Галиуллина Роза Фаткрахмановна,
Касумова Аделя Ислам кызы
воспитатели
МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №33 “Колобок”
г. Набережные Челны
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Данную картотеку экологических игр рекомендуем для педагогов старшего дошкольного возраста 5-7лет и их родителей (законных представителей). Дидактические игры использовать ее в режиме дня, на занятиях, на прогулке в целях экологического воспитания дошкольников.
Цель:
Формирование системных экологических знаний и воспитание бережного отношения к социоприродному миру у детей 5 – 7 летнего возраста через дидактическую игру.
Задачи:
1. Создать условия для обучения основам экологии, природопользования.
2. Сформировать у детей представление о социоприродном мире и необходимости бережного и созидательного отношения к природе через игровую деятельность.
3. Способствовать удовлетворению познавательной активности средством выражения и развития творческих способностей.
Дидактическая игра: «Магазин разных и красивых цветов»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7лет)
Цель: учить определять по листьям бутоны цветов и называть их.
Дидактическая задача:
Обучающая задача: закреплять умение различать цвета, находить нужный цветок и листья среди других и знать название цветка. Учить детей различать «комнатные растения» и «садовые», которые растут в саду. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты (розы, пионы, ромашка, хризантемы, астры, тюльпаны, гладиолусы, герань, фиалки);
Развивающая задача: развивать воображение, речь, наблюдательность, зрительную память;
Воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение к цветам и заботливое отношения к природе.
Материалы для игры: картинки: «комнатные» и «садовые», цветные картинки с цветами и листьями.
Словарная работа: пассивный словарь: флорист, хризантемы, гладиолусы, комнатные растения; активный словарь: сажать, цвет, листья, букет, садовые, цветы, розы, пионы, ромашка, астры, тюльпаны, герань, фиалки.
Ожидаемый результат: дети будут различать, и называть цветы по листьям и бутонам, соотносить к «комнатным» и «садовым» цветам, составлять красивые букеты, и смогут покупать цветы в магазине.
Ходи игры:
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными видами цветов и листьев. Дети подбирают нужный листок к цветку и называют их.
Вариант 2. В сюжетно-ролевой игре дети выбирают флориста и покупателей. Покупатель должен, так описать выбранный им цветок, чтобы флорист, сразу догадался, о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Вариант 4. Дети раскладывают к общим картинкам «комнатным» и «садовым» цветы, которые растут дома и в саду и называют их.
«Разновидность цветов».
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7лет)
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Дидактическая задача:
Обучающая задача: Учить детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Развивающая задача: развивать быстроту, речь, наблюдательность, воображение.
Воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение к цветам и заботливое отношения к природе.
Материалы для игры: флажок.
Словарная работа: розы, пионы, ромашка, астры, тюльпаны, герань, фиалки.
Ожидаемый результат: дети научаться классифицировать комнатные и садовые растения.
Ход игры.
Дети садятся за столы. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт флажок соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из-за игры. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
«Что за растение?»
Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«С какого дерева лист».
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«Третий лишний» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.
Литература
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика-Синтез,2004.-98 с.
2. Чердымова Е.И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников. Электронный ресурс.
3.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издат. центр «Академия»,2011г.,336 с.