Мингалиева Лейсан Миннулловна
воспитатель
МАДОУ “Детский сад №211 общеразвивающего вида ” Советского района г.Казани
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев идут тончайшие ручек, которые питают источник творческоймысли».
В.А. Сухомлинский
Цель: – рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми;
Задачи:
– познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей татарскому языку
– мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений;-
Оборудование:
1. листочки бумаги круглой формы для записи имени;
2. фломастеры;
3. подносы;
4. камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;
5. картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» – игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, игры – бродилки
6. чудесный мешочек
Ход мероприятия:
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.
2. Вступление
Тема моего мастер-класса «Камешки Марблс –волшебные камешки», т.е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста при обучении татарскому языку
3. Теория
Марблс – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
4. Практическая часть
А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ
– Что в этих вазах? Как вы полагаете?
– Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)
– Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
– А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
– А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
– Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо
– Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
– Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
– Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;(яшел)
– Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;(кызыл)
– Третий человек – возьми синий камень и положи перед собой;(зэнгэр)
– Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;(сары)
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и запоминание цвета на татарском языкеи т.д)
В) РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ
– Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать(выкладывать камешки,называя цвет на татарском языке)
– Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)
А сейчас, соберем и устроим грохот.(аналогично)
Г) РАБОТА НА ТЕКСТУРОЙ КАМЕШКОВ
– Найдите как можно больше больших камешков и маленьких (зур.кечкенэ)
Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА
– Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?
(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)(чэчэк,кубяляк,торт)
Можно выложить из квадратов и кругов машинку.
Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.
Е) ИГРЫ
Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:
- Игра «Цветочная полянка»
Задание: – слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки
– справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.( игра на закрепление цвета на татарском языке)
- Игра Мозаика»
Задание – на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)(зур,кечкенэ.Кызыл,сары,зэнгэр)
- Игра «Украсим торт»
Задание – верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс(называть цвет и величину на татарском языке)
- «Чудесный мешочек»
Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)
– Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)(сары алма, Кызыл алма,)
- Игра «Лабиринт»
Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта(называть цвет и величину на татарском языке)
Задание – выложи цифры
- «Цифры» – запоминают образ цифр(бер.ике,оч)
Задание – выкладывает цифры нужного цвета. (сары,кызыл)
- «Разноцветная полоска»(называть цвет на татарском языке)
- «Выложи по образцу»
Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.(кызыл,яшел)
5. Рефлексия
– А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите , какая от них идет положительная энергия.
– Скажите, что развивают камешки Марблс?
Разделы для работы с камешками Марблс:
- Развитие тактильно-двигательного восприятия;
- Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие восприятия пространства;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие речи;
- Обучение детей татарскому языку.
Фотоматериалы