Гафурова Альфия Салиховна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Гимназия №175” Советского района
г. Казани
Цели: развивать умения распознавать глухие (звонкие) парные и непарные согласные звуки, на слух и зрительно определять звуки и буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки, уточнить, какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие – всегда глухие; учить называть в словах глухие (звонкие) парные согласные звуки; подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки; дополнять предложения подходящими по смыслу словами; подбирать близкие по значению слова; объяснять правописание слов с парными согласными на конце слова; подбирать противоположные слова по образцу; совершенствовать умение правильно писать слова (народ, народный артист).
Задачи:
1. формировать учебно – познавательную компетенцию через
• определение признаков звонких и глухих согласных звуков;
• отработку умений подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки;
• дополнение предложений подходящими по смыслу словами;
• подбор слов, близких и противоположных по значению (по образцу);
2. Формировать коммуникативную компетенцию, через
• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.
3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через
• формирование умения контроля и самооценки;
• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;
• воспитание стремления к саморазвитию;
• воспитание стремления к успеху;
• воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Формируемые УУД:
Предметные:
Распознавать глухие и звонкие парные и непарные согласные звуки, на слух и зрительно определять звуки и буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Уточнить, какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие – всегда глухие.
Называть в словах глухие и звонкие парные согласные звуки.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Определять признаки звонких и глухих согласных звуков, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Уметь проверять правильность написания слов и предложений.
Воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, CD диск «Электронный учебник», интерактивные задания, карточки с текстом.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
Прозвенел уже звонок – Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. – Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать много нового и интересного. – Присаживайтесь. |
Эмоциональный настрой на урок. Встают ровно. Приветствуют учителя. Проверяют свое рабочее место, настраиваются на серьезную работу на уроке. |
Личностные УУД: формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей |
||||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности Актуализация знаний |
(слайд 1) – Открываем ваши рабочие тетради. – Записываем на 1 строчке число, на 2 строчке – «Классная работа». Прием «Яркое пятно» Игра «Найди пару» (детям раздать карточки с буквами и попросить построиться парами и кто нашел свою пару становятся в первый проход между партами) б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. -Что это за пары? Что нам нужно про них помнить? -А кто остался без пары? -У них не оказалось пар. Попробуйте назвать тему нашего урока. Минутка чистописания (на доске пока закрыто) М, н, л, р, й х,ч,щ,ц. -Почему я их записала на разных строчках?
-Попробуйте назвать тему полностью (слайд 2) Знакомство со словарным словом. -(Слайд № 3-4). Из данных букв : Н, Р, А, О, Д- составьте слово, близкое по значению к словам: люди, население, нация. – Что означает это слово? (Слайд № 5). Народ – население государства, жители страны. – Как образовалось это слово? (Слайд № 5). Слово образовалось от слова род со значением «родиться», «народиться». У слова народ много родственных слов: родина -место рождения, родители – отец и мать, урожай – то, что уро- дилось на земле, родной, родня, родственник – близкие по рождению люди. Народ – «те, кто родился, народился». (Из «Этимологического словаря»). – Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму. – Назовите однокоренное слово к слову народ, отвечающее на вопрос какой? (Слайд № 6) |
Записывают в тетради: 18 апреля. Классная работа. Дети, нашедшие свою пару берутся за руки. -Пары по глухости\звонкости (слайд 2)дети читают Парные согласные Самые опасные Ты, дружок, их проверяй! Рядом гласный подставляй! (Дети выходят к доске с буквами л,м,н,р,й,х,ц,ч,щ – 9 человек) Тема урока «Непарные согласные». -На верхней непарные звонкие, на нижней непарные глухие.
Тема урока «Непарные звонкие и глухие согласные» – Это слово «народ». – Народ – население государства, жители страны. Учащиеся записывают словарное слово народ и подчеркивают орфограмму. – Называют: народный (артист), записывают. |
Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: Формировать умение слушать друг друга, учителя. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока |
– Назовите согласные звуки в слове «народный». Какие они, что общего? – Разделите их на 2 группы. По какому признаку разделили на 2 группы? . (Слайд № 7) – Cформулируйте задачи урока. (Слайд № 8) – Что надо знать? – Что надо уметь? |
Учащиеся называют. Звуки [н], [р], [д], [н], [й’] – согласные, звонкие. – Парные [д], и непарные[н], [р], [й’] звонкие согласные звуки. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки -Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки. |
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
– Давайте посмотрим. Что мы уже знаем. упражнение 1 с. 42, Постановка проблемы. – Назовите в словах парные звонкие и глухие согласные звуки (упражнение 1).
– Назовите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’].) – Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? (Слайд №9) упражнение 2 с. 42 – Стёпка, хочешь щец? – Фи! – Назовите в словах парные глухие согласные звуки. ([С], [т], [п], [к],[ш],[ф]) -Найдите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ’]. – Что интересного Вы заметили в этом диалоге? (Работа в парах) – Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? (Слайд №10) |
– Парные звонкие звуки [д], [з], парные глухие [т], [с]. – Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’]. – Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными. – [С], [т], [п], [к],[ш],[ф]- парные глухие согласные звуки – Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ’]. – Все согласные звуки в словах этого стихотворения – глухие. – Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: уметь определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах, уметь извлекать необходимую информацию из учебника. |
||||||||||||||||||||||||
упражнение 3 с. 42 – Спишите стихотворение А. Тараскина из упражнения 3. Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюёшь? – Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. – Что Вы знаете о воробьях? – Поработайте в группах. Пофантазируйте, что мог ответить воробей. |
Учащиеся списывают стихотворение. Один ученик подчеркивает буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, на интерактивной доске. (Ответы учащихся) |
Познавательные УУД: уметь определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах, уметь извлекать необходимую информацию из учебника. Коммуникативные УУД: контролировать свои действия. |
|||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Физминутка (видеоролик « гимнастика для глаз)» |
Учащиеся выполняют упражнения |
|||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания |
1) Самостоятельная работа в парах. (таблица звуков)!!! – Ребята, сейчас мы поработаем в парах. Обсудите, пожалуйста, в паре Задание «Восстанови таблицу». (раздаточный материал) –
|
Учащиеся работают в парах. |
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственных записях и корректировать их. Коммуникативные УУД: умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях. |
||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
упражнение 4 с. 43
…Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. 2) – Прочитайте стихотворение И. Бунина в упражнении 5 с.43. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный.
-Выпишите из стихотворения трёхсложные слова. Подчеркните в трёхсложных словах буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. |
Проверка на интерактивной доске: …Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, – мурашей да козявок из – за коры выпугивает. Учащиеся читают стихотворение. – родник студеный – ручей холодный – Учащиеся записывают в тетрадях: Зеленой, тенистой, овраге, студёный. |
Регулятивные УУД: умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию. Коммуникативные УУД: умение работать в группах; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока |
– Наш урок подошёл к концу. -Какие задачи мы поставили в начале урока? Что надо знать? Что надо уметь? -Что знаем? -Что умеем? (слайд 12) |
Учащиеся анализируют свою работу на уроке. – Знаем: – Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными. Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными. – Умеем: Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки. |
Личностные УУД: уметь выражать свое отношение к теме, свои эмоции. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
– Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый. – Нарисуйте на полях в тетради зеленый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, желтый – могли бы работать лучше, красный- работать не хотелось, было тяжело. |
Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради. |
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
Игра «Послушай звук»
Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начинается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку жёлтого цвета, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зелёного цвета.
Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.
Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.