Хузина Олеся Петровна
воспитатель
МАДОУ “Детский сад № 73 “Огонек”
г. Набережные Челны
В последнее время педагогические дошкольные коллективы стремительно внедряют в свою работу образовательные инновационные технологии. Все они направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Перед педагогами ДОУ стоит нелегкая задача: нужно определиться и выбрать те инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности, а ведь их насчитывается более сотни. Вот некоторые из них:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровые технологии;
- технология «ТРИЗ»;
- технологии предметно – развивающей среды.
Затрону одну из тех, которую применяю в своей работе.
Технология «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач), создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Главной целью является – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
В своей работе использую нетрадиционные формы работы, которые ставят детей в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать детей под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому считаю, что важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду (для меня) является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основным критерием в работе с детьми, считаю является доходчивость и простота в подаче материала, в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Я не форсирую внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую мои воспитанники учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, они сами стремятся к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Мыслить дети начинают тогда, когда видят противоречия, «тайну двойного». Я стараюсь побуждать детей находить противоречия и учить их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся следующим образом. Перенести воду в решете нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно, заморозив ее и превратив в лед. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда. Или возьмем другой пример — свойства зонтика. Для того чтобы защитить от дождя, зонтик должен быть большим, но для удобства пользования им он должен быть маленьким. Может ли зонт быть большим и маленьким одновременно? Задача решается с помощью разделения во времени противоречивых требований к зонту: сложенный зонт — маленький; развернутый — большой. В моей картотеке собрано много аналогичных проблемных ситуаций и противоречий, но часто так бывает, что противоречия сами собой находятся в окружающих объектах природного и предметного мира и тут же применяются в работе с детьми.
На начальном этапе внедрения данной технологии мы знакомились с каждым предметом в игровой форме, учились видеть противоречия, формулируя их. я познакомила ребят с игрой «Да-нетка», в которой я загадывала предмет, а ребята задавали наводящие вопросы, на которые получали ответы «Да – нет». Далее учились видеть в объекте положительные и отрицательные качества. К примеру «Зима – это хорошо, потому что… Зима – это плохо, потому что…». Играли в «Перевыртыши», «Помогали Золушке» и т.д.
На следующем этапе «Тайне двойного» учились искать противоречия в явлениях, объектах (вредно, полезно, хорошо, плохо и т.д.).
Далее решали противоречия. К примеру, «Как можно перенести воду в решете». Дети предлагали множество вариантов, но смогли сделать вывод, что, что воду нужно заморозить.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
Подводя итоги своей работы хочется отметить, что моей основной целью является продолжать формировать у детей творческое мышление, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности. ТРИЗ позволяет снимать психологические «барьеры» перед новым, неизвестным, готовить детей к самостоятельному и творческому решению проблем.