Гиззатуллина Лилия Фоатовна,
Низамова Танзиля Халиковна
педагог – психолог, воспитатель
МБДОУ “Детский сад №5”
г.Лениногорск
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений
Материалы и оборудования: 4 стола для выполнения заданий; 2 стола для дидактических пособий и материалов; мультимедийная система (проектор + экран); презентация; 8 стульев для участников фокус-группы; куб с изображениями смайлов, игра «Карусель»; сундук с разноцветными камешками; большая книга сказок; 2 больших подноса для дидактических, раздаточных материалов; 8 тарелок с раздаточным материалом для изготовления игрушек-антистресс (8 маркеров; 8 ножниц; 8 контейнеров с манной крупой; 8 воронок; 8 воздушных шариков; 8 суши – палочек; декоративные элементы); 8 контейнеров с картинками сказочных героев; 8 зеркал; панно с изображением ладошек; магнитная доска; 20 листочков и 20 простых карандашей для фокус – группы; снежинки 30 штук.
Место проведения: музыкальный зал
Примерное время: 20 мин.
Цель: создание условий по распространению опыта работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством применения игровой технологии.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий для развития эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста.
- Установить эмоциональный контакт между всеми участниками мастер- класса.
- Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Ход мастер – класса.
1. Подготовительно-организационный этап
– Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе на тему «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Эмоции не знают языка, по ним определяют настроение. Они как дуновение ветра, в них и радость, и печаль, и есть смятение. А сейчас послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
Антоним горя и тоски,
Любая нипочем ей гадость.
То опьянит, обняв в тески,
То слёзы дарит – это (радость)
Небо с овчинку, свет не мил.
Накатила тяжесть вскоре.
Чёрен воздух! Нету сил!
Вот оно какое (горе)
Её трясёт, глаза горят.
Сама пряма, как гвоздь!
Кидается на всех подряд.
Кто ж это? (злость)
Плохой советчик, говорят.
Парализует если, крах.
И отрицательный заряд
В себе несёт дрожащий (страх).
Неожиданный подарок-
В январе букет фиалок.
Дед Мороза появленье
Всем сулит нам (удивление).
– Попрошу выйти кому попались снежинки с отгадками, то есть со смайликами (выходит фокус-группа из 8 человек)
– Уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас с волшебной книгой. Итак, книга открывается, сказка начинается. В этой сказке живут волшебные существа – эмогрики. Они видят, понимают эмоции, чувства и дружат с ними. Среди них есть малышка – Улыбашка. Я с ней давно дружу. Она такая весёлая, приветливая, и хочет она с вами подружиться, приглашает вас в эту сказочную страну. Вы хотите с ней поздороваться? Для этого нужно подойти к панно «Повторяйка» и выбрать понравившуюся ладошку и выполнить соответствующее движение вместе с Улыбашкой. (действия участников)
– Спасибо, добро пожаловать, проходите за стол.
(Эта игра развивает эмпатию, вызывает у детей положительные эмоции).
– Мой опыт показал, использование в игровой деятельности с детьми языка эмодзи, даёт больше результативности. Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на ребенка могут произвести самое неожиданное впечатление. Смайлики детям интересны. Они помогают в детях вызвать подлинность и открытость чувств, эмоциональность.
– Самый действенный приём – это игра! Я предлагаю вашему вниманию игровые приёмы, которые использую для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в своей деятельности. В этом мне поможет Улыбашка.
2. Практическая часть
– Как мы уже знаем, каждое настроение имеет свой цвет. Возьмите, пожалуйста, из сундука волшебный камешек, который вам больше нравится.
– К какому настроению подходит ваш цвет? (ответы участников). Предлагаю подобрать к этому настроению соответствующих героев из сказок.
– Что получилось, поделитесь, пожалуйста. (Ответы).
– Улыбашка рада, что вы так легко справились с этим заданием.
(Эта игра развивает способность соотносить различные эмоции с цветом, закрепляет знания о русских народных сказках).
– Итак, продолжим. Я предлагаю вам выйти в центр зала. Малышка Улыбашка очень любит слушать разную музыку. Настроения имеют не только цвет, но и мелодию. Для следующей игры предлагаю взять тюбетейки. Рассмотрите, какие смайлики здесь есть. Улыбашка хочет проверить, знаете ли вы, что такое музыкальное настроение. Прозвучат мелодии, вам нужно отгадать настроение, повернуть тюбетейку соответствующей стороной и показать в движении музыкальное настроение.
(Музыка обладает волшебным свойством – она может выражать разные чувства, переживания, грусть, нежность).
– Продолжаем. Улыбашка хочет показать вам Чудо-Карусель. Хотите на ней прокатиться, повеселиться? Одевайте варежки. Я буду бросать в центр карусели кубик. К кому перекатиться кубик, тот и должен будет угадать эмоцию, а остальные участники найти её с помощью эмокнижки, а затем изобразить её.
Закружились карусели,
Всё быстрее и быстрее…
Вверх – вниз, вверх – вниз… Стоп.
Игра повторяется 5 раз.
(Вывод: Эта игра помогает с помощью мимики и жестикуляции понимать эмоции и чувства другого человека).
– А сейчас предлагаю пройти за столы. В мастерской у Улыбашки всё готово для творческой деятельности.
– Перед вами лежат обычные воздушные шарики. Из них можно сотворить волшебство, которые помогают справиться в стрессовых ситуациях. Предлагаю вам своими умелыми руками изготовить игрушку-антистресс, используя алгоритм работы, который находится перед вами.
Задания для зрителей
– Уважаемые коллеги, Улыбашка и вас не оставит без внимания, и с вами немного поиграет.Игра называется «Передавалка» (мимика, жесты).
– Передай соседу «улыбку», … «сердилку»,… «испуг»,…. «смешинку»,…. «дразнилку»… «радость»… «удивление»…
– Молодцы, хорошо передавали свои эмоции.
– А сейчас попрошу написать все эмоции, чувства, которые вы знаете и испытывали когда-то. Писать можете как удобно. Получилось? Отлично.
– Теперь немного пофантазируем: выберите первую эмоцию из вашего списка и представьте, как она выглядит. Может быть, она напоминает животное, может быть предмет…
– Как звучит вторая эмоция из вашего списка? На какую мелодию она похожа? Какая возникает у вас ассоциация с этой эмоцией?
– Чем пахнет третья эмоция из вашего списка?
– Какая на вкус четвёртая эмоция из вашего списка?
– Какой цвет у пятой эмоции?
– Какой вес имеет шестая эмоция? Она легкая или тяжёлая?
– Спасибо большое за ответы.
– А теперь предлагаю всем встать, посмотреть на экран и вместе повторить:
Все вместе улыбнемся мы вот так,
Застесняемся вот так,
Посмеёмся, разозлимся,
Топнем ножкой, удивимся,
Хмурим брови, расправляем –
Хорошо все чувства знаем.
– Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.
– Как дела в мастерской? Прошу выйти в центр зала и показать свои творения.
Игрушка-антистресс – одна из любимых игрушек детей, но и взрослые не откажутся потрогать, помять их. Они помогают снимать стресс, успокаивают. При изготовлении у детей дошкольного возраста развиваются: мелкая моторика, воображение, усидчивость, появляется желание работать, скорей увидеть результат. Какие все молодцы. Спасибо.
- Рефлексия.
– Возьмите, пожалуйста, зеркала. Представьте, что это зеркальные фотоаппараты. С их помощью запечатлите своё настроение после нашей встречи. И частички ваших теплых эмоций останутся на память нашей Улыбашке.
Вот и прощаться настала пора,
Улыбашке скажем: «Пока!»
За отличную работу
Вам «Спасибо!» говорю.
За прекрасный результат
От души благодарю.
Спасибо всем!