Закирова Гузель Ясавиевна
учитель начальных классов
МБОУ «Мульминская СОШ» Высокогорского района РТ
село Мульма
Аннотация.
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф´]. Буквы Ф, ф» может быть полезна для учителей, работающих в 1 классе по УМК «Перспектива». В целях повышения эффективности обучения большое внимание уделяется развитию познавательного интереса учащихся. Для решения поставленной цели на разных этапах урока подбираются формы и методы преподавания, оптимальные с позиции учета возрастных особенностей обучающихся. На уроке применялись средства и методы изучения новой буквы в 1 классе. Были организованы следующие формы работы учащихся: в парах, в группах и фронтальный.
Введение.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию коммуникативных компетенций, что нацеливает учителя на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. В первом классе ребенок овладевает действиями первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности позволяют ему учиться в течение всей последующей жизни. От совершенства интеллектуальных навыков чтения и письма зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое развитие.
Курс «Обучение грамоте» направлен на формирование учебных умений обучающихся: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное. Основными целями таких уроков являются: научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различения на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове; работать над интонацией и выразительностью речи.
Период обучения грамоте – это не только время формирования важных интеллектуальных и речевых навыков чтения и письма, но и важный этап подготовки к систематическому обучению русскому языку. В процессе овладения грамотой первоклассники упражняются в выполнении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, систематизация и др.), которые по мере овладения ими становятся приемами учебной деятельности учащихся и используются ими на любом уроке и в любой области знания. Следовательно, младшие школьники не просто учатся, они учатся учиться.
В процессе обучения ведущим является прием моделирования учебной ситуации (составление звуковых моделей слов, моделирование обложки изучаемого произведения). Таким образом, обучение становится управляемым: учащиеся осознают учебную задачу (что нужно сделать, как выполнять задание, зачем это нужно), учатся оценивать свою работу (самоконтроль и самооценка). Кроме того, обучение грамоте обеспечивает возможность формирования у обучающихся всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Умение сочетать в одном уроке обучения грамоте решение образовательной и воспитательной задачи, организацию дифференцированной работы с младшими школьниками, а также формирование у детей познавательного интереса к предмету, составляет основу мастерства учителя начальных классов.
Данный урок даёт детям возможность обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Урок имеет связь с обучением к жизни, способствует развитию активности, самостоятельности, умению планировать, работать в паре, группах, коллективе.
Класс: 1 класс.
Предмет и УМК: Литературное чтение, УМК «Перспектива».
Тема: «Звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
-образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.
-развивающая: содействовать развитию умений сравнивать, анализировать условные знаки; характеризировать звуки; овладевать способами послогового чтения.
-воспитательная: создать условия для развития умений работать в парах, группах; воспитания культуры общения, трудолюбия, аккуратности.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;
-научить ребят различать звуки [ ф], [ ф’];
-читать слоги и слова с данной буквой.
Развивающие:
-развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.
-развивать память, кругозор, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
-прививать любовь к чтению, к книге;
-формировать познавательный интерес;
-воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
-учить работать в парах, группами, сообща.
УУД:
–Личностные УУД: самоопределение к деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
–Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, высказывать своё предположение.
-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно сотрудничать в паре и группе.
–Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: Выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои достижения, проявлять эмоции.
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать по признакам, формировать умение на основе анализа, делать выводы.
Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме.
Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре.
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).
Средства обучения:
Для учителя: И.В.Клюхина «Поурочные разработки по литературному чтению», (К учебнику Л.Ф.Климановой и др.), 1 класс.
Для обучающихся: учебник «Азбука», 1 класс, 2 часть, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева – Просвещение; листы с заданиями для работы в паре, лист с текстом для работы в группе.
Наглядность: презентация.
Оборудование: компьютер, экран.
Этапы урока:
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Актуализация, воспроизведение и коррекция опорных знаний – 5 мин.
III. Постановка темы и цели урока – 3 мин.
IV. Работа над новым материалом – 15 мин.
V. Физкультминутка – 2 мин.
VI. Закрепление изученного материала – 10 мин.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности – 3 мин.
Содержание урока.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия – УУД |
|
1. |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Мотивация к познанию, повторению, закреплению.
|
Создает положительный эмоциональный настрой на урок. Встало солнышко давно, – Ребята, у меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. |
Приветствие. Настраиваются на урок; Реакция на учителя, внимание.
|
Личностные: Знание основных моральных норм (культура поведения на уроке), ортопедического режима. Умение настраиваться на активную работу. |
|
2.
3.
4.
5.
6.
7. |
Актуализация, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Постановка темы и определение целей урока.
Физминутка. Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии, позитивного настроения. Закрепление изученного материала. Смысловое чтение. Цель: учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого, учить делать выводы, умозаключения по прочитанному тексту. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним все, что вы узнали о буквах русского алфавита. Главное условие – отвечать полным ответом. 1. Работа с лентой букв. -На какие две группы можно разделить все буквы русского алфавита? -Расскажите про гласные буквы. Сколько гласных букв и звуков? Почему? Когда гласные буквы обозначают 2 звука? -На какие две группы можно разделить согласные буквы русского алфавита? -А теперь расскажите о согласных звуках, в какие группы их можно объединить? -А какие 2 буквы особенные в русском алфавите, почему? Для чего они нужны? Какую работу они выполняют? -Согласные звуки могут быть парными по 2 признакам, по каким? – Ребята, что мы сейчас с вами делали? Для чего это нужно? Где вам пригодятся эти знания? 1. Исследование звуков. (слайд) – Посмотрите на экран и назовем изображенные на нём предметы. -Определите, какой новый одинаковый звук повторяется в этих словах? – А теперь догадайтесь и назовите тему сегодняшнего урока. – Отталкиваясь от темы урока сформулируйте учебные задачи урока. 1. Знакомство со звуками [ф], [ф’]. -Работа по экрану. (слайд) Отгадай загадку. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (филин) -Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф’] ? Кто из вас знает имя новой буквы? Выше на красном фоне изображена буква, при помощи которой мы можем обозначить эти звуки на письме. На что похожа буква ф? (слайд) Дадим характеристику звуку [ф], [ф’] на доске. Обозначим буквой эф звуки. Лента букв. – Обратите внимание, какое место займет буква эф на ленте букв? Какую еще характеристику можно дать звукам [ф], [ф’]. 2. Звуко-буквенный анализ слов и составление характеристики звуков. 1. Выделение нового звука из слова филин. -Произнеси слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой слог ударный? -Произнеси первый звук? Какой он? (гласный или согласный) – Почему? -Глухой или звонкий? Почему? -Твёрдый или мягкий ? Почему? Выбери схему для слова. Выделение нового звука из слова фазан. -Произнеси слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой слог ударный? -Произнеси первый звук? Какой он? (гласный или согласный) – Почему? -Глухой или звонкий? Почему? -Твёрдый или мягкий ? Почему? Выбери схему для слова. 3. Знакомство с буквами Ф,ф. У каждой буквы есть имя. Буква называется эф. – Почему их две? – Для чего нужна заглавная буква? – На что похожа буква? На что похожа буква? С этой буквой на носу Филин прячется в лесу. Ножницы я в руки взял- Буква Ф я в них узнал. (слайд) Определи место буквы Ф на ленте букв.- Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.) Предлагаю ребятам встать и провести физминутку. Чистоговорка. Аф – аф – аф, В Африке живёт жираф. Фа-фа-фа, Мы пропели ноту «фа». Фе -фе- фе, Пишем букву мы в графе. 1. Работа с текстом в учебнике стр.57-59. -Предлагаю прочитать текст самостоятельно. –Затем чтение по цепочке. Обсуждение. Задаю вопросы: -Как называется данная запись? Почему это текст? Что встречается в данном тексте? Как оформлены некоторые предложения? Какой знак встречается в конце предложения? С какой интонацией мы читаем такие предложения? -О чем говорится в тексте? Перечислите героев рассказа? Определите, с какой интонацией говорят герои рассказа? Чему учит нас этот рассказ? Предлагаю прочитать текст по ролям. Распределяю роли. 2. Работа в группах. Правила работы в группе. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа выполняет свое задание. А другая группа оценивает выступление «смайликами». Упражнения в слышании звуков. -Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ф,] 1 группа: фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна, флаг, февраль, Фёкла, Фёдор. 2 группа: Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон. 2) Найди и подчеркни буквы Ф,ф. 1 группа: АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиР 2 группа: ЫвяфычхгеуыфАФэеУЙф 2) Прочитай слоги. (Упражнения разной сложности) -Раздели слоги на 2 группы (мягкие, твёрдые). -Раздели слова на слоги, а слоги на 2 группы (мягкие, твёрдые).
– Вспомните, какую цель мы определили в начале урока? – Подумайте, достигла ты ее или нет? -Давайте, подведём итог нашего урока. – С какой новой буквой мы познакомились сегодня? – Какие звуки обозначает эта буква? – Дайте характеристику этих звуков. – Поднимите руки, кто считает, что сегодня на уроке он хорошо потрудился и получил новые знания. – А теперь те, кто считает, что не всё получилось, но могу работать лучше. – А теперь те, у кого ещё есть затруднения в работе. – Мы с вами продолжим изучение звука [ф], [ф’] завтра и научимся писать букву ф на уроке письма. Спасибо за урок! |
Дети отвечают на вопросы учителя. Беседа по вопросам.
Формируют учебную задачу. -Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. – Научиться выделять новый звук, давать характеристику звуку. Читать слоги, слова с новой буквой. -Отгадывает загадку, показывает картинку с изображением филина.
Филин -2 -фи -лин -1 [ф’]согласный, выдыхаемый Воздух встречает преграду. Глухой . не слышно голоса. Мягкий . стоит перед буквой и. Выбирает схему для слова. Звук ф может быть твердым и мягким.
(эФ). Примерные ответы детей. Ученик у доски дает характеристику звукам. [ф], [ф’] – парные по твердости и мягкости.Обучающиеся работают со звуковыми карточками и составляют схемы слов, один ученик комментирует за компьютером, ученики сравнивают схему на экране со своей схемой – анализируют. Составляют предложения и рассказ по картинкам.
-Обучающиеся читают текст самостоятельно. -Анализируют, высказывают свое мнение. -Читают текст по ролям. -Обучающиеся отвечают: читали по ролям, задают вопросы к тексту. Делятся на 2 группы. Определяют звук в слове. Узнаёт букву ф, подчёркивает. Читает слоги, делит на 2 группы.
Обучающиеся дают ответы.
Дети оценивают свою работу на уроке.
|
Регулятивные: Принимать решение и проводить мыслительные операции. Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять задания по заданному эталону.
Предметные: различать гласные и согласные звуки, Глухие и звонкие звуки. Метапредметные УУД: Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя.
Регулятивные: Вносить необходимые коррективы. Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала. Умение оценивать правильность выполненного действия. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оценка действий партнеров.
Регулятивные: Активно выполнять мыслительную деятельность, анализировать Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала. Умение оценивать правильность выполненного действия. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оценка действий партнеров, умение работать коллективно
Личностные: Формирование мотивов к здоровьесбережению, доброжелательному отношению к друг другу Коммуникативные: Умение договориться в совместной деятельности, сотрудничать, договариваться. Личностные. Умение сотрудничать, высказывать и отстаивать свое мнение. Формулировать предложение по картинкам – составлять рассказ. Регулятивные. Умение оценивать правильность выполненного действия. Коммуникативные. Умение ориентироваться в коллективной работе, понимать свою роль и роль одноклассников. Предметные: Узнавать букву,читать слоги. Метапредметные УУД: Познавательные построение логической цепи рассуждений; – доказательство; Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание . Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. Личностные: Умение анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. Умение оценивать себя Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение. Уметь ориентироваться в мнениях партнеров. Умение оценивать правильность выполненного действия. |
Заключение.
Для проведения урока использовались следующие методы:
-словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);
-наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию, ленту букв.
-практические (выполнение упражнений разной степени сложности, карточки с заданиями).
На первом этапе урока дети контролировали и оценивали свою готовность к уроку, был создан эмоциональный настрой на весь урок.
Второй этап – «Актуализация знаний». Ученики совместно с учителем повторили весь изученный материал (повторили изученные буквы, распределили на группы).
На третьем этапе урока «Постановка темы и определение целей урока» была создана проблемная ситуация. Учащиеся были подготовлены к самостоятельному выявлению проблемы, постановке цели урока и формулировке его темы.
На четвёртом этапе, «Работа над новым материалом» ученики сами сделали вывод о том, какой буквой обозначается звук [ф], [ф’], нашли для буквы Ф место в ленте букв. Давали характеристику звуку, делили слово-отгадку на слоги, определяли ударный слог.
На пятом этапе провели физкультминутку с помощью чистоговорки. Цель: снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии, позитивного настроения.
На шестом этапе проводилось самостоятельное чтение, чтение по цепочке, индивидуальная работа по карточке, работа в группах, упражнения разной сложности.
На этапе рефлексии деятельности дети соотносят полученные результаты с поставленной целью деятельности, дают самооценку собственной деятельности.
По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на изучение и систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. Подбирая материал и задания к уроку, старалась опираться на жизненный опыт ребят. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, , индивидуальная работа, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно-образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко-буквенному анализу слов. В соответствии с нормами СанПиН на уроке проведена физкультминутка.
Обратная связь осуществлялась на основе вербальных и невербальных реакций (устный полный ответ). На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практически.
Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараемся прислушиваться к мнению каждого ребенка. Наличие дисциплинарных традиций: организованное начало урока и его окончание, отсутствие выкриков с мест, дети поднимают руки . Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.
На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, обучающиеся старались активно работать на уроке. Положительное влияние на достижение цели урока оказало разнообразие заданий в ходе урока и новизна информации.
Список литературы:
1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
2. Учебник «Азбука», 1 класс, 2 часть, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева – Просвещение.
3. Тимофеев, А.С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе/ А.С. Тимофеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 48 с.
4. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе / А. К. Дусавицкий [и др.]. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012. 288 с.
5. 1000 загадок. Пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2006. Автор – составитель В.Н. Иванкова.
Приложение.
№1.
№2.
№3.
Отгадай загадку. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (филин) |
№4.
Чистоговорка. Аф – аф – аф, в Африке живёт жираф. Фа-фа-фа, мы пропели ноту «фа». Фе -фе- фе, пишем букву мы в графе. |
Чистоговорка. Аф – аф – аф, в Африке живёт жираф. Фа-фа-фа, мы пропели ноту «фа». Фе -фе- фе, пишем букву мы в графе. |
Чистоговорка. Аф – аф – аф, в Африке живёт жираф. Фа-фа-фа, мы пропели ноту «фа». Фе -фе- фе, пишем букву мы в графе. |
Чистоговорка. Аф – аф – аф, в Африке живёт жираф. Фа-фа-фа, мы пропели ноту «фа». Фе -фе- фе, пишем букву мы в графе. |
№5.
Упражнение в слышании звуков. |
1 группа: фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна, флаг, февраль, Фёкла, Фёдор. |
2 группа: Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон. |
Упражнение в слышании звуков. |
1 группа: фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна, флаг, февраль, Фёкла, Фёдор. |
2 группа: Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон. |
№6.
Найди и подчеркни буквы Ф,ф.
1 группа: АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиР |
2 группа: ЫвяфычхгеуыфАФэеУЙф |
1 группа: АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиР |
2 группа: ЫвяфычхгеуыфАФэеУЙф |
№7.
№7. Упражнения разной сложности.
1 группа
2 группа
Филин живёт дольше многих птиц. У него острое зрение и тонкий слух. |
№8.