий.
2 этап – основной:
– реализовать с детьми комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе образовательного проекта «Зимушка – зима».
3 этап – заключительный:
Итоговое мероприятие: итоговое занятие «Зимушка-зима».
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Обработка результатов по реализации проекта.
Конкурс поделок «Зимняя сказка».
Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций.
Новогодний утренник «Новогодние чудеса»
План мероприятий в рамках проекта:
1. Познавательное развитие:
– Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Откуда идёт снег».
Пословицы и поговорки о зиме.
Разучивание мини – сценок: «Лиса и заяц», «Три поросенка».
Чтение и заучивание стихотворений о зиме, о новогоднем празднике.
Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой?», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Угадай, на что похожи» (узоры на окнах). Опыты и эксперименты. Загадки о зимних явлениях.
2. Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
Творческая мастерская: вырезывание снежинок, оформление выставки поделок из бросового и природного материала «Зимняя сказка», оформление выставки рисунков «Зимушка-зима», рисование: «Деревья в инее», «Балалар бакчасында Яңа ел бәйрәме, «Агачларны бәс сарган», « Саескан» (предметлы), «Снежинки», аппликации: «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».
Проведение семейного конкурса рисунков на тему: «Зимушка-зима», конкурса поделок «Зимняя сказка» .
3. Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года».
Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Где, чей хвост?», «Где, чей домик?», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки?».
4. Речевое развитие:
Расширение и обогащение словаря.
Игра «Подбери родственные слова». Зима – зимний, зимушка, зимовать, зимовье, зимующие, озимые. Снег – снежок, снеговик, снежный.
Игра «Назови ласково» с мячом.
Снег – снежок
Мороз – морозец
Ветер – ветерок
Лед – ледок
Зима – зимушка
Сосулька – сосулечка
Дерево – деревце
Горка – горочка
Холод – холодок
Санки – саночки
Формирование лексико – грамматических процессов.
2. Игра «Скажи по образцу».
Снег – падает, идет, ложится, блестит, ложится.
Метель – дует, воет, метет, воет, бушует.
Птицы – летают, прячутся, зимуют.
Дети – играют, гуляют, катаются, веселятся, радуются.
Упражнение « Какой? Какая? Какое?»
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная…)
Снег какой?- (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий…)
День какой?- (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…)
Ночь какая?- (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)
Лед какой? – (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…)
Сосулька? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)
Игра «Один – много»
Игра «Один – много»
Снегирь – снегири.
Синица – синицы
Голубь – голуби
Сорока – сороки
Воробей –воробьи
Галка – галки
Дятел – дятлы
Ворона – вороны
Сова – совы
Глухарь – глухари
Свиристель – свиристели
Развитие связной речи.
Составить рассказ по опорным картинкам.
Составление описательного рассказа «Зимушка-зима», «Дикие животные», «Зимующие птицы». Составление рассказа на тему «Игры зимой» на основе личного опыта.
5. Физическое развитие:
Координация речи с движениями, работа над темпом и ритмом речи,
развитие общей моторики.
«Зима»
Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет. (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки.
«Белый снег».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо
Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол)
И под утро снегом (встали, покружились на месте)
Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Точно пеленою
Всё его одело. (присели, руки опустили на пол)
Развитие мелкой моторики.
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит выставка рисунков «Зимушка – зима». Выставка поделок «Зимняя сказка».
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил развить у детей познавательный интерес, желание наблюдать, получать трудовые знания и навыки.
Список использованной литературы:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Н. Е., 2014
2.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР, Н.В. Нищева, 2008г.
3. Занятия по развитию речи в детском саду. О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина, 2012.
4, Конспекты логопедических занятий. О.Н.Лиманская. 2009г.
5. Учим слова и предложения. У.М.Сидорова.2014.