Айсамова Гульназ Рафисовна
учитель начальных классов
МБОУ “Новошешминская начальная школа-детский сад”
Новошешминск
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
– Мною выбрана эта тема, так как существует проблема в том, что
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Мы знаем, формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
– Рассмотрим приемы и задания, которые я использовала в прошлом году, когда у меня был 1 класс.
– Эти приемы очень нравились моим детям и с интересом выполняли их.
В 1 классе для формирования смыслового чтения предлагала задания на уровне слова:
1. На доске записываются в ряд, без пробелов, несколько слов, которые начинаются с одной буквы. Например:
СВЕТСАДСОБАКАСОСЕДКАСЕЛЁДКА – то есть пять слов: свет, сад, собака, соседка, селёдка.
Предлагается выделить отдельные слова, посчитать, сколько их, прочесть эти слова вслух.
В более сложном варианте этого упражнения, последний слог предыдущего слова является первым слогом первого:
Облакоровагонканал (облако, корова, вагон, гонка, канал)
В самом сложном варианте детям предлагается составить такие ряды самостоятельно и предложить выделить и посчитать все слова своим товарищам.
2. На доске пишу слово, в котором отсутствует один слог.
Например, КАДАШ (карандаш )
Детям предлагаю определить, какого слога не хватает, и вставить его.
Второй вариант этого упражнения – написать слово с лишним слогом и предложить учащимся определить, какой слог лишний, и убрать его:
ГОШИНРОД (город)
3. Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О)
4.Сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
5. Детям предлагается поиграть в «разведчиков» и «зашифровать» послание. Для этого придумать слово на каждую букву, используемую в сообщении.
Например, сообщение «жду вас в три», может выглядеть так: Женя долго учит вычитание, а Саша весело танцует, рисует, играет.
Для упрощения этого упражнения можно использовать не буквы, а начальные слоги каждого слова из послания.
6. Очень нравятся детям игры «разбитое зеркало» и «буква заблудилась». В первой игре слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.
Например, берём слово «самовар» Из него получается «рав», ас», «ом». Задача учащихся обернуть слоги и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.
7. В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы.
Например, «телефон – карапуз». Меняем буквы «терефон – калапуз» и предлагаем детям вернуть буквы на место.
Эти игры всегда позитивно воспринимаются в первом классе, вызывают у детей большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках, но и на группе продлённого дня.
8.Также огромной популярностью у детей пользуются ребусы.
9.После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями.
К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова.
10. Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Сначала я на протяжении нескольких недель знакомила с как можно большим количеством пословиц. Дети должны знать пословицы, понимать их смысл, уметь их применять к месту. Затем только предлагала поиграть в пословицы. Для этого написала на доске несколько пословиц, изменяя их окончание.
Например: За двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,
Без труда – ни одного не поймаешь и т.д.
Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.
10. Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому – грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус – хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
12. В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
Поиск в тексте заданных слов:
13.Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).
Нет, напрасно мы решили Прокатить ________ в _______. _______ кататься не привык, Опрокинул __________________. |
|
14. Также можно предложить детям более сложное задание:
«Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».
Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, используя коммуникативно- деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательской грамотности.
Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».