Нуруллина Файруза Магруфовна
воспитатель
МБДОУ “Детский сад №2 г.Лениногорска”
Республика Татарстан
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………..…………..3
- Актуальность…………………………………………………………………… 3
- Нормативно-правовая база………………………………………………………3
-
Цели и задачи программы кружка «Логомоторика»……………………..….………4
- Целевые ориентиры……………………………………………………………. 5
- Планируемые результаты……………………………………………………….5
-
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов……………………………………………………….………….…..5
- Мониторинговые условия………………………………..….…………… 5
- Диагностические задания и критерии сформированности мелкой моторики рук у детей по результатам диагностических заданий……………….………..5
-
Содержание дополнительной образовательной деятельности по реализации программы кружка «Логомоторика»……………………..….……………………………..……6
- Календарно-тематический план…………………………………………..…..6
- Список используемой литературы………………………………………………….7
- Пояснительная записка
Актуальность
В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики, речи, логики у детей.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т.е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Дидактические игры, задания, направленные на развитие графических навыков предполагают также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей. Некоторые дети в возрасте 4-5 лет на занятиях из-за несовершенства моторики при обучении испытывают затруднения. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладению правильной речи, ориентировкой в окружающем мире и т.д. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.
Проблема. Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания, как правило, однотипны и скучны.
Занятия кружка «Логомоторика» проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, задания, игры для развития речи, мелкой моторики, логики детей и т.д.
Подходы и методы их реализации:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы, задания.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю (третий день недели – среда) по 20 минут. В течении 2022-2023 учебного года планируется провести 28 занятий данного кружка.
2. Цели и задачи программы кружка
Цель: формировать речь дошкольников путем развития мелкой моторики.
Задачи:
- Развивать связную, звуковую культуру речи, активизировать и совершенствовать словарный запас.
- Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию, память, внимание.
- Формировать представления о пространственных признаках и отношениях.
- Совершенствовать графические навыки, развивать глазомер, стимулировать зрительное внимание.
- Воспитывать инициативу, усидчивость и терпение.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
2.1.Целевые ориентиры:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, желаний;
- у ребенка складываются предпосылки речевой грамотности.
- ребёнок хорошо ориентируется на бумаге: знает, где расположены правая, левая, верхняя и нижняя стороны листа и его середина;
- у ребёнка развиты устойчивость внимания, глазомер;
- у ребенка отработана ловкость во владении карандашом, фломастером.
2.2.Планируемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей позволит:
- Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
- Овладеть первичными навыками письма;
- Развить творческие способности детей, логическое мышление;
- Формировать инициативу, усидчивость и терпение.
2.3.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
2.3.1.Мониторинговые условия
Мониторинг развития у детей мелкой моторики руки проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования детей кружка «Логомоторика» по развитию речи и совершенствованию мелкой моторики рук.
При проведении педагогической диагностики применяется методики «Дорожки», «Мячики», «Лес» (по Л.А. Венгеру), методика на диагностику уровня речевого развития дошкольников 4-5 лет (О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова).
2.3.2.Диагностические задания и критерии сформированности мелкой моторики рук у детей по результатам диагностических заданий
1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому.
Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка:
3балла – без ошибок;
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
2.Методика «Мячики»
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка: 3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю; 2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);
1 балл – 3 и более ошибок.
3. Методика «Лес»
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии; 2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
Общий результат баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
3. Диагностика уровня речевого развития дошкольников 4-5 лет (О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова).
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1
Назови то, что ты видишь на рисунках.
А. Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок, автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка.
Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф.
В. Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок,
утенок, щенок, велосипед, щука.
Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет.
Д. Рисунки: сковорода, кастрюля, крокодил, верблюд, воробей, дятел, трамвай, вертолет, светофор.
Оценка: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 44.
Задание 2
Рассмотри рисунки. Назови все предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.
Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон роза, ромашки, тюльпаны.
Оценка: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 3
Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш.
Оценка: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.
3.Содержание дополнительной образовательной деятельности по реализации программы кружка «Логомоторика»
3.1.Календарно-тематический план
Неделя | Программное содержание | Структура занятия | ||
октябрь | ||||
1-я | 1. Тема: «Осень» 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги 3. Работать над развитием речи, межполушароного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи). 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста» 3. Работа на листе с заданием. 4.Речедвигательное упражнение (упр.3 «Логомоторика») | ||
2-я | 2. Тема: «Урожай» 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги. 3.Продолжать формировать графические умения и навыки 4. Работать над звукопроизношением, логомоторикой. | 1. Рассматривание картины «Сбор урожая» 2. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» 3. Работа на листе с заданием. 4. Упражнение «Послушный язычок» (с.26.з.15.Н.В.Дурова) 5.Речедвигательное упражнение (упр.4 «Логомоторика») | ||
3 – я | 3. Тема: «Мяч» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. 2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку 3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления. | 1. Реч.игра с мячом «Назови себя и друга» 2. Работа на листе с заданием. 3. Упражнение «Веселый мяч» (с.27.з.18.Н.В.Дурова) 4.Речедвигательное упражнение (упр.6 «Логомоторика») | ||
4-я | 4. Тема: «Дом. Семья» 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2.Формирование графические умения и навыки. 3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. | 1. Пальчиковая игра. «Бу бармак» или «Этот пальчик» 2. Выложить «Мой дом» по нарисованному контуру (выкладывание из шнура, палочек и т.д.) 3. Работа на листе с заданием. 4.Физ.минутка «Дом» 5. Речедвигательное упражнение (упр.26 «Логомоторика») | ||
Ноябрь | ||||
1-я | 5. Тема: «Одежда» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. 3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами. | 1. Игра «Разрезные картинки» – одежда 2. Пальчиковая гимнастика «Перчатки» 3. Работа на листе с заданием. 4.Физ.минутка. 5. Речедвигательное упражнение (упр.23 «Логомоторика») | ||
2-я | 6. Тема: «Обувь» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1. Игра «Разрезные картинки – «Обувь». 2.Работа на листе с заданием. 3.Подвижная речевая игра «Пляшут ножки» (с.26.з.15.Н.В.Дурова) 4. Речедвигательное упражнение (упр.24 «Логомоторика»)
| ||
3- я | 7. Тема: «Мебель» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Работать над развитием мелкой моторики. 3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание. | 1. Обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов мебели «Это мебель». 2. Упражнение «Будь внимательным» (с.30.з.24.Н.В.Дурова) 3. Речедвигательное упражнение (упр.32 «Логомоторика») | ||
4-я | 8. Тема: «Посуда» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Работать над развитием фонематического слуха. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. 4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. | 1. Игра «Разрезные картинки» – «Посуда» 2. Речевая игра «Опиши свою посуду» 3. Работа на листе с заданием. 4. Физ.минутка. 5.Речедвигательное упражнение (упр.27 «Логомоторика») | ||
Декабрь | ||||
1-я | 9. Тема: «Зима» 1. Совершенствовать фонематический слух. 2.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. 3. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1. Рассматривание картины «Зима». 2.Упражнение «Заморозим руки» (с.21.з.5.Н.В.Дурова) 3. Работа на листе с заданием. 4. Физ.минутка. 5.Речедвигательное упражнение (упр.5 «Логомоторика») | ||
2-я | 10. Тема: «Птицы» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1.Речевая игра «Разговор синичек» (с.25.з.13.Н.В.Дурова) 2. Работа на листе с заданием. 3. Физ.минутка. 4. Речедвигательное упражнение (упр.29 «Логомоторика») | ||
3-я | 11. Тема: «Зимние забавы» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами. 3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание. | 1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком» 2. Работа на листе с заданием. 3.Подвижная речевая игра «Лыжники» (с.29.з.22.Н.В.Дурова) 4. Речедвигательное упражнение (упр.30 «Логомоторика») | ||
4-я | 12. Тема: «Новогодний праздник» 1. Совершенствовать фонематический слух. 2.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. 3. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком» 2. Работа на листе с заданием. 3.Подвижная речевая игра «Карнавал» (с.24.з.11.Н.В.Дурова) 4. Речедвигательное упражнение (упр.14 «Логомоторика») | ||
Январь | ||||
1-я | Каникулы | |||
2-я | 13. Тема: «Домашние птицы» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1. Игра «Чудесный мешочек» – «Домашние птицы» 2. Работа на листе с заданием. 3. Пальчиковая гимнастика «Гуси-гуси» 4. Речедвигательное упражнение (упр.36 «Логомоторика») | ||
3-я | 14. Тема: «Домашние животные» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1. Игра «Чудесный мешочек» – «Домашние животные» 2. Работа на листе с заданием. 3. Игра с мячом «Назови животное» (с.25.з.13.Н.В.Дурова) 4. Речедвигательное упражнение (упр.35 «Логомоторика») | ||
Февраль | ||||
1-я | 15. Тема: «Игрушки» 1. Совершенствовать фонематический слух. 2.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. 3. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1. «Что здесь спряталось?» – разглаживание смятых комочков из бумаги. 2. Работа на листе с заданием. 3. Игра с мячом «Назови игрушку» (с.24.з.12.Н.В.Дурова) 4. Речедвигательное упражнение (упр.9 «Логомоторика») | ||
2-я | 16. Тема: «Профессии» 1.Продолжать работать над развитием зрительно – моторных функций, координации движений с речью. 2.Продолжать учить работать с ножницами. 3. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1. Речевая игра «Расскажи про профессию» 2.Задание с ножницами «Вырежи картинку» 3. Игра «Самолеты» (с.33.з.29.Н.В.Дурова) 4. Речедвигательное упражнение (упр.18 «Логомоторика») | ||
3-я | 17. Тема: «Транспорт» 1. Совершенствовать фонематический слух. 2.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. 3. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1.Рассматривание транспорта – беседа. 2. Речедвигательное упражнение (упр.21 «Логомоторика») 3. Физминутка 4. Работа на листе с заданием. 5.Игра «Пусти лодочку по воде» (с.19.з.1.Н.В.Дурова) | ||
4-я | 18. Тема: «Наша Армия» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1. Игра «Оркестр» (с.21.з.6.Н.В.Дурова) 2. Работа на листе с заданием. 3. Физминутка 4. Речедвигательное упражнение (упр.31 «Логомоторика») | ||
Март | ||||
1-я | 19. Тема: «Весна» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1. Рассматривание картины «Весна» 2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 3. Работа на листе с заданием. 4. Упражнение «Будь внимательным» (с.30 .з.24.Н.В.Дурова) 5.Речедвигательное упражнение (упр.1 «Логомоторика») | ||
2-я | 20. Тема: «Мамин праздник» 1. Совершенствовать речевое внимание, мышление. 2.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. 3. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1.Пальчиковая игра «Цветок» 2.Речевая игра «Волшебные колокольчики» (с.30 .з.23.Н.В.Дурова) 3. Работа на листе с заданием. 4.Речедвигательное упражнение (упр.7 «Логомоторика») | ||
3-я | 21. Тема: «Комнатные растения» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза» 2.Речевая игра «Волшебные колокольчики» (с.30 .з.23.Н.В.Дурова) 3. Работа на листе с заданием. 4.Пальчиковая игра «Цветок» 5.Речедвигательное упражнение (упр.8 «Логомоторика») | ||
4-я | 22. Тема: «Дикие животные» 1.Продолжать работать над развитием зрительно – моторных функций, координации движений с речью. 2.Совершенствовать графические навыки 3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке 4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения. | 1. «Кто спрятался в комочках?» – Разглаживание смятых трафаретов животных. 2. Работа на листе с заданием. 3. «Чудесный мешочек» – определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто, где, живет?») 4. Речедвигательное упражнение (упр.19 «Логомоторика»). | ||
Апрель | ||||
1-я | 23. Тема: «Космос» 1.Продолжать работать над развитием зрительно – моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. 2.Совершенствовать графические навыки. 3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями. 4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического | 1. «Маленький конструктор» – выкладывание из спичек ракеты. 2.Речевая игра «Волшебные колокольчики» (с.23 .з.10.Н.В.Дурова) 3. Работа на листе с заданием. 4.Речедвигательное упражнение (упр.2 «Логомоторика») | ||
2-я | 24. Тема: «Рыбы» 1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами. 2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу. 3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха. 4. Развивать зрительное внимание и память. | 1.Вырезания ножницами рыбок -коллективная работа «Аквариум». 2. Работа на листе с заданием. 3.Речевая игра «Вода-водичка» (с.26 .з.16.Н.В.Дурова) 4.Речедвигательное упражнение (упр.15 «Логомоторика») | ||
3-я | 25. Тема: «Насекомые» 1. Работать над развитием фонематического слуха. 2.Работать над развитием мелкой моторики. 3. Упражнять в координации движений с речью. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки. | 1.«Разрезные картинки» – собрать и описать картинку с изображением насекомого. 2. Работа на листе с заданием. 3.Речевая игра «Пчелы» (с.29 .з.21.Н.В.Дурова) 4.Речедвигательное упражнение (упр.25 «Логомоторика») | ||
4-я | 26. Тема: «Цветы» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. 4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. | 1.Пальчиковая игра «Цветок» 2.Речевая игра «Волшебные колокольчики» (с.30 .з.23.Н.В.Дурова) 3. Работа на листе с заданием. 4.Речедвигательное упражнение (упр.10 «Логомоторика») | ||
Май | ||||
1-я | 27. Тема: «Это Я». 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. 2. Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. 3.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении рассказа. | 1.Рассказ о себе. 2. «Нарисуй портрет друга» – рисование на крышках от торта. 3. Работа на листе с заданием. 4.Речедвигательное упражнение (упр.28 «Логомоторика») | ||
2-я | 28. Тема: «Лето» 1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. 2. Работать над развитием речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. | 1. Рассматривание и описывание картины «Лето» 2.«Что спряталось в комочке?» Разглаживание смятых трафаретов – «лето» 3. Работа на листе с заданием. 4.Речедвигательное упражнение (упр.22 «Логомоторика») | ||
4.Список используемой литературы
1.Давыдова О.А. Логомоторика. Тренажёр по развитию речи, межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Комплект графических заданий и речедвигательных упражнений со скороговорками на отработку звукопроизношения.
Для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. — Москва. Издательство «Школьная книга».2021. — 36 с.
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
3.Дурова Н.В. Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3-7 лет. 260 игр и упражнений. – Москва. Издательство «Школьная книга».2021. – 72 с.
4. Дурова Н.В. Поиграем в слова. – Москва. Издательство «Школьная книга».2021. – 24 с.