Калмыкова Евгения Викторовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ “Верхнеуслонская СОШ” Верхний Услон
Креативное мышление, как компонент функциональной грамотности, – это умение использовать воображение для того, чтобы создавать новые идеи и решать новые неизвестные ранее задачи. А арт-технологию можно справедливо назвать креативной педагогической технологией. И вне зависимости от того, в какой школе – в сельской или городской – обучается ребенок, такие педагогические технологии должны применяться и на уроках. И не только потому, что это требуется. Применять новые техники надо для того, чтобы сделать любой урок более интересным и запоминающимся. Использование арт-технологий пользуется успехом не только в начальной школе. Такие техники можно применять и в работе с учащимися среднего звена.
В чем уникальность арт-технологий? Методы, которые используются арт-технологиями, универсальны. Они, в первую очередь, помогают ученикам справиться со своими эмоциями, переживаниями, страхом быть непонятым окружающими и учителем. Во-вторых, творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, помогает обеспечить интерес к уроку и к учебе в целом. В-третьих, обеспечивает успех в учебе. В-четвертых, помогает детям в стремлении лучше понять себя и окружающих. А учитель, который владеет такими технологиями, легко раскроет творческий потенциал всех своих учеников. Сможет развить индивидуальную активность каждого ребенка, способствовать осознанию детьми собственной уникальности. Арт – технологии эффективны при работе с замкнутыми детьми, детьми, которые имеют трудности в общении и в обучении.
Итак, как проходит арт- урок? На таких уроках ученикам предлагается нестандартная ситуация, которую надо решить любыми способами в соответствии с правилами. Но, в отличие от обычного урока, арт- урок позволяет ученикам импровизировать. В процессе выполнения поставленной задачи они придумывают, выдумывают, предполагают, догадываются. Урок проходит по принципу «что будет, если…» Но при этом учащиеся могут помогать друг другу, могут обсуждать, рассуждать, делиться своим мнением с другими.
Такие уроки помогают ученикам быть услышанными, стать заметными. Дети работают с интересом, потому что они могут справиться с необычным, нестандартным заданием, которое предлагает учитель.
Помочь в решении нестандартных задач на уроке русского языка и литературы могут «друдлы». Друдл (от английских слов «doodle» – абстрактные каракули, «drawing»-рисунок, «riddle» – загадка) – это картинка или часть картинки, с изображением разных форм или фигур, которые кажутся непонятными, даже абстрактными. Каждый человек «расшифровывает» это изображение так, как он его видит, по-своему, по-разному.
Еще Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении «Маленький принц» предложил друдл. Его герой предлагает взрослым угадать, что он нарисовал. Ответ взрослых звучал так: “Это шляпа”. Каково же было удивление взрослых, когда они увидели, что же на самом деле нарисовал мальчик. А мальчик в свою очередь удивился, что взрослые не испугались змею, которая проглотила слона.
Изображение-друдл – это графическая головоломка, у которой есть много вариантов ответа. И любой ученик может предложить свою версию. Каждый увидит в друдле что-то свое, не похожее на ответ другого. Суть заключается в том, что нужно описать картинку, которая имеет много значений. Сразу отмечу: правильного ответа просто не существует! Здесь считается правильным самый оригинальный и необычный ответ.
Задания могут формулироваться так:
1.Дорисуй картинку.
2.Угадай, что изображено на картинке.
3.Составь свой друдл по образцу.
4.Придумай название друдлу.
Учащиеся увлеченно разгадывают такую загадку. Если кого-то может увидеть в друдле то, чего не видят другие, то этого человека можно поздравить с тем, что он – обладатель оригинального творческого мышления.
Например, учащимся предлагается картинка, и они должны подобрать объяснения к ней. Отвечать можно по очереди – тогда выигрывает тот, кто дал свою интерпретацию последним. Или объяснения пишут за определенное время, за 2-5 минут, – тогда выигрывает тот, кто больше придумал вариантов к изображенному. Можно добавлять баллы за самые оригинальные ответы.
«Друдлы», как элемент урока, хорошо развивают образное и креативное мышление, речь (проговариваю то, что рисую), пополняется словарный запас, развивают умение вести диалог, заставляют фантазировать и импровизировать, заставляют работать мозг. Они помогают работать в команде, способствуют объединению детей, помогают изучать материал легко.
Это отличный инструмент для учителей, а также для ведущих различных курсов, семинаров и тренингов. Это и хороший способ запомнить информацию! Например, для уроков литературы можно зашифровать в друдлы фольклорные сюжеты. В такой форме дети быстро смогут запомнить названия книг, имена главных героев сказок.
Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!
Список источников
1. Лебедева Л.Д. Педагогические основы Арт – терапии в образовании учителя: Ульяновск, 2001 г, 383 с.
2. Новые технологии в обучении языкам: сборник материалов научно-практической конференции / [отв. ред. А.Т. Мартынова]. – Омск: Изд-во Ом.гос.ун-та, 2005 г, 166 с
3. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; изд: БХВ-Петербург,2017 г., 128 с.
4. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Спб.: Союз, 2007 г, 370 с.