Нургалеева Ольга Фёдоровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ “СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов”
г. Нижнекамск
Ход мастер – класса
«Поэзия – музыка души»
Добрый день, уважаемое жюри и участники мастер-класса! Позвольте мой мастер-класс начать авторским стихотворением.
Я рождена в чудесное время года,
И это время осенью я назову,
И пусть за окном стоит непогода,
Осень я каждый год с нетерпением жду!
Каждый из нас в душе – поэт. Все мы можем чувствовать, любить прекрасное, нужно только уметь найти в себе эту струнку. Тема моего мастер – класса «Поэзия – музыка души».
Я вам предлагаю отправится в поэтическую мастерскую, в которой каждый из вас попробует себя в роли поэта. Как и любая мастерская, она будет полна инструментами, но необычными.
Инструмент: музыка
Чтобы начать писать стихотворение, должно прийти вдохновение, и очень часто инструментом для вдохновения является музыка.
Перед вами четверостишия известных поэтов. Сейчас прозвучит мелодия, а вы должны определить к какому из четверостиший эта мелодия подходит больше всего (звучит 1 мелодия П.И.Чайковского «Времена года. Январь»).
1 группа, с каким стихотворением у вас ассоциируется эта мелодия? Почему? (ответы).
2 группа, а вы как считаете? (ответы). Мне нравится ход ваших мыслей. Мы научились с вами слышать стихотворение.
Я вам скажу еще больше, что мелодия может так задеть струны вашей души, что вы создадите стихотворение.
Мороз и солнце; день чудесный! А.С.Пушкин |
Люблю грозу в начале мая, Ф.И.Тютчев |
Буря мглою небо кроет,
А.С.Пушкин |
Признаюсь, я тоже увлекаюсь написанием стихотворений. И в этом мне помогает «Творческий многогранник». Он состоит из основных слов, определяющих тему и моменты, которые они должны раскрыть. Давайте посмотрим, как он работает.
Скажите, какое время года за окном? (ответ). Пусть темой нашего будущего стихотворения будет «Осень».
Коллеги, опишите осень одним словом, какая она для вас? Посмотрите, для меня осень ЗОЛОТАЯ, а для вас?
Какие ассоциации у вас вызывает осень? Я осень ассоциирую с листопадом. А вы?
На какие действия вас побуждает осень. Осенью я люблю ходить в гости. А вы?
Какое настроение нам передает это время года? Не смотря на дождливую холодную погоду, осень передает радостное , веселое настроение? А у вас? (каждый ответ записываю на флипчарте).
Спасибо. А теперь сравните предмет нашего разговора – осень – с другими предметами, используя союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО (осень, как красна девушка, осень, как невеста в красочном платье…)
Прекрасно!
Отталкиваясь от этих слов, я сочинила стихотворные строки.
Золотистым листопадом,
Осень в гости к нам пришла,
Словно красна девица,
Радость и веселье всем нам принесла.
Теперь вы попробуйте сочинить строчку для стихотворения, используя материалы творческого многогранника. Ваши строки могут быть не рифмованными. Вы можете начать, как с этой стороны, так и с другой.
У вас здорово получилось! Благодарю вас!
Вот видите, как удобно создать стихотворную строчку, выразить свои чувства и мысли при помощи творческого многогранника.
Скажите, а вы в детстве в какие игры играли? (ответы). А в БУРИМЕ играли? (ответ). Попробуем поиграть?
Буриме – это игра, в которой рифмованные слова находятся в конце стихотворной строчки. Вам нужно придумать начало к этим словам.
Например, у меня рифмованные концы ТУЧКИ-РУЧКИ, я к ним подобрала начало.
Плыли по небу тучки,
Протянули друг другу ручки
Сыграем?
Первой фокус-группе нужно придумать начало к следующим словам. У вас должна получится стихотворная строчка.
……………….ДОЖДИ
……………НЕ ЖДИ;
……………….ОСЕНЬ
…………….ПРОСИМ
Пока 1 фокус – группа составляет буриме, мы с другой группой поиграем в буриме наоборот. Если у той группы есть только конечные фразы. То у вас наоборот- начало есть, нужно додумать конец.
Следом за летом осень идёт.
Жёлтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
Спасибо. Начало творчеству положено. Что же получилось у моих юных поэтов? (зачитывают свои варианты). У вас прекрасно получилось.
Посмотрите, как легко можно написать стихотворную строчку при помощи этого инструмента.
Еще один инструмент, который я использую в своем творчестве – это «Мнемотехника».
Мнемотехника – это составление стихотворных строк по картинкам. Этот прием позволяет не только писать, но и читать стихотворения.
Внимание на экран
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадрата- это работа над словом, определяют главные свойства и признаки. (Посмотрите, на экране изображен квадрат. С чем у вас ассоциируется эта картинка?) Затем переходим к мнемодорожке – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных последовательно, по которым можно составить небольшой рассказ.
А потом, набравшись опыта, можно перейти к работе с мнемотаблицей
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Этот инструмент можно использовать на любом предмете, а также на любом этапе урока.
Коллеги, перед вами мнемотаблица. Я вижу, как хорошо у вас получается сегодняшняя работа, поэтому попробуем поработать с мнемотаблицей. По картинкам составить четверостишие с рифмой. Время на творческую работу (2 минуты). Прослушать придуманные стихи.
Молодцы! Справились!
Вывод:
Итак, коллеги, наша работа в творческой мастерской подошла к концу. Мы создали стихотворение об осени.
Я, как учитель литературы, сталкиваюсь с тем, что уроки поэзии непростые, и у учащихся вызывают затруднения. Как научить детей любить поэзию, слышать музыку, чувствовать, размышлять, только если они сами попробуют написать стихотворение.
Творчество учителя не может существовать без приемов технологии критического мышления. Для себя я открыла свои инструменты, которые помогают мне в работе – это творческий многогранник, мнемотехника, литературная игра – Буриме. Все эти приемы помогают в работе по формированию чительской грамотности.
У вас на столах лежат буклеты с приемами технологии критического мышления, работу которых я сегодня показала на мастер-классе. Какой инструмент пригодиться в вашей работе? Я вас всех благодарю, надеюсь, что мой мастер-класс был вам полезен.
Коллеги, мы все творцы
Живите, любите, мечтайте, творите!
И постоянно друг другу радость дарите!
Благодарю за активную работу! Всего Вам доброго!