Батырова Татьяна Михайловна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28» г. Лениногорск, Республика Татарстан
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Э.К. Суслова
Автор проекта: Батырова Татьяна Михайловна – старший воспитатель.
Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной группы, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный (3 месяца).
Срок реализации проекта: февраль – апрель
Актуальность проекта.
Воспитание патриотизма очень важно начинать уже в детском саду. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся иные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Часть патриотического воспитания это ознакомление с историей народа (традициями и обычаями). Они уходят из образа жизни людей, но их надо сохранить. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение создавать условия для формулирования у детей уважения к прошлому своего народа, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребенка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Итак, патриотическое воспитание в детском саду это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. В дошкольном образовательном учреждении есть опыт патриотического воспитания, но необходимо искать эффективные пути приобщения детей дошкольного возраста к традициям и обычаям своего народа, используя новые технологии. Метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к созданию условий для развития у детей дошкольного возраста любви к родному краю.
Постановка проблемы. Социальное значение проекта заключается в том, что родители (законные представители) воспитанников не считаю нужным уделять должное внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из этого возникают такие проблемы, как незнание детьми национальных обычаев и традиций, неумение детей выражать уважение к старшему поколению, непонимание личной принадлежности к какому-либо народу и многое другое. Однако, наши педагоги неоднократно обращали внимание, что их воспитанники проявляют интерес к изучению родного города, края, страны; с увлечением рассматривают альбомы, фотографии, иллюстрации книг; с удовольствием принимают участие в народных играх, праздниках и развлечениях. Такие ученые, как С.А.Козлова, Е.И.Корнеева, С.Н.Морозюк, Э.К.Суслова убедительно доказывают, что у детей дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Основываясь на этом, в нашем детском саду был разработан и реализован социально – педагогический проект «Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре».
Цель проекта: создание условий для воспитания патриотических чувств посредством приобщения детей дошкольного возраста с традициями и обычаями своего народа.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о традициях и обычаях своего народа; закрепить знания о родном крае, истории прошлого своей родины;
- приобщить дошкольников к народным праздникам; формировать представления об устном народном творчестве;
- учить соблюдать традиции своей семьи, детского сада, своего народа;
- воспитывать уважение к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.
План проведения проекта:
1 этап – подготовительный
1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
2 этап – основной
– творческая встреча
– конкурсы, викторина
– развлечение
– сюжетно-ролевые игры
– ситуации
– беседы
– ООД
– рассматривание альбомов и иллюстраций, подлинных изделий народного искусства, просмотр видеоматериалов
– экскурсия в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей
– чтение художественной литературы
– дидактические игры
– театрализованные игры
– сюжетно-ролевые игры
– подвижные игры.
3 этап – заключительный
Фестиваль национальных культур «Открытый мир».
Презентация проекта.
Ожидаемый результат.
Объединили усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития, обучения детей в национальном колорите. Сформировали у детей уважение к историческому наследию, интерес к истории и культуре народов проживающих в республике Татарстан.
ЛИТЕРАТУРА:
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). / Н.В. Алешина. М.: УЦ Перспектива, 2015.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ., 2016.
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. / А.А.Грибовская. М.: МИПКРО, 2014.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. / Т.С.Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2015.
- Кишев А.С. Народные художественные промыслы. / А.С.Кишев. Нальчик Эльбрусс 2014.
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005.
- Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание.– 2006.– №2.
ФОТОГАЛЕРЕЯ