Миннишаехова Регина Евгеньевна, Зяблова Жанна Владимировна
воспитатели
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №16 “Ласточка”
г. Нижнекамск
1.«Развитие речемыслительной деятельности дошкольников через использование интерактивного приема «Кубик Блума»
2.Уважаемые коллеги, все вы знаете, что цели современного образования опираются на принцип «учить не науке, а учить учиться». Основное внимание я уделяю привитию желания и умения изучать что-то новое, приобретению навыков к дальнейшей учебной деятельности.
3.Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе.
4.Данная проблема находилась и находится в центре внимания мировых и отечественных исследований. Так этой проблемой занимались (учёные представленные на экране) Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А.Н.Корнев, Л.М.Козырева, В.Б.Эдигей, Р.И.Лалаева и другие, которые указывали на тесную взаимосвязь мышления и речи.
5.Выбирая тему самообразования, я учитывала тот факт, что у детей в настоящее время все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые ограничивают их общение с окружающими. В связи с этим, есть необходимость в активном стимулировании речевых, психических, творческих процессов ребенка.
6.Методов и приемов развития мышления, речи великое множество. Меня заинтересовал интерактивный прием «Кубик Блума».
Предложенная американским ученым Бенджамином Блумом теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Работая в режиме данной технологии, я перестаю быть главным источником информации и превращаю обучение в совместный и интересный поиск.
7.Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, нарисованы схемы-картинки, смайлы. Сам куб назвали «Занимательный кубик».
Грани являются отправной точкой для ответа. Таким образом, я направляю ребенка на самостоятельный поиск путей решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
8.Из каких же граней состоит куб?
Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Ребенку предлагается назвать предмет или явление.
Грань «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформулировать причинно-следственные связи.
Грань «Придумай». Подразумевает творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Грань «Предложи». Здесь ребенок предлагает свою задачу, идею, правило, которые можно применить, использовать.
Грань «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать мнение на их оценке.
Как вариант, вместо стандартных вопросов для дошкольников можно использовать следующие:
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы».
Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
9.«Кубик Блума» я использую практически во всех образовательных областях. Наиболее удобно применять этот прием на обобщающих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, когда у детей уже есть представление по данной теме. Применяю его как фронтально со всеми детьми, так и индивидуально или по подгруппам.
Этот способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу, нести ответственность за работу всех членов команды.
10.Работу с кубиком я строю по определенному алгоритму: алгоритм представлен вашему вниманию на экране
- Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться.
- На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани.
- Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают дети.
- Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.
- Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
- В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ оказался самым интересным, познавательным, что еще хотели бы узнать по данной теме.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
11.Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.
12.По теме самообразования я работаю второй год. Об итогах говорить, конечно, рано. Но можно отметить, что внедрение в образовательный процесс развивающих игр и упражнений, в том числе широкое использование приема «Кубика Блума», обеспечивает реальный, практический результат. У воспитанников развиваются речемыслительные способности, раскрываются творческие возможности, а также способность решать проблемные ситуации, реализуется мощный речевой потенциал, существующий изначально у каждого ребёнка.
Таким образом, своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.