Родимушкина Инна Вячеславовна
воспитатель
МАДОУ “Детский сад №293 комбинированного вида” Советского района
г. Казань
Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является – технология детского экспериментирования.
Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами экспериментирование.
Уважаемые, коллеги, давайте вспомним какую роль играет экспериментирование в развитии дошкольников.
Опыты и эксперименты способствуют:
- формированию у детей познавательного интереса;
- развитию наблюдательности, мыслительной деятельности;
- творческих способностей;
- ребенок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- расширению кругозора детей;
- поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
- обогащению словарного запаса;
Все знают, что детство — это та пора, когда хочется знать ответы на различные вопросы. Ребёнок всё изучает, он радуется даже самым маленьким открытиям.
В своей экспериментальной работе с детьми я особое внимание уделяю:
-методам наблюдения,
– рассматриванию различных предметов, созданных природой и человеком,
– поисковой и практической деятельности,
-чтению различной познавательной литературы,
-сочинению сказок, а также использую художественные образы по сказке.
Из всего этого можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
А для того, чтобы детям было еще интереснее можно проводить экспериментирование при помощи сказки, сказочных героев, то есть придать процессу творческий характер. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость, в них открывается огромный смысл. Эти народные произведения можно считать самым важным методом воспитания. Внедрение опытов по сказке, рассказу в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно.
Итак, я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю вас в сказку «Снежная королева». Вначале мы прочитали сказку и детям она очень понравилась. Ребята хотели помочь Герде спасти Кая. Для этого они превращаются в исследователей и выполняют задания в виде предложенных мной опытов.
Опыт №1. «Лодка»
Герда отправилась в свое путешествие на лодке, но лодка не плывет. Что надо сделать чтобы лодка плыла? Дети дуют на лодку.
Материалы: лодка, тазик с водой
Выводы: Дети подули на лодку, создали ветер, и лодка поплыла.
Опыт № 2. «Засохшие цветы».
И вот Герда приплыла к волшебному саду, где жила колдунья, но цветы высохли. Что надо сделать, чтобы цветы распустились? Дети отвечают.
Материалы: вода, тазик с водой, бумажные цветы из картона из цветной бумаги
Проведение опыта: распустятся бумажные цветы в воде или нет.
Что произойдет с “цветком”, как вы думаете? Кладем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.
Выводы: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки “раскрываются”. Какой цветок распустится самым первым, а какой последним?
Опыт № 3 «Салют» Герда услышала громкие звуки и поняла, что пускают королевский салют. Ей хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, она могла только слышать выстрелы салюта. Ребята, давайте поможем Герде и сделаем ей салют. «Салют»
Материал: лимонная кислота, пищевые красители, сода, стаканчики, вода, тарелка. Проведение: разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности. Для этого опыта я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции? Капните несколько капель цветной “воды” на соду и наслаждайтесь впечатлением. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой.
Опыт №4 «Снежное царство»
И вот Герда попадает в снежное царство Снежной королевы.
Ребята, чтобы спасти Кая нам надо выполнить задание со снегом и льдом и определить свойствам льда. Дети выполняют опыты со льдом и снегом.
- На лист цветной бумаги кладём ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Вывод: Снег – белый, а лед – бесцветный. Попытаемся рассмотреть через снег и лед цвет бумаги. Через снег цвет не виден, а через лед просматривается. Вывод: Снег – непрозрачный, лед – прозрачный.
- Берём ком снега. Пальцем сделали углубление в снегу Вывод: Снег рыхлый. Лед палочкой проткнуть не удалось. Тогда мы ударили по куску льда. Лед треснул и рассыпался. Вывод: лёд хрупкий.
- Мы приготовили 2 стакана. В один стакан кладём снег, а в другой – лед. Что происходит? Снег и лед тают. Вывод: снег и лед в теплом помещении тают. Снег – быстрее, лед – медленнее. А во что оба превращаются? В воду!!
Уважаемые коллеги!
Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Я стараюсь заразить детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным, потому что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми и общительными!