Медведева Нина Валентиновна,
Маханова Римма Николаевна,
Муллагалиева Роза Вафиловна
учитель-логопед, воспитатели
МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 “НЕЗАБУДКА”
г. Набережные Челны
Пояснительная записка.
Актуальность
Современный уровень образовательного процесса требует от детей освоения огромного объема информации. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её. Поэтому актуальностью является создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков, которые способствуют успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе.
Грамотно организованная работа, позволяет использовать дополнительные неохваченные организованной образовательной деятельностью игры, которые помогут сделать процесс чтения и письма не только эффективными и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения помогает предотвратить возможность возникновения дисграфических и дислексических расстройств.
Практическая значимость
Внедрение инновационных технологий в образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Новизна
Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требуют дополнительных настроек. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми в логопедических группах, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи.
Наиболее эффективным и продуктивным в этом отношении стало создание собственных компьютерных презентаций-игр, а также мультимедийное оборудование, дающее возможность транслировать на большом экране в отличном качестве разнообразные фото, видео-, картинные материалы.
Целевая аудитория
Конспект занятия предназначен для детей 6 – 7 лет с ОВЗ, с его помощью развивается познавательная, творческая, интеллектуальная деятельность детей и является образовательным ресурсом для подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя по обучению чтению.
Целеполагание
Овладение элементами грамоты и грамматически правильной связной речью.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных звуках и согласных звуках.
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
- Продолжать учить определять количество слогов в слове.
- Обучать звуко-буквенному анализу слова.
- Совершенствовать навыки чтения и печатания.
- Продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Методические приёмы:
- Музыкальное сопровождение.
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки,).
- Игровой (Д/и «Вспомни и назови»).
- Практический(упражнения).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Форма проведения : фронтальная.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Аудиозапись «Звуки природы»; песня Е. Железновой « Краб»; проектор; ноутбук; экран; схемы для звукового анализа слов; электронная гимнастика для глаз Галкиной И.А. «Львенок и черепаха»; презентация «Животные жарких стран»; мяч, доска.
Раздаточный материал: карандаши, тетради, карточки для чтения с кроссвордом, символы гласных и согласных звуков, кассы букв и слогов.
Ожидаемые результаты
- Повышение мотивации к логопедической ОД .
- Знать: гласные и согласные звуки, их условное обозначение.
- Иметь: навык чтения, делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
- Уметь: проводить звуко-буквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике и обозначать на письме буквой.
- Повышение качества коррекционного воздействия на ребенка с речевыми нарушениями.
- Активизация познавательной деятельности.
- Создание системы коррекции речи детей с использованием ИКТ.
Методические советы
Каждые этапы выполняются под контролем, так как эти игры – своеобразное визуальное пособие для выполнения речевых упражнений, требующих контроля со стороны взрослого.
Список использованной литературы:
-
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие-конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1.http://gb3.muz-color.ru/mp3/sWhavLor1m/f07671ce653c418a32053399c2ad3a63/ucd524527be3/Zvuki_prirody_-_SHum_lesa_i_ruchya.mp3
2.http://docme.ru/doc/37761/galkina-i.a.-e-lektronnye-fizminutki-dlya-glaz.-chast._-3
1 этап Мотивационно – побудительный |
Педагог приглашает побывать в жарких странах и предлагает детям разместиться на стульчиках. Проводит пальчиковую гимнастику В жарких странах (легкими, скользящими движениями всех пальцев проводить по столу). Носороги (руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) Просто ходят по дороге (руками производить передвижения вперед) Мокнут в речке бегемоты (перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) Львы выходят на охоту (раскрывать пальцы веером). Крокодилы (раскрывать соединенные у запястий руки). Обезьяны (руки приставить к голове, показать уши). Зебры — жители Саванны (пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие» движения по столу вперед) и тропические птицы (большие пальцы обеих рук переплести между собой, взмахивать ладонями, как крыльями) есть чему тут подивиться (ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх-вниз). Как называют этих животных? Закройте глаза — раз, два, три, в жарких странах очутись! Здесь ярко светит солнце, жарко. Посмотрите, наши животные все попрятались,. Мы ребята оказались в джунглях. |
Дети проявляют интерес. Садятся на свои места. Выполняют упражнения. Отвечают(животные жарких стран) Закрывают глаза. (Дети открывают глаза.) . |
Звучит музыка: звуки леса, щебетанье птиц, журчание ручья. Смотрят презентацию слайд №2. |
2 этап Организационно – поисковый |
Игровое упражнение «Кто спрятался в джунглях?» Мы с вами попали в заросли джунглей. Здесь спрятались разные звери. Посмотрите внимательнее и скажите, кто спрятался в джунглях? Как вы догадались? Чью гриву вы видите? Чей хвост вы видите? Чью пасть вы видите? Чью голову вы видите? Работа по развитию фонематических представлений. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названии которых есть звук Р? Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук С? Теперь назовите животных, в названии которых есть звук Л. Упражнение «Раздели на слоги» . Разделите названия животных на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть листочком с одной полоской, из двух слогов – листочками из двух полосок, слова из трех слогов с тремя полосками, из четырех из четырех полосок. 3вуко-буквенный анализ слова . Сколько звуков в слове зебра? Сколько букв? Сколько гласных? Согласных? Составление предложений с разными предлогами и составление их схем. Составь предложение из слов: Игра с мячом « Вспомни и назови.А в джунглях растут пальмы, лианы и бамбук. На лианах очень любят качаться обезьянки и они любят играть в разные игры. Поиграем в игру на ковре « Вспомни и назови». 5 названий овощей, фруктов, ягод, грибов, хвойных деревьев, лиственных деревьев, перелетных птиц, животных лесов, домашних животных,зимующих птиц, транспорта, одежды, головных уборов, мебели. Динамическая пауза “Краб”. Педагог включает музыкальное сопровождение). -Ветер дует, задувает, пальму на ветру качает, -А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. -Чайка над водой летает и за рыбками ныряет, -Под водой на глубине крокодил лежит на дне. -А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. Игра « Подбери парную согласную букву»(учить на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей). Ну а сейчас садимся на места и продолжаем выполнять разные задания. Нам ребята обезьянки предлагают поиграть в игру с парными согласными. Краб, лев, удав, след, пляж, носорог, ананас. Гимнастика для глаз «Львенок и черепаха» ( улучшение и сохранение зрения). Разгадывание кроссворда. ( Развитие навыков звукобуквенного анализа, мышления, памяти. Совершенствование навыков чтения и печатания.) А теперь давайте разгадаем кроссворд и узнаем название части света, где живут наши животные . 1.Самое длинношее, пятнистое животное. Жираф. Напечатаем это слово первым в нашем кроссворде. Только нужно уточнить, как оно пишется. Слог -ЖИ- нужно написать с буквой И. В конце слова пишется буква Ф. 2. На носу имеет рог ,ну конечно…Впишем слово в наш кроссворд, в этом слове: все гласные буквы о. 3.Хищник полосатый рыжий и усатый.
В выделенной колонке прочитайте, как называется родина наших зверят. Вот ребята мы с вами оказались в Африке. |
Играют в игру. Смотрят на экран. Отвечают. В джунглях спрятался лев, тигр, крокодил, змея, птица, обезьяна, слон, носорог. Я вижу львиную гриву, тигриный хвост, крокодилью пасть, змеиный след, птичий хвост, обезьянью голову, носорожью голову, слоновью голову. Смотрят на экран . Называют слова на заданные звуки. Жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил. Носорог, слон. Слон, крокодил. Дети выполняют задания и комментируют свои действия. В слове тигр один слог. В слове жираф два слога. Слово разбирают за столами все дети. [З,] – мягкий согласный звук – зеленая фишка; [э] – гласный звук – красная фишка; [б] – твердый согласный звук – синяя фишка. [р] – твердый согласный звук – синяя фишка. [а] – гласный звук – красная фишка;Отвечают на вопросы. Слушают, запоминают слова и составляют предложения. Смотрят на экран. Дети выходят на ковёр и играют в игру с мячом. Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поют и выполняют движения под музыку.(Дети поднимают руки вверх и раскачиваются из стороны в сторону). (Дети бегут по кругу и выполняют взмахи руками). (Дети садятся на корточки и выполняют руками круговые вращения вперед). Смотрят на экран. Садятся на свои места. Слова с парными согласными разбирают за столами все дети, ориентируясь на последний звук в слове, определяют букву. Смотрят на экран и выполняют движения для глаз. Читают загадки, отгадывают слова и вписывают в клеточки. Смотрят на экран и проверяют отгаданное слово. Жираф Носорог Тигр Крокодил. Зебра. Африка. |
На экране появляется слайд №3 Слайд №4 Схемы для звукового анализа слов; Слайд №5 Смотрят презентацию На экране появляется слайд №5. Звучит аудиозапись Е. Железновой «Краб». На экране появляется слайды № 5- № 13. На экране появляется электронная гимнастика для глаз Галкиной И.А. Слайд №14 Карточки для чтения с кроссвордом, простые карандаши. На экране появляется слайд №15. |
3 этап Рефлексивно- корригирующий |
Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза — раз, два, три, в детском саду очутись! Где мы сегодня с вами побывали? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? |
Закрывают глаза. (Дети открывают глаза.) Отвечают. |