Павлова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, методист
МБУДО “Центр детского творчества пос. Дербышки”
г. Казань
Содержание:
Введение Раздел 1. Методическое сопровождение проектной деятельности Раздел 2. Методика работы по созданию дизайн – проектов в «ЦДТ пос. Дербышки» Раздел 3. Условия успешной реализации и риски дизайн – проектов Заключение IV. Приложения V. Информационные источники |
3 7 10 15 16 18 23 |
Введение
Одним из направлений работы методического отдела изобразительного и декоративно – прикладного творчества МБУДО «Центра детского творчества п. Дербышки» Советского района города Казани является создание коллективных дизайн – проектов. Работа в этом направлении ведётся уже много лет. Начиналась она с почти «стихийных» коллективных работ, в которых механически соединялись различные творческие изделия, созданные на занятиях объединений декоративно – прикладного творчества, в единую большую композицию. Потребности в таких больших выставочных экспонатах возникли, чтобы на выставочных площадках создавалась единая концепция или композиционный центр.
Позже появились коллективные работы, созданные по первоначальному эскизу. Но и эти работы имели достаточно случайный характер. Постепенно нами была выработана система ведения больших коллективных композиций, что позволило называть их коллективными дизайн – проектами.
Расшифрую все слова в этом понятии:
Коллективные – так как создаются несколькими творческими объединениями детей.
Дизайнерские – так как проекты имеют художественную, эстетическую ценность, инженерную составляющую. Художественность проекта достигается продуманным эскизом, целостной концепцией: цвета, фактур и всех составляющих элементов.
Проекты-так как наша деятельность направлена на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального творческого продукта.
Наша деятельность обладает всеми признаками проекта:
- направленность на достижение конкретных целей с определенным началом и концом;
- ограниченная протяженность по срокам, стоимости и ресурсам;
- неповторимость и уникальность;
- комплексность — наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта;
- организационное обеспечение.
Актуальность введения в учебный процесс коллективного творческого дела в том, что совместная деятельность помогает в решении множества педагогических задач. Расширяет представление детей о разных видах творчества. Развивает: художественный вкус, креативность, дизайнерское мышление. Дети приобретают опыт сотрудничества, учатся подчинять свои интересы поставленной коллективной задаче, распределять обязанности, договариваться. Такой вид деятельности имеет важный эмоциональный аспект: созданная детьми большая по объёму работа, вызывает неподдельный восторг, гордость своим творчеством и, как итог, повышает самооценку ребёнка, мотивирует на дальнейшее обучение изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
Готовые коллективные работы являются прекрасными экспонатами выставок и конкурсов, позволяют большому количеству детей принять участие в очных конкурсах различного уровня и получить значимый результат. На протяжении многих лет проекты помогают дополнить, обогатить программы обучения новыми знаниями и умениями. В каждой работе дети знакомятся с новыми видами изобразительного и декоративно – прикладного творчества, изучают народные традиции, народное, творчество, легенды, историю родного края и другое, в зависимости от темы проекта. Учатся понимать, как из единичных элементов и деталей можно создать большую цельную композицию.
Совместная работа объединений приводит к плодотворному сотрудничеству и между педагогами отдела, помогает создавать благоприятный психологический климат в рабочем коллективе. Проектная деятельность включена в образовательные программы и включает как деятельность внутри конкретных учебных групп, внутри одного объединения и коллективами объединений.
Каждый наш дизайн -проект имеет тему, и определённые задачи, связанные с темой проекта. При этом для всех проектов можно выделить одну глобальную цель: Эстетическое, творческое и духовное развитие детей.
Конечный продукт работы: коллективный дизайн – проект.
Методические задачи, направленные на педагогов – участников проекта:
- Нацеливать педагогов на внедрение новых видов творчества и техник исполнения в своих объединениях.
- Сплачивать педагогический состав через участие в проектной деятельности.
- Достойно представлять детское творчество на конкурсах и выставках.
- Рекламировать коллективы декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
Педагогические задачи, направленные на детей – участников проекта:
- Обучать новым художественным техникам и приемам работы в своём направлении.
- Расширять представления детей о видах декоративно – прикладного творчества, выходящих за рамки учебной программы объединений.
- Развивать художественный вкус, формировать дизайнерское мышление.
- Развивать интерес к изучению культуры разных народов, при работе над проектами, посвящёнными национальной тематике.
- Развивать в детях умение работать в большом коллективе, в том числе и с учащимися других объединений.
- Расширять кругозор детей.
- Поддерживать интерес к творческой самореализации.
- Воспитывать толерантность, формировать поликультурное мировоззрение.
- Воспитывать ответственность.
В настоящее время работа над созданием дизайн – проектов в «ЦДТ пос. Дербышки» стала отлаженной системой. Программы обучения всех объединений методического отдела изобразительного и декоративного – прикладного творчества предусматривают использование проектной технологии как средства повышения эффективности образовательного процесса. Время на проекты заложены в учебные часы. Ежегодно создаются новые работы, получающие признание на различных конкурсах и выставках. Опытом внедрения в образовательную программу коллективного творческого дела активно транслируется и может быть интересен для педагогов и методистов дополнительного образования по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
Раздел 1. Методическое сопровождение проектной деятельности
В настоящее время и уже на протяжении нескольких лет, одной из важных форм работы с детьми стала проектная деятельность. Ещё в письме Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». В письме говорится, что эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект). Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Проект – (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект имеет основные признаки:
- проект направлен на достижение конкретной цели;
- проект в определённой степени неповторим и уникален;
- проект имеет такие ограничения, как: время, стоимость, качество.
Нами рассматривается работа по созданию коллективного дизайн – проекта. То есть конечным итогом совместной деятельности должен стать уникальный творческий продукт с высокими художественными характеристиками: нести смысловую нагрузку, образность, иметь интересное композиционное и цветовое решение. При этом составляющие композицию элементы должны включать те виды изобразительного и декоративно – прикладного творчества, которым обучаются дети на занятиях своих творческих объединений. Также нам важно создать масштабную работу, которая смогла бы стать крупным композиционным пятном выставки.
Все наши проекты – это соединение полёта фантазии, инженерной мысли и дизайнерского мышления. Без инженерной составляющей невозможно объединить маленькие творческие поделки детей в большую цельную композицию.
Для каждого проекта нужна идея: тема проекта и инженерная конструкция, которая позволит, чтобы полёт художественной фантазии обрёл чёткие конструктивные рамки.
При поиске конструкции мы учитываем следующее:
- Конструкция должна быть не тяжёлой
- Должна быть разборной, состоять из отдельных транспортабельных элементов.
- Простота сборки
- Устойчивость
- Оригинальность
- Невысокие материальные затраты.
Для достижения цели, проект планируется, исполняется и управляется. А чтобы организовать эффективную работу по созданию коллективного дизайн – проекта нескольких объединений дополнительного образования, необходимо методическое сопровождение.
Методическое сопровождение является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эффективности.
Методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.
В нашем случае методическое сопровождение проектной деятельности включает: организацию и сопровождение всех этапов работы от совместной разработки идеи будущего проекта до мероприятий различного уровня, презентующих готовый продукт (выставки, конкурсы и т. д.). Примерный перечень:
- организация «мозгового штурма»;
- разработка и организация мероприятий для детей, мотивирующих к созданию проекта;
- Разработка и организация теоретических занятий по теме дизайн – проекта;
- распределение и раздача элементов будущей композиции по коллективам;
- помощь в подборе возможных техник исполнения конкретных деталей композиции;
- помощь в подборе материалов для создания элементов проекта;
- консультативная помощь педагогам в поисках теоретического и наглядного материала, необходимых в рамках конкретного проекта;
- консультативная помощь педагогам в процессе выполнения работ по созданию элементов проекта;
- контроль процесса выполнения элементов дизайн – проекта;
- контроль этапов сбора элементов в единую композицию;
- разработка и организация мероприятий по презентации готового дизайн – проекта перед детьми и родителями;
- поиск конкурсных и выставочных площадок для представления готового проекта;
- сопровождение проекта на выездных мероприятиях
- трансляция опыта по методике создания дизайн – проектов в педагогическом сообществе.
Раздел 2. Методика работы по созданию дизайн – проектов в «ЦДТ пос. Дербышки»
За несколько лет, в течение которых методический отдел изобразительного и декоративно – прикладного творчества «Центра детского творчества посёлка Дербышки» Советского района города Казани проводит работу по созданию коллективных дизайн – проектов, выработался определённый алгоритм этапов работы. Часть этапов является неименными от проекта к проекту, часть проводится по необходимости, в зависимости от выбранной тематики конкретной работы и конкретных условий реализации этапов творческой деятельности.
Основные этапы работы над коллективным дизайн – проектом:
1. На методическом объединении педагогов отдела декоративно-прикладного творчества проводиться «мозговой штурм», в результате которого рождается идея будущей работы. В этом процессе участвуют все педагоги отдела.
2. Создание эскизных зарисовок проекта. В нашем центре практикуется опираться в создании окончательного проектного эскиза на эскизные зарисовки учащихся студий изобразительного творчества.
3. На основе детских зарисовок создаётся окончательный эскиз, учитывающий технологические аспекты работы: конструкцию, материалы, конкретные техники исполнения деталей, размер работы. Следует отметить, что эскиз не является точным и подлежащим копированию. Дети вносят в процессе работы своё видение, конкретное наполнение, но с учётом общей концепции (цветовая гамма, стилистика, размеры и т.д.).
4. Подбор техник изготовления элементов проекта. Проводится в соответствии с возможностями учебных объединений.
5. Подбор материалов с учетом цветовой гаммы, фактуры и других особенностей проекта.
6. Распределение элементов дизайн – проекта по учебным коллективам.
7. Процесс изготовления деталей композиции внутри объединений.
8. Совещания, индивидуальные консультации педагогов в процессе работы.
9. Монтаж деталей работы в единую композицию.
10. Мероприятия по презентации готового дизайн – проекта.
Возможные этапы работы над коллективным дизайн – проектом:
Специфика «ЦДТ п. Дербышки» заключается в том, что учреждение включает пять учебных зданий, расположенных в разных микрорайонах. Кроме того, часть объединений работает на базе общеобразовательных школ посёлка. В связи с этим, нами проводятся мероприятия, собирающие всех участников на базе одного клуба. Первый общий сбор детей делает начало работы более торжественным и даже праздничным, мотивирует на успешную творческую деятельность. При подведении итогов в конце учебного года на очередном сборе участникам вручаются награды (если проект прошёл конкурсы), демонстрируется фильм о проделанной работе. Дети получают возможность увидеть результат своей личной деятельности, почувствовать значимость своего вклада в общее дело. Это помогает повысить самооценку ребёнка и мотивирует на дальнейшее творческое развитие. (При работе над проектом ведётся видео и фотосъёмка, из материалов которых создаётся зрительный ряд творческого процесса для истории создания композиции.)
Непосредственное изготовление деталей дизайн – проекта может делиться следующие этапы:
- Организационное вводное занятие – общий сбор всех участников проекта, включающее:
- Показ темы проекта;
- Рассказ – история сюжета будущей композиции;
- Демонстрация эскиза проекта;
- Озвучивание цели и задач работы каждого объединения
- Начало практической работы по объединениям
- Продолжение работы и завершение изготовления отдельных элементов композиции на занятиях объединений в своих клубах.
- Завершающий этап работы (заключительный сбор участников в одном клубе): монтаж деталей композиции в общий проект, поздравления с успешным окончанием работы.
- Итоговый сбор участников – подведение итогов, просмотр фильма.
В течение нескольких лет, по вышеописанной методике было создано несколько коллективных дизайн – проектов. Некоторые из них:
- «Мы верим в чудеса!» (приложение, фото 1.)
- «Морозко» (приложение, фото 2.)
- «Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите!» (приложение, фото 3.)
- «Удивляется народ, коза по небу плывёт» (приложение, фото 4.)
- «Свияжск – город мастеров» (приложение, фото 5.)
- «Душа Казани» (приложение, фото 6.)
- «Нам приснился чудо – конь!» (приложение, фото 7.)
- «Древо жизни» (приложение, фото 8.)
- «Времена года» (приложение, фото 9.)
Каждый дизайн – проект имеет в конечном итоге готовый выставочный продукт, который даёт детям почувствовать свою личную значимость, гордость за участие в работе. Повышает мотивацию ребёнка к дальнейшему предпрофессиональному и профессиональному росту. Участие в проектной деятельности – уже награда, так как к работе допускаются самые лучшие, самые ответственные, самые опытные дети. Как правило, это учащиеся последнего года обучения. Младшие дети объединений изобразительного и декоративно – прикладного творчества с нетерпением ждут своего участия в такой масштабной творческой работе. Ещё один большой плюс коллективных дизайнерских проектов – огромный развивающий, воспитательный потенциал. Большинство проектов создано на основе этнического, народного творчества. В последние годы этнические темы очень актуальны и востребованы. Доказательство – множество конкурсов данного направления. Это и конкурсы Центра русского фольклора, «Этномириада» КазГИКа, Чебоксарский конкурс «Созвездие» и другие. Когда мы выбираем этническое направление проекта, во время введения в тему стараемся подробно познакомить детей с теоретической составляющей. Например, в работе по древнему русскому празднику «Жаворонки прилетите, студёну зиму унесите!» – познакомили детей с обрядами, особенностями этого праздника. В этой работе дети, занимающиеся прикладным и изобразительным творчеством, прикоснулись к народному фольклору, изучили заклички, обрядовые песни. В проекте «Удивляется народ, коза по небу плывёт!» дети ознакомились с разными типами традиционных древнерусских кукол: игровыми, обереговыми, обрядовыми (Крупеничка, Желанница, Купавка, Десятиручка и т. д.). Научились создавать различные типы кукол: столбушку, крестушку, куклу на палочке, узелковую, пеленашку, закрутку, соблюдая старинные народные способы и материалы, а также изучали особенности пермогорской росписи по дереву.
Дизайн-проект «Свияжск-город мастеров» был посвящён изучению истории острова – града Свияжск: возникновению города и развитию его ремёсел. В рамках работы над проектом были использованы такие формы как: просмотр документального фильма, обращение к литературным источникам, цикл занятий по изучению темы с приглашением сотрудника реставрационно-аналитического отдела Института археологии РТ им.А.Х. Халикова Визгалова М. Ю. В одном из занятий освещались историко-археологические исследования находок острова и были продемонстрированы реконструированные образцы. Особенно значимым в этом проекте была возможность контакта со специалистом, непосредственно работающим над этой темой. Яркие впечатления позволили создать высокий мотивационный уровень участия в совместной творческой деятельности.
Познавательной стороной проекта «Душа Казани» стало знакомство детей с татарскими мифами, легендами, сказками; изучение истории родного города, архитектуры. Проект «Древо жизни» ставил важную задачу: формирование толерантности и поликультурного мировоззрения. В этой работе дети прикоснулись одновременно к культурам двух народов. Проект соединил русские и татарские орнаментальные мотивы, мифологию в единой композиции. Красной нитью через всю работу проходила мысль ценности и равнозначности культур разных народов.
Особенное значение проектной деятельности – формирование умения работать в команде, починять свои интересы общей цели, социализировать детей. Важный аспект – формирование дизайнерского мышления, художественного вкуса. Дети учатся видеть, каким образом каждый отдельный элемент становиться частью большой композиции. Учатся понимать, что каждая деталь должна подчиняться общему замыслу по цвету, размеру, фактуре, стилю. Также участие в проекте помогает в формировании инженерного мышления, так как каждый проект имеет в основе конструктивную основу.
Таким образом, разработанная в «ЦДТ пос. Дербышки» методика создания коллективных дизайн – проектов, помогает в решении множества педагогических задач.
Раздел 3. Условия успешной реализации и риски дизайн – проектов
Для реализации коллективных дизайн – проектов необходим ряд условий:
- Разработанная методика этапов работы над проектом.
- Выбор актуальной, интересной, оригинальной темы проекта.
- Наличие нескольких объединений с разными направлениями деятельности изобразительного и декоративно – прикладного творчества. Чем большим разнообразием представлены виды изобразительного и декоративно – прикладного творчества в образовательных программах, тем интереснее будет сочетание техник исполнения в проекте.
- Наличие учебных групп детей, продолжающих и выпускных групп. Дети первого года обучения, младшего школьного возраста не смогут выполнить все поставленные задачи.
- Создание эскиза, учитывающего художественные и технологические аспекты работы. Эскиз должен предусматривать: легко разбирающуюся конструкцию, лёгкую в транспортировке; техническую возможность воплощения задуманной конструкции; возможности сочетания разных направлений декоративно – прикладного и изобразительного творчества; прочность и долговечность используемых материалов и техник исполнения.
- Наличие помещения в учреждении дополнительного образования, на базе которого будут выполняться общие этапы работы над проектом.
- Временные возможности. Работа детей по созданию проекта должна умещаться во временной отрезок, предусмотренный учебной программой.
- Наличие финансирования проектной работы.
- Методическое сопровождение и контроль процесса работы над дизайн – проектом.
- Возможность презентовать проект на выставочных и конкурсных площадках.
Риски проектной деятельности
В процессе работы над коллективным дизайн – проектом могут возникнуть следующие риски:
- Ошибки в планировании этапов работы над проектом.
- Ошибка в выборе темы проекта.
- Выбор неправильной целевой аудитории (возраст, год обучения, направления обучения).
- Слабая продуманность технологической стороны проекта.
- Неравноценность распределения конкретных задач между участниками процесса.
- Отсутствие или недостаточность финансирования.
- Отсутствие мотивации у детей и педагогов.
- Нежелание педагогов выполнять определённую работу.
- Недостаточное методическое сопровождение проектной работы.
Заключение
Многолетний опыт работы по организации работы над коллективными дизайн – проектами показал, что, несмотря на сложности в организационном процессе, такая форма работы интересна и эффективна. Разработанная методика помогла существенно повысить художественный уровень выставочных и конкурсных работ. Коллективные дизайн – проекты нашего отдела изобразительного и декоративно – прикладного творчества, выполненные по вышеописанной методике, неоднократно получали призовые места на конкурсах различного уровня, способствуя повышению рейтинга педагогов, объединений и «ЦДТ пос. Дербышки». Проекты участвовали в различных выставках: персональной выставке в Центре русского фольклора; выставке, оформляющей Международный конкурс – фестиваль традиционной художественной культуры «Этномириада» на базе КазГУКи, выставке в рамках открытия детского центра «Экият» в Казани и др.
Внедрение проектной деятельности в программы обучения повышает эффективность образовательного процесса во всех объединениях методического отдела. Участие в проекте развивает у детей чувство ответственности, самодисциплины, желание делать свою работу качественно. Расширяет кругозор ребёнка, поддерживает интерес к творческой самореализации. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых общечеловеческих ценностей: социального партнерства, поликультурного мировоззрения. Тесное сотрудничество педагогов методического объединения отдела изобразительного и декоративно – прикладного творчества сплачивает коллектив, улучшает психологический климат, помогает профессиональному росту педагогов.
Создавать коллективные дизайн – проекты можно и объединяя усилия изобразительного, декоративно – прикладного и технического творчества. В наших планах – дальнейшее тесное сотрудничество между художественным и техническими отделами и создание новых проектов, где будут присутствовать и инженерная основа, и дизайнерская мысль, и декоративно – прикладное, и техническое творчество. Хотелось бы создать проекты, в которых будут присутствовать какие-то движущиеся, светящиеся, звуковые элементы.
Всё вышеперечисленное доказывает целесообразность использования методики работы над коллективными дизайн – проектами в системе дополнительного образования. Надеюсь, что наш опыт в создании коллективных дизайн – проектов и наши идеи кому – то окажутся полезными и вдохновят на создание интересных работ.
Приложения
«Мы верим в чудеса!» (фото 1.)
«Морозко» (фото 2)
«Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите!» (фото 3)
«Удивляется народ, коза по небу плывёт» (фото 4)
«Свияжск – город мастеров» (фото 5)
«Душа Казани» (фото 6)
«Нам приснился чудо – конь!» (фото 7)
«Древо жизни» (фото 8)
«Времена года» (фото 9)
Информационные источники
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”
- Буйнова, Л.Н. Проектирование в дополнительном образовании детей / Л.Н. Буйлова // Социальная педагогика. – 2006. – №4. – С.35-46.
- Казачкова, М.Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. – 2013.-№4. – С.115-122.
- Мальгина, Л.Б. Проектирование в системе дополнительного образования / Л.Б. Малыхина – М.: Изд-во: Учитель, 2017. – 171с.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
- Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
- Подругина И.А., Ильичева И.В. Проектно – исследовательская деятельность: развитие одарённости. – М.:2017
- Проектирование в системе дополнительного образования. – URL: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_proekt.html
- Управление проектами. – URL: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=15149
- Фатеева И.А.. Метод проекта как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т.Н. Канатникова. // Молодой учёный.-2013. -№1 (48). С.376 – 378.- URL: https://moluch/ru/archive/48/6113