Вафина Флера Вазыховна
учитель русского языка и литературы
МБОУ “Аксубаевская СОШ №2” пгт Аксубаево
Планируемые результаты:
1. Личностные: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Предметные: выяснить, чему учит рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», какие уроки он несет.
3. Метапредметные:
-познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;
-регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методические приёмы: технология педагогических мастерских, элементы исследовательской деятельности, частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, текст произведения, рабочие листы, буклеты.
Ход урока:
Учитель: (1, 2 слайды) Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать в мастерской: но не в швейной, не в столярной и даже не в сапожной, а в мастерскойпостроения знаний и ценностных ориентаций. Работать будем группами, поэтому необходимо определиться, кто за что будет отвечать. Нам нужен будет один мастер-наклейщик, он будет клеить, один мастер письма, он будет записывать и два мастера слова – они будут говорить, выступать от имени группы. Распределите, пожалуйста, обязанности между собой. Встаньте, пожалуйста, мастера-наклейщики, мастера письма, мастера слова. Спасибо.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что для сегодняшнего урока нам необходимо: рабочие листы, они пронумерованы, мы будем работать на этих листках; клей, фломастеры, ручки; и перед каждым из вас лежат 3 сердечка зеленого, желтого и красного цвета. Для чего они нам необходимы? Для того, чтобы вы смогли оценить свою работу на определенном этапе урока: красный означает, что вы не смогли справиться с заданием, желтый – справился, но остались вопросы, зеленый- у вас все получилось!
I. Индуктор:
(3 слайд) Учитель держит в руках красное яблоко: Ребята, скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется яблоко?
Ученики: лето, каникулы, радость, добро.
Учитель: А как вы это объясните, что яблоко ассоциируется у вас с добром?
Ученики: летом мы прочитали рассказ «Уроки французского».
Учитель: Значит, о каком произведении пойдет сегодня речь?
Ученики: о рассказе «Уроки французского».
Учитель: А какие у вас могут возникнуть ассоциации со словом «урок». Запишите на желтеньких листочках по одному слову-ассоциации. Теперь в группе прочитайте, какие слова вы записали. Озвучьте, пожалуйста. Мастера-наклейщики, наклейте эти листочки на рабочих листах №1.
Урок- 1. Учебный час, посвященный какому-нибудь предмету. 2. Перен. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Учитель: (4 слайд) Ребята, сегодня мы обратимся к одному из самых лучших произведений В.Г. Распутина – к рассказу «Уроки французского». Я предлагаю вам самим дать название нашему уроку исходя из того, о чем мы с вами говорили сейчас. «Уроки французского» – уроки …». Итак, тема урока «Уроки французского» – уроки жизни».
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, чему бы вы сегодня хотели узнать, чему научиться?
Ученики: выяснить, чему учит данный рассказ, какие уроки он несет.
Учитель:(5 слайд) Мы сегодня не только познакомимся с биографией В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского», но и выясним, какие уроки он несет, раскроем духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои этого произведения, чтобы воспитать в себе доброту, отзывчивость, ответственность, самостоятельность. Это значит, ребята, что мы с вами будем учиться жить, учиться на примере главного героя.
(Слайд 6). Ребята, давайте прочитаем, что сказал В.Г. Распутин о своем произведении: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя» (В.Г. Распутин).
Учитель: Объясните, пожалуйста, что же хотел сказать В.Г. Распутин?
Ученики: Писатель надеется, что те жизненные ценности, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своем будущем. Приклейте, пожалуйста, эти слова на рабочий лист №2.
Учитель: (слайд 7) я предлагаю вам просмотреть видеоролик. Перед нами задача: узнать биографические сведения о В.Г. Распутине – авторе рассказа «Уроки французского»:
– Как проходило детство В.Г. Распутина?
– Где он учился?
– Как учился?
– Годы жизни писателя.
– В каком году был написан рассказ «Уроки французского?
– В каком году происходят события рассказа?
II. Социоконструкция:
Учитель: 1 группа дает определение слова «рассказ», записываете это определение на листках №3 и доказываете, что «Уроки французского» – это рассказ (слайд 8).
2 группа – находит значение слова «автобиография», записывает на листках №3 и подтверждает примерами из текста, что данное произведение автобиографическое (слайд 9).
3 группа – находит значение слова «прототип», записывает на листках №3 и отвечает на вопрос: кто явился прототипом главного героя и Лидии Михайловны? (слайд 10)
III. Социализация:
Выступление групп.
Учитель: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока – поднимите сердечки. Повествование в рассказе ведется от 1-го лица, автобиографическое произведение, и за прототипом далеко ходить не пришлось, по словам Распутина. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Я сейчас предлагаю вам найти в тексте художественного произведения картины, описывающие трудности послевоенного времени.
Ученики зачитывают строчки, описывающие трудности послевоенного времени.
Словарная работа: чирки, облигации, галифе, кирзовые сапоги. (слайды 11, 12)
Учитель: В 11 лет для главного героя начинается самостоятельная жизнь. Он еще не понимал тогда, что ему предстоит, какие испытания ждут его на новом месте, какие жизненные уроки он для себя вынесет. Ребята, скажите, пожалуйста, какие жизненные уроки мог получить 11-летний мальчик, оказавшись один на один с жизненными трудностями? Кто мог преподать уроки жизни главному герою? Или что могло его чему-то научить?
Ученики: учительница, улица, самостоятельная жизнь, одиночество.
IV. Разрыв:
Учитель: Для того чтобы узнать, какие жизненные уроки вынес для себя главный герой, (а мы учимся вместе с ним), я снова предлагаю вам поработать в группах: вы должны будете прокомментировать цитаты и сделать вывод: какой жизненный урок извлек главный герой из этих жизненных ситуаций, чему он научился? Работаете вместе, записывает мастер письма.
1 группа: (слайд 13)
Цитаты |
Комментарии |
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину. — Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой. Я опомнился и убежал». |
После окончания четырёхлетней школы в своей деревне мальчик вынужден был переехать в районный центр, который находился в 50-километрах от его родной деревни, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, но он несмотря ни на что учился, потому что был ответственным мальчиком. |
Вывод: Чему научился главный герой? |
Урок №1: Надо быть ответственным, самостоятельным.
2 группа: (слайд 14)
Цитата |
Комментарий |
«Я только что угодил в деньги и шел собирать их, когда заметил, что Вадик наступил ногой на одну из рассыпавшихся по сторонам монет. Все остальные лежали вверх решками. В таких случаях при броске обычно кричат “в склад!”, чтобы – если не окажется орла – собрать для удара деньги в одну кучу, но я, как всегда, понадеялся на удачу и не крикнул. – Не в склад! – объявил Вадик. Я подошел к нему и попытался сдвинуть его ногу с монеты, но он оттолкнул меня, быстро схватил ее с земли и показал мне решку. Я успел заметить, что монета была на орле, – иначе он не стал бы ее закрывать. – Ты перевернул ее, – сказал я. – Она была на орле, я видел. Он сунул мне под нос кулак. – А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет. Мне пришлось смириться. Настаивать на своем было бессмысленно; если начнется драка, никто, ни одна душа за меня не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же». |
Мальчик сталкивается с несправедливостью, но ему пришлось смириться, потому что никто из этих ребят не заступился бы за него. |
Вывод: Чему научился главный герой? |
Урок №2: Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь.
3 группа: (слайд 15)
Цитата |
Комментарий |
Не злись. Я же хотела как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего, теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми… – Не возьму, – перебил я ее. – Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много. Я могу покупать что захочу, но ведь мне одной… Я и ем-то помаленьку, боюсь потолстеть. – Я совсем не голодаю. – Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя. |
Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества |
Вывод: Чему научился главный герой? |
Урок №3: надо уметь быть добрым, уметь поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества, научиться прощать.
Учитель: Спасибо, ребята, не забывайте оценивать себя – поднимите сердечки. А теперь проведем физкультминутку для глаз. Внимание на экран: проследите, пожалуйста, за словами (слайд 16)
Учитель: Чтобы узнать, какие еще уроки жизни мы можем получить, прочитав этот рассказ, давайте посмотрим фильм. (слайд 17)
V. Афиширование:
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравился рассказ? Посоветовали ли вы вашим сверстникам прочитать его? А как это можно сделать? Я предлагаю вам составить буклет – прорекламировать это произведение. Рабочие материалы у вас уже имеются.
Ученики: ученики работают над мини-проектом, составляя буклет – рекламу рассказа В.Г. Распутина Уроки французского» и защищают его.
Учитель: Ребята, спасибо, не забудьте оценить себя. Домашнее задание: (18 слайд)
1) Письменно объясните значение пословицы «Добро не горит, не тонет».
2) Составить монолог Лидии Михайловны о главном герое.
VI. Рефлексия:
Учитель: Ребята, достигли ли мы поставленной цели? Вы все для себя уяснили? Узнали, чему научился главный герой? А вы смоги чему-нибудь у него научиться?
(19 слайд)
Ученики: – Сегодняшний урок заставил меня задуматься о …
– Я для себя сделал(а) следующие выводы…
– Я постараюсь…(20 слайд)
Учитель: Ребята, я благодарю вас за урок и хочу каждому из вас преподнести яблоко как символ человеческой доброты, отзывчивости и понимания (21 слайд)