Мингалеева Лия Хасановна
Инструктор по физической культуре
МБДОУ “Детский Сад Присмотра и Оздоровления № 19 “Тамчыкай” Г. Азнакаево Р.Т.
Содержание
- Пояснительная записка 3
- План обучения катания на роликах 5
- Содержание программы 6
- Методическое обеспечение программы 9
- Литература 10
- Приложение 11
1.Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
А также, включает в себя новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, выделение новых приоритетных направлений в деятельности учреждения.
Важно, чтобы ведущее место в жизни ребенка-дошкольника занимали подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Катание на роликах – это современный подвижный вид спорта, который развивает силу и выносливость ребенка, а также координацию движений. Общение с другими детьми на занятиях способствует социализации ребенка.
– возраст обучающихся 5-7 лет
– Программа реализуется при проведении практических занятий 1 раз в неделю в количестве 16,00 часов в год. (с октября по май месяц).
Однако в наш век современных технологий и быстрых скоростей стремительно увеличился поток автомобилей на дорогах городов и поселков. Ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения. Главная задача взрослых – обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах, формирование осознанного выполнения правил дорожного движения.
Данная программа направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у детей культуры поведения на улицах и дорогах, отношения к своей жизни как к ценности.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе методических пособий: пособие Э.Я.Степаненковой «Методика проведения подвижных игр», пособие Т.Ф.Саулиной «Три сигнала светофора», программа О.А.Князевой «Безопасность детей дошкольного возраста», а так же интернет-ресурсов.
Цель: формирование у детей навыков безопасного катания на роликах
Задачи:
– развивать силу, ловкость, координацию и уверенность в движениях
– воспитывать чувство ответственности за собственную безопасность и здоровье, культуру поведения на улицах и дорогах
– повысить интерес к занятиям спортом
– обучить способам оказания первой медицинской помощи.
Образовательная деятельность:
– приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела;
– интеграция учеников в сообщество роллеров Северо-Запада через понимание культурных особенностей и тенденций в роллер-спорте.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от существующих является новизна и актуальность. Программа предназначена для детей Старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Программа предусматривает 30-минутные занятия 1 раз в неделю (в месяц 2 часа). Занятия проводятся в виде веселых игр и упражнений, которые не позволяют детям скучать и уставать. Работа по программе проводится в форме групповых теоретических и практических занятий. Теоретическая часть охватывает знания об экипировке, об уходе за роликами, о соблюдении правил безопасности для здоровья и катания на роликах в отведенных местах. В практическую часть включены занятия по освоению основ катания на роликах и соблюдению правил безопасности для здоровья и поведения на улицах. Распределение теоретических и практических занятий строится педагогом исходя из индивидуальных особенностей детей и погодных условий.
Методическая основа программы:
- Занятия с детьми
- Консультации для родителей
Ожидаемый результат:
Результатом обучения детей по программе является обучение уверенному катанию лицом и спиной вперед, выполнению поворотов, разворотов, торможений, различных балансовых упражнений.
Длительность занятия 30 минут, определенный объем знаний, умений и навыков:
– формирование красивого, уверенного и безопасного передвижения на роликах (предупреждение травматизма).
-развитие физических способностей;
-повышение престижа объединения;
– интеграция роллер-культуры в социальное пространство.
Оценка эффективности реализации программы:
-Удовлетворенность детей от катания на роликах
-Появление желания кататься на роликах во время нахождения вне детского сада (вечером, в выходные)
-Формирование у детей самостоятельности, организованности
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
-соревнования;
– открытый урок;
-участие в муниципальных мероприятиях.
Контроль осуществляется постоянно через наблюдения, организацию игр.
2.План обучения катания на роликах
3.Содержание программы
Теоретическая подготовка
1.Правила поведения на занятиях катание на роликах. Спортивный костюм (копировка). Предупреждение травматизма. Гигиена юного спортсмена.
2. Основная стойка роллера (правильная стойка на роликовых коньках).
3. Техника закрепления стопы в ботинке роликовых коньков. Техника шнуровки коньков. Оборудование, инвентарь.
4. Правила группировки при возможном падении на роликах (использование защитного комплекта). Терминология упражнений, направленных на безопасные варианты падений.
5. Техника движения лицом вперед, назад; различные способы поворотов с набором и сбросом скорости; развороты на 180 градусов.; различные способы торможения с использованием штатного тормоза и без него.
6. Техника исполнения базовых элементов на роликовых коньках (иллюстрации, видеозаписи и др.). Правильное отталкивание. Терминология подготовительных, подводящих и специальных упражнений.
7. Правила подвижных игр. Тактические действия в эстафетах.
Практическая подготовка
- Подготовительные упражнения: наклоны, повороты, приседания, упражнения на равновесие, разнообразные прыжки.
- Подводящие упражнения: «саночки», «конькобежец», «неваляшка», «перекачка»; «змейка на двух ногах»; «самокат»
- Специальные упражнения на роликовых коньках: «Наклоны», «Пружинка», «Цапля», «Прыжки», «Лыжный ход», «Конькобежец», «Елочка», «Разбег-прокат», «Разбег-прокат-поворот», «Разбег-прокат-торможение» и т.д.
- Овладение техникой проката.
Катание по прямой разными способами:
-с помощью толчка одной ногой;
-двумя ногами с последующим переходом на другое движение;
-с помощью поочередных отталкиваний обеими ногами без перехода на прокат на сомкнутых ногах.
Повороты – три вида:
– с разбега по прямой поворот в любой части прямой;
– с разбега переход на прокат на сомкнутых ногах и поворот у обозначенного места влево или вправо (поочередно);
– поворот «кораблик».
Катание по кругу двумя способами:
– отталкиваясь правым коньком, скользить на наружном ребре левого ролика;
– отталкиваясь левым коньком, скользить на наружном ребре правого ролика.
Торможение тремя способами: штатным тормозом, «плугом», «T-стоп».
– Скольжение на одном роликовом коньке после разбега.
-Игры на роликах.
– Произвольное катание.
Игровые упражнения на роликах.
Разминка
1. Подснежники
Вытягиваем руки перед собой, скругляем спину. «Толкая воздух от себя», поднимаем руки и голову наверх и вытягиваемся вверх. Медленно опускаем руки, разводя в стороны и полностью приседаем, делаясь «зернышком в земле». Потом снова «вырастаем из под снега».
2. Пуск ракеты
Садимся на корточки и выпрыгиваем по неожиданной команде вверх.
3. Падающие звёзды
Из положения стоя в виде «звезды» (руки в стороны, ноги на ширине плеч) быстро приседаем на корточки. Можно чуть-чуть подпрыгнуть. Упрощённый детский вариант сброса веса.
4. Столики
Каждый ребёнок берёт по фишке. Придерживаясь одной рукой за дерево поднимаем одно колено (бедро горизонтально), ставим на него фишку как на столик (в зависимости от уровня детей придерживаем её рукой или убираем руку в сторону) и держим, кто дольше. Выполняем сначала с одной потом с другой ноги.
5. Цапли
Кто дольше простоит на одной ноге. Руки разводим в стороны и по общей команде встаём на одну ногу и быстро считаем: «один-два-три-четыре-пять-шесть..» Пробуем несколько раз подряд на одной и другой ноге.
6. Светофоры
Нарисуйте каждому ребёнку по три маленьких кружка рядом: зеленый, жёлтый и красный, – пусть дети подсказывают вам, какие цвета есть в светофоре. Встаём одним роликом на красный, вторым на жёлтый и прыгаем вбок двумя ногами на жёлтый и зелёный, потом обратно. В будущем пробуем повернуться в прыжке на 180 и попасть роликами снова в кружки. А также выполняем вариант – ноги вместе на жёлтом кружке – прыжком расставляем ролики на красный и зелёный и следующим прыжком снова собираем ноги. Когда дети запомнят упражнение, можно делать его в начале разминки на газоне тоже, и комбинировать все варианты перепрыгиваний, не прерываясь. Нужно стремиться к тому, чтобы вес был на той ноге, которая стоит на жёлтом.
7. Лесная братва
Игра на сгибание коленок. Используем во время перехода с газона вокруг деревьев на асфальтовую площадку около музея. «Кто смотрел Лесную братву? Помните там была сетка из лазеров над полем, а белка смогла по нему пробежать?» Сгибаем ноги, приседаем низко, как белки, и крадёмся «под лазерами» между деревьев. Главное не вставать в полный рост и шагать аккуратно и медленно, «чтобы нас никто не услышал». Демонстрируем детям шаги на полусогнутых ногах как бы в замедленной съёмке, акцентируясь на полном переносе веса на каждую ногу.
8. Галочки
Разъезды из положения пятки вместе.
Нарисуйте каждому по «галочке» и потом можно спросить – «а кому не хватает?»
А они в этот момент уже все стоят на галочках. Кто-нибудь может догадаться, что не хватает инструктору.
На будущее – разъезды из положения пятки врозь носки вместе.
9. Выпад : Нарисуйте всем по «букве Т». Выпад делаем вдоль «ножки»
10. Лимоны
Рисуем опять же каждому по лимону, по ним катаемся туда-сюда. В центр каждого лимона можно поставить по фишке.
Основная часть.
11. Ёлочка
Нарисуйте прямую линию длиной около 10 м.
Детям нужно делать шажки вдоль этой линии, начиная каждый шаг с неё, «как ветки ёлочки от ствола».
Усложнение ёлочки – “Крадёмся, как партизаны”: в полуприсяде делать шаги без прокручивания колёс, «вдавливая колёса в асфальт»
В будущем можно немного нарушать правила эксплуатации роликов и просить детей намочить колёса в луже, а потом проехать ёлочкой и посмотреть, какие остаются следы, попытаться объяснить им – какие следы правильные и какие нет.
12. Восьмёрка
Нарисуйте рядом два круга диаметром около 4 м так, чтобы они образовывали восьмёрку. По восьмёрке просим детей ездить ёлочкой, а в будущем – самокатом, фонариками.
13. Полуфонарик
Расставьте фишки и нарисуйте на асфальте линии для ориентира. Отметьте фишками или линией место начала разгона.
14. Полуфонарик по кругу
15. Фонарик
Нарисуйте две линии рядом по которым нужно стараться катить ролики. На будущее – можно над одним из фонариков натянуть резиночку, чтобы детям приходилось приседать в этом месте.
16. Огромный фонарик
Стартуем ёлочкой, проезжаем в узкие «ворота», потом нужно объехать перпендикулярный ряд из фишек, в который добавляем фишки с каждым раундом, чтобы фонарик получался шире и шире, – за ним вторые ворота для выезда.
17. Часы
Нарисуйте мелом или фишками два круга диаметром около 6 м на расстоянии 2 м друг от друга. Если детей мало – один круг. Играем по парам. Один ребенок – минутная стрелка, другой – часовая. Они начинают бежать по кругу с 12 и с 6 часов, то есть напротив друг друга (нарисуйте детям стартовые засечки и подпишите к ним цифры). Минутная стрелка старается догнать часовую, а часовая убегает от минутной, одновременно догоняя её. Внутрь круга заступать нельзя. Кого догонят, тот проиграл. Выигравшие проходят в финал. Для выбывших – забег за 3 место. В финальных забегах «стрелки крутятся» в другую сторону.
18. Гараж
Игра для обучения торможению плугом. Гараж – это квадрат из фишек размером метр на метр, на задней стенке фишки стоят плотнее. Разгоняемся от стартовой линии, которая нарисована в 5 м от гаража, фонариками и перед гаражом раскатываем ноги широко, – тянемся к стенкам гаража, – приседаем и сидим «как на стульчике». Это заставит ребёнка оставить вес сзади. Потом можно показать что-то похожее на соул, говорим – «сильнее давим на правую ногу», – и показываем.
19. Туннель
Ставим туннель из двух параллельных рядов фишек на расстоянии около 50 см. Разогнавшись от стартовой линии, проезжаем между стенками туннеля на двух ногах, держа их как можно ближе. Делаем туннель всё Уже и длиннее.
На следующем этапе один из рядов фишек становится длиннее второго на пару метров – и на этом участке нужно поднять один ролик, перенеся вес на второй, и покатиться на одной ноге.
Потом пытаемся проехать весь лабиринт сразу на одной ноге.
Можно также проезжать по такому лабиринту машинкой.
20. Чайники
Кто дольше проедет на одной ноге. Две линии на расстоянии метров 5, от второй едем на одной ноге, между линиями разгоняемся. Отмечаем мелом, кто до куда доехал, смотрим у кого получилось дальше на одной ноге а потом на другой.
21. Стрекозы
Обучение Т-стоп. Нарисуйте «стрекозу»: две параллельные линии на расстоянии 2 м (крылья) и пересекающую их длинную линию (тело). Получается как буква Т с длинной ножкой и двумя «крышечками». Разгоняемся и едем ванфутом по телу, а потом ставим одну ногу сзади поперёк на первое крыло и через два метра останавливаемся у второго.
22. Бенгальские огни
Распределяемся равномерно на большой площадке и по команде каждый разгоняется в хаотичном направлении. По хлопкам инструктора нужно резко затормозить: по одному хлопку – плугом, по двум – Т-стопом.
23. Поворот наклоном и монолайн
Рисуются «рельсы», срастающиеся в одну линию. Линии разного цвета, на них изображаются стрелочки. Детям нужно разогнаться по ёлочке, поставить ролики на рельсы, а потом стараться покатить их одну за другой для поворота. Объясняем: по жёлтой стрелочке нога выходит вперёд другой.
24. Лодочки
«Лодочке нужно переплыть с одного берега реки на другой и не перевернуться». Нужно разогнаться и проехать заданным балансом (хил-тое, домик, на двух пятках, на двух носках, хил-ванвил спиной вперёд X-))) ) от одной линии до другой, как на соревнованиях по прыжкам в длину. Рисуем домик для проехавших. Потом наносим новую финишную линию («наша река выходит из берегов»), увеличивая дистанцию, которую нужно преодолеть в балансе.
25. Челнок
Игра на скорость и торможения. Рисуем две линии на расстоянии 15 м или используем линии разметки для стритбола, которые есть на поклонке, отмечая их конусами. Детям нужно пробежать три раза от линии до линии, сделав два торможения и два разворота и финишировать на противоположной от старта линии.
В этой игре выяснилось, что детям сложно понять эту схему и посчитать, сколько раз они пробежали туда-сюда, поэтому можно начать с проезда туда обратно и усложнять игру, увеличивая количество проездов.
26. Паучки
«Паучки могут бегать по любой поверхности – и по стенам и по потолку, а мы будем бегать по крутой горке». Едем на скорость вверх по крутой горке от одной линии до другой. Всем нужно пробежать несколько раз, поэтому спускаемся сбоку горки поворотами («по змейке») до стартовой линии.
27. Муравьи
Командная эстафета. Делим детей на две команды и рисуем для каждой по «муравейнику». «Охотник рассыпал в лесу зерно (куча фишек, насыпанная на одинаковом расстоянии от муравейников) и в каждый муравейник нужно перетащить как можно больше зерна из этой кучки! Но сколько зёрнышек может одновременно нести каждый муравей? Правильно, одно!» Двое детей стартуют по команде и по правилам эстафеты команды постепенно перетаскивают фишки к себе, пока они не закончатся. Потом подсчитываем, у кого больше. Дистанция до добычи может быть размечена ввиде змейки по дорожке из конусов.
28. Кросс-кантри
Игра на торможения, скорость и преодоление лестниц. Стартуем от парапета музея, забегаем на лестницу, касаемся стены или берём одну из расставленных там фишек и бежим с ней обратно к парапету. На обратном пути перед лестницей придётся затормозить и аккуратно спуститься. Можно играть ввиде командной эстафеты.
29. Вездеходы
Съезжаем с травяной горки и забегаем наверх.
30. Лимбо
Нарисуйте стартовую линию и «домик» для тех, кто не задел резинку и переходит в следующий круг. При демонстрации детям способа проезда под низко натянутой верёвкой показываем «машинку». На выполнение машинки ориентирована игра. Однако у способных гибких детей есть свой, недоступный нам способ проезда – ролики максимально разведены в стороны, колени согнуты и тело почти горизонтально наклонено вперёд. Рекорд такого способа на моей памяти – 35 см.
31. Мячики
Ставим две перпендикулярные движению линии конусов на расстоянии около 4 м. Их нужно последовательно перепрыгивать на небольшой скорости. Между линиями натяните верёвочку, чтобы детям приходилось приседать после приземления. Потом усложняем – резинка натягивается перед первой линией конусов, тогда и перед первым прыжком придётся присесть.
32. Головастики
Отталкиваемся от стенки и едем спиной вперёд на полусогнутых ногах.
Потом усложняем, добавляя в конце машинку спиной вперёд. Можно отмечать, кому до куда удалось доехать.
33. Тяни-толкай
Дети учат друг друга кататься спиной вперёд, разбившись на пары. Они должны упереться ладошки-в ладошки, встав напротив друг друга, и один начинает аккуратно катить второго спиной вперёд. Просим детей быть осторожными друг с другом. Тот, кто катится спиной, должен сильно сгибать ноги и не давать им съезжаться.
При более высоком уровне группы, тяни-толкай можно проводить ввиде соревнований по челночному бегу, чтобы дети по парам катались туда сюда между линиями, не меняясь местами и не разворачиваясь.
В завершение занятия:
34. Волк и овцы
Отчерчиваем поле двумя линиями на расстоянии около 15 м на прямоугольной площадке, ограниченной сбоков, например, газонами. Выбираем водящего – волка. Он выходит на поле. Все остальные – овцы – должны встать в безопасное место за одной из линий. По команде инструктора овцам нужно перебежать на другую сторону поля в безопасную зону за другой линией. Волк старается осалить как можно больше овец. Все осаленные овцы тоже становятся волками и потом вместе ловят перебегающих овец. Выигрывает последняя оставшаяся в живых овца.
35. Морская фигура – замри
Дети должны активно кататься по площадке, по которой расставлены фишки, где всё изрисовано вашими упражнениями, они могут делать что угодно, и по команде “морская фигура замри” – замереть. Если кто-то долго не может замереть – вылетает. И тогда уже он командует в следующий раз.
36. Вышибалы
Обычная игра в вышибалы, но все участники на роликах
37. Сапёры
Найти как можно больше фишек, которые инструктор спрятал на площадке за деревьями, бордюрами. Если бегаешь медленно – фишки заканчиваются, их найдут другие. Две фишки, отличающиеся по цвету, прячем особо тщательно или далеко и объявляем детям, что каждая из них будет считаться, к примеру, за 5 обычных.
38. Колдунчики
Делим детей на две команды:«убегающих» и «догоняющих». Догоняющие салят убегающих и осаленный человек замирает на месте, заколдованный, пока его не рассалит кто-то из его команды. Игра заканчивается, когда все заколдованы. Потом команды меняются ролями. Инструктор засекает время, за которое каждой команде удалось полностью заколдовать другую.
39. Мини-гольф
Для этой игры нужны себовские конусы. Фишки расставляются в ряд или по кругу – у каждого по фишке. Надо аккуратными, но резкими толчками передним колесом пригнать её на «цель» (кружок, нарисованный мелом). Одно касание – один ход, фишку нельзя ронять. Выигрывает тот, кому потребовалось меньше ходов.
Игровые задания и эстафеты:
Цель: воспитать у детей выносливость, быстроту ответной реакции на сигнал, совершенствовать равновесие, укрепить костно-мышечную систему голеностопного сустава.
-
- Игры-упражнения: «Неваляшки», «Найди себе пару», «Тормозим гараж» и др.
- Подвижные игры: «Ловишки», «Собери скорей!», «Зима и лето», «Атомы-молекулы», «Садовник», «Чешские салочки», «Луна и звезды», «Бездомный заяц», «Саперы» и др.
- Игры-состязания: «Гонки парами», «Волшебный след», «Змеелов», «Огромный фонарик», «Тачки» и др.
Тема 1. Мультфильм «Где можно кататься на роликах»
Просмотр и обсуждение мультфильма «Робокар Поли».
Тема 2. Как мне подготовиться к катанию на роликах
Разминка мышц плечевого пояса, голеностопных мышц
Тема 3. Техника падения
В физкультурном зале на мате учимся правильно падать: падать лучше вперед, сначала на колени, затем на ладони. Медленно отрабатываем упражнение.
Тема 4. Правила безопасности
Встреча с инспектором ГИБДД, вспоминаем правила безопасности на дороге и улице, где можно кататься на роликах, подвижная игра «Красный, желтый, зеленый», целевая прогулка по улицам
Тема 5. Правила оказания первой медицинской помощи
Беседа с медсестрой о правилах оказания первой медицинской помощи, дидактическая игра «Первая помощь»
Тема 6. Знакомство с роликами и защитой
Рассматривание комплекта защиты, устройства роликовых коньков, рисование на тему «Ролики – мои друзья»
Тема 7. Техника падения в защите на траве
Как правильно надевать защиту на ладони, локти, колени. Пробуем одеть сами. Вспоминаем технику падения, отрабатываем падение в защите на траве.
Тема 8. Учимся надевать ролики
Надеваем защиту, учимся одевать ролики.
Тема 9. Роллерская стойка
Стойка роллера: ноги чуть расставить, держать параллельно, в полуприседе. Стараемся пройтись по траве вперед, приставным шагом
Тема 10. Техника падения в экипировке, хождение по траве
Надеваем защиту и ролики, вспоминаем технику падения на траве. Ходим по траве в положении роллера, игровые упражнения на равновесие (собрать игрушки с травы и др)
Тема 11. Приседания без экипировки и в ней, умение сохранять баланс
Разминка для рук, приседания без отрыва пяток. Приседания в экипировке около столбика на траве. Пробуем приседать без опоры.
Тема 12. Упражнение «Елочка» без роликов и в них на траве
Делаем упражнение «Елочка» без роликов на траве (шаги Чарли Чаплина), стараемся проделать тоже самое на роликах.
Тема 13. Первые шаги на дорожке, упражнение «Елочка» за руку
Первый переход с травы на дорожку (на траве около бортика в полуприседе поочередно переносить ноги не разгибая на дорожку), держать ребенка за руки. Ребенок старается сделать шаги самостоятельно.
Тема 14. Первые шаги на дорожке, упражнение «Елочка» толкаем сзади
Переход с травы на дорожку, вспоминаем шаги «елочкой», придерживаем и толкаем ребенка сзади.
Тема 15. Техника падения на дорожке
Вспоминаем технику падения, стараемся безопасно упасть на дорожке.
Тема 16. Правильная стойка и движение вперед, элементы отталкивания
Отрабатываем стойку роллера на дорожке, держим равновесие, стараемся, чтоб ноги не разъезжались в стороны. Учимся отталкиваться (как будто асфальт горячий и надо его продавить, чтоб нарисовать линию)
Тема 17. Упражнение без роликов «Мишка», упражнение в экипировке «Трамвай», монолайн
По траве стараемся пройтись, как мишка: на внешней стороне стопы. Надеваем ролики, упражнение «Трамвай»: перешагивание с перекрещиванием ног, попружинить, повторить. Держась за опору рукой, поочередно поднимать ноги, согнутые в колене, производить махи ногой внутрь. Приседать с опорой на внешнее ребро роликов. На дорожке пробуем монолайн: проехать по одной линии (ролики на внешнее ребро ставим, чтоб ноги не разъехались).
Тема 18. Упражнение на траве «Травинка», набор скорости на дорожке
На траве ноги расставить, полуприсед на одну ногу, противоположная рука вперед, другая назад, перепрыгивая, меняем ноги и руки, колышемся как травинка. С помощью этого упражнения на дорожке учимся набирать скорость.
Тема 19. Торможение на роликах
Варианты торможения. Ролики принимают положение Т-образно, делаем выпад вперед, упор на первую ногу, корпус только прямо, тормозим всеми колесами второй ноги.
Тема 20. Упражнение на траве без роликов «Пингвин», упражнение в экипировке «Апельсин»
На траве ходим, как пингвин, ноги ставим то на внутреннюю сторону стопы, о на внешнюю. При поддержке взрослого ставим пятки вместе, носки в роликах под углом 90 градусов, ролики на внутреннее ребро – ноги разъехались, ролики на внешнее ребро – ноги сошлись, проделываем упражнение «Апельсин», «Змейка»
Тема 21. Упражнение на траве в роликах «Поворот», техника поворота
На траве рядом со стеной, забором, столбом ноги поставить друг за другом, руки повторяют положения ног, резкий разворот рук на 180 и падение на стену, забор, столб с опорой на руки. На дорожке поворачиваем вокруг взрослого сначала с его помощью. Пробуем самостоятельно.
Тема 22. Техника спуска с горки
Спускаться только с небольшой горки, помня о технике падения. Встать, ноги в полуприседе, наклониться, локти упереть в бедро
Тема 23. Эстафета «Самый ловкий»
Устроить эстафету с элементами поворота, змейки, торможения
Тема 24. Свободное катание
Тема 25. Квест-игра по ПДД «Помоги зайчихе найти зайчонка»
В случае плохой погоды практические занятия переносятся в спортивный зал, либо планируются теоретические занятия в группе.
4.Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
-набор плакатов «Дорожные знаки»
-плакаты для родителей «Безопасность на дороге»
-настольная игра «Внимание дорога»
-обучающие карточки «Уроки безопасности», «Азбука безопасности для детей»
-А.Усачев «Правила дорожного движения»
-Учебник катания на роликах www.youtube.com/watch?v=Rwa8vv_3Miw
-Ролики детям www.youtube.com/watch?v=0ZZjNHD8TSc
-Как научить ребенка кататься на роликах. Мамина школа www.youtube.com/watch?v=820zzrjsAo0
-дорожные знаки
-спортивный зал
-территория ДОУ
Информационное обеспечение:
-обзор аналитической информации
-оформление стенда для родителей «Безопасность ребенка на роликах»
-разработка занятий, конкурсов, игр, бесед с детьми, консультаций для родителей
-фото и видеотека
Основные методы, используемые для реализации программы:
-изучение правил дорожного движения
-встречи с инспектором ГИБДД
-беседы с медсестрой
-проведение практических занятий по обучению катанию на роликах
-проведение игр, соревнований, конкурсов, просмотр мультфильмов
5.Литература
– www.youtube.com/watch?v=Rwa8vv_3Miw
-www.youtube.com/watch?v=0ZZjNHD8TSc
-www.youtube.com/watch?v=820zzrjsAo0
-https://www.youtube.com/playlist?list=PL0q4KTranfnjZsXCS7b5eAUjP3MuGv4M9
-О.А.Князева «Безопасность детей дошкольного возраста»
-Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора»
-Э.Я.Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»
– Вавилова А.В., Давыдов И.М.: Обучение катанию на роликах Учебн. пособие для ин-тов Ф.К. –М., -2009. –224 с.
– Пивоваров Н.А. Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры – Изд. доп. /Под ред .–М.А Носов –2009. -344 с.
– Геллер Е.М. Подвижные игры на роликах. –Мн. –2010. –145 с.
Приложение 1
Консультация для родителей
Безопасность ребенка при любых занятиях спортом – это самое главное. Но если он сопротивляется и не хочет надевать шлем и наколенники, лучше отказаться от спортивных занятий вообще, чем потом лечить травмы. Или все-таки убедить его в необходимости защитных мер.
К защите надо отнестись серьезно и не только из-за возможных травм, но и потому что после первых же приземлений ребенок вообще может отказаться кататься! Хотя есть нюансы: в первые дни катания, когда вы в основном водите ребенка за руку, можно обойтись без комплекта защиты.
Более того: в самом начале защита может мешать, сковывать движения. Но когда ребенок уже почувствовал вкус к катанию, его надо экипировать!
«Нет шлема – нет роликов!» – это первое, что вы должны сказать малышу. Чтобы шлем защищал голову, как надо, его нужно мерить, ведь форма головы индивидуальна и какие-то модели будут лучше и крепче сидеть на голове. В шлеме ребенок сможет кататься на велосипеде.
А вот комплект защиты вы можете купить и заочно, ориентируясь на возраст или рост ребенка. Можно, кстати, купить две пары самых маленьких налокотников, одна пара будет использоваться по назначению, вторая – послужит наколенниками.
Защитные шорты предохраняют копчик от ушибов (начиная кататься, дети часто падают назад). Но найти в продаже маленький размер очень трудно. Однако, если внимательно изучить «устройство» фирменных шорт большого размера, то можно самим смастерить аналогичные.
Потребуются:
-две пары трикотажных штанишек, которые малышу чуть-чуть велики,
– накладки из туристического коврика, часа два работы.
Сохраним вместе здоровье детей!
Приложение 2
Квест-игра
«Помоги зайчихе найти зайчонка»
Цель: Создать условия для закрепления и практического применения навыка катания на роликах посредством игровой деятельности.
Задачи:
-Закрепить знания детей о дорожных знаках, о назначении светофора и его сигналах, закрепить знания детей по правилам безопасного поведения в окружающем мире
-Формировать у воспитанников навыки уверенного катания на роликах, закрепить элементы движения прямо вперед, движение змейкой, торможение, отталкивание, поворот, умение сохранять равновесие
-Развивать умение взаимодействовать в команде, коммуникативность
Материалы и оборудование:
-макет светофора
-загадки о знаках дорожного движения
-нарисованный пешеходный переход
-игрушки, включая зайчика
-костюм сотрудника ГИБДД
-костюм зайца
Место проведения – дорожка вокруг детского сада (асфальт)
Ход игры:
Дети выходят на прогулку и занятия на роликах.
У выхода плачет герой, одетый зайцем:
-Ой, ой, ой! Мой зайчик пропал,
Куда убежал?
Возможно сейчас он
попал под трамвай!
Он правил не знает,
Он их нарушает!
Вы ездите ловко,
Скорее помогите его отыскать!
Дети: Поможем! Где его видели последний раз?
Зайчиха: Вон сторож стоит у калитки, он вам расскажет.
Квест 1. Сторож: Я разрешу вам отправиться на поиски, только если вы ответите на мои вопросы. Что было все в порядке отгадай-ка загадки: если «да» кричите дружно «Это я, это я, это все мои друзья!», если будет «нет» ответ, все молчите вы в ответ:
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто бежит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Дети молчат)
Знает кто, что свет зелёный означает:
По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик? (Дети молчат)
Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Квест 2. Сторож: Молодцы! Все справились, тогда запоминайте ваш путь: объехать змейкой фишки, расставленные на дорожке, в конце будут стоять разные знаки, вам надо найти знак «Пешеходный переход», тогда узнаете, куда двигаться дальше.
Квест 3. Около знака «Пешеходный переход» появляется сотрудник ГИБДД: Я вижу, что один знак вы знаете точно, а знаете ли другие?
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)
Шли из сада мы домой,
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет!
(«Велосипедная дорожка»)
Вот кружок с каемкой красной,
А внутри рисунка нет.
Может, девушки прекрасной
Должен быть внутри портрет?
Круг пустой зимой и летом,
Как же знак зовется этот?
(«Движение запрещено»)
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить запрещено!
(«Движение пешеходов запрещено»)
В треугольнике — два братца
Все куда-то мчатся, мчатся.
Самый важный знак на свете —
Это просто рядом … («Дети»)
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно.
(«Пешеходная дорожка»)
Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит…
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
(«Пешеходный переход»)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
(«Дорожные работы»)
Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти.
Какой?
(«Пункт первой медицинской помощи»)
Молодцы! Загадки отгадали, слушайте, куда вам дальше двигаться:
Квест 4. Чтоб не сбиться вам с пути-
Светофор скорей найди!
А к светофору приведет
Пешеходный переход!
Задание: проехать по пешеходному переходу как можно дальше, для этого сильно и правильно оттолкнуться.
Квест 5. На светофоре записка: На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Задание: за светофором на дорожке лежат игрушки, надо подъехать, поднять одну, не упав, проехать дорожку.
Квест 6. В конце дорожки около прогулочной площадки стоит воспитатель: Спасибо, ребята, что нашли наши потерянные игрушки. К нам на участок забрел зайчик, он плачет, он убежал от мамы и потерялся. Где же теперь искать его маму?
Дети: Мы знаем, где она, мы сами ищем этого зайчонка и поможем ему вернуться к маме.
Инструктор по ф/к: Вы быстрее доберетесь, если сможете правильно проехать поворот направо. Счастливого пути.
Задание: проехать прямо повернуть направо по дорожке, там уже встречает зайчиха.
Зайчиха: Спасибо, ребята, за помощь!