Маркелова Елена Егоровна, Ревенко Марина Юрьевна
воспитатели
МБДОУ “Детский сад №2” г.Лениногорска МО “ЛМР” РТ”
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………3
Постановка проблемы……………………………………………………………….3
Актуальность проблемы ……………………………………………………………4
Цель и задачи проекта ………………………………………………………………6
Планируемые результаты проекта …………………………………………………7
Этапы реализации проекта …………………………………………………………7
План мероприятий по реализации проекта ………………………………………..8
Описание работы над проектом …………………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………………………… 10
Библиографический список используемых источников …………………………11
Приложение №1. Фоторепортаж о работе с детьми в процессе проектной
деятельности ……………………………………………………………………….. 13
Приложение№2. Консультация для родителей…………………………………. 19
Приложение№2. Анкета для родителей №1 ……………………………………. 22
Приложение №4. Консультация для педагогов………………………………….. 24
Приложение№5. Анкета для педагогов …………………………………….…… 25
Приложение №6. Методические рекомендации по организации
познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ…………………….…. 27
Приложение №7. Презентация моно проекта на тему:
« Камень, ножницы, бумага».
Введение
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем
Мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек
жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться
к тому, что он узнал”
(В. А. Сухомлинский)
Постановка проблемы.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что важной задачей образовательного процесса считается целенаправленное развитие у воспитанников самостоятельности мышления, способности самим заниматься познавательно – исследовательской деятельностью.
Указанный документ ставит перед педагогами задачу внедрения в воспитательно-образовательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательно – исследовательской деятельности воспитанников, что определяет актуальность данного проекта.
И как уже доказано наукой, наиболее сензитивным периодом развития личности, ее личностных качеств является дошкольный возраст. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для формирования познавательной деятельности, ребенок – исследователь, проявляя интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения к данной проблеме. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. ФГОС ДО в качестве одного из основных принципов дошкольного образования рассматривает “…формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности”. [11, гл.1, п.1.4]. Согласно ФГОС ДО “…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),” [11, гл.2, п.2.6].
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И. З. Озёрский, В. Б. Бондаревский, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и поисково-исследовательской деятельности теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения воспитанников, описывает рациональные методы развития их мышления.
Таким образом, поисково-исследовательская деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности воспитанника, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности, а также развитию одаренности детей.
В образовательной деятельности для активизации исследовательской деятельности необходимо использовать развивающие игры, в процессе которых воспитанники прививаются первые навыки самостоятельности в процессе изучения той или иной темы. Увлекшись занимательной игрой, дети с удовольствием продолжают исследовательскую работу и тогда можно увидеть первые результаты и первые проявления индивидуальных способностей.
Актуальность проблемы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
К.Е.Тимирязев.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
Познавательно-исследовательская деятельность – это активность воспитанника, направленная на: постижение устройства предметов и объектов; установление закономерностей и причинно-следственных связей между явления окружающего мира, в т.ч. социального; упорядочение и систематизация полученных знаний.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Актуальность разработки проекта обоснована:
1. Федеральным законом от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказом МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
3. Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
4. Конвенцией ООН о правах ребенка
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации»
6. Примерной общеобразовательной программой под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
7. Уставом МБДОУ “Детский сад № 2 г. Лениногорска” МО “ЛМР” РТ
Цель проекта. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию явлений окружающего мира через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- Формирование первичных представлений о свойствах камня, металла, бумаги и их значении в жизни человека.
- Формирование у детей познавательной инициативы, умения сравнивать (различать и объединять) объекты и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
- Развитие интереса к окружающему миру, мыслительных способностей, речевых навыков, словарного запаса.
- Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности
- Воспитание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации.
Целевая группа проекта: педагог, воспитанники средней группы МБДОУ “Детский сад № 2 г. Лениногорска” МО “ЛМР” РТ, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный, октябрь 2022.
Место реализации проекта: МБДОУ “Детский сад № 2 г. Лениногорска” МО “ЛМР” РТ
Планируемые результаты реализации проекта
В результате работы над проектом:
- у авторов проекта сформирована готовность разрабатывать и реализовывать другие проекты.
- у детей сформированы:
- умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях;
- достаточный уровень познавательной активности;
- уверенность в себе, творческие предпосылки;
- память;
- мышление, начальная способность к размышлениям, умение делать простейшие умозаключения.
- интерес к окружающей действительности.
- У родителей воспитанников сформирована готовность к совместной деятельности.
Этапы реализации проекта
1. Организационный (вводный). 1 неделя октября 2022 г.
Сбор необходимого научно-методического материала: изучение нормативно-правовых документов; анализ содержания нормативно-правовых документов; разработка проекта; составление плана мероприятий.
2. Основной. 2-4 неделя октябрь 2022 г.
Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.
3. Заключительный. 5 неделя октября 2022 г.
Подведение итогов, определение эффективности проекта, корректировка планов на будущее.
План мероприятий по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Ответственный |
1 |
Изучение нормативно-правовых документов |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
2 |
Сбор необходимого научно-методического материала |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
3 |
Анализ содержания нормативно-правовых документов |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
4 |
Разработка плана мероприятий |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
5 |
Обозначение сроков реализаций |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
6 |
Беседы с детьми на темы: «Где живут камни?», «Какую пользу приносит бумага, железо?» и т.д. |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
7 |
Чтение рассказов, сказок, стихотворений познавательного характера. |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
8 |
Проведение дидактических и подвижных игр познавательного характера. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
|
9 |
Проведение опытов с водой (тонет – не тонет: камень, металл, бумага). |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
10 |
Рассматривание на прогулке объектов живой и неживой природы. |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
11 |
Совместная деятельность с детьми в эксперементальном уголке. |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
12 |
Консультация для родителей на тему: “Детское эксперименти-рование” |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
13 |
Консультирование и информирование родителей в социальной сети “В контакте” (группа “Детский сад Аленушка”) по теме “Организация и проведение опытов в детском саду и дома”. |
8-26 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
14 |
Проведение совместной деятельности детей и родителей по экспериментированию “Камень, ножницы, бумага” |
1-5 октября 2022г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
15 |
Подведение итогов |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
16 |
Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее |
1-5 октября 2022 г. |
Воспитатели: Маркелова Е.Е. Ревенко М.Ю. |
Описание этапов работы над проектом
Работа над проектом проводилась в соответствии с поэтапным планом мероприятий. В работе с детьми использовались следующие приемы: беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментальная деятельность, образовательная деятельность в форме игровой деятельности. В результате проведенной работы дети ознакомились со свойствами бумаги, камня и металла. Узнали о значении их в жизни людей.
Параллельно работе с детьми велась работа с родителями: анкетирование, консультирование в родительском уголке, советы по организации опытнической деятельности с детьми в домашних условиях, печатались консультации в группе «Детский сад «Аленушка», в социальной сети «В контакте». Там же выставлялись фотографии проектной деятельности с детьми в детском саду.
Результатом проектной деятельности стало совместное мероприятие родителей с детьми по экспериментальной деятельности на тему: « Камень, ножницы, бумага».
Заключение
Проектная деятельность проводилась в течение месяца, в точном соответствии с планом работы. Все запланированные мероприятия были проведены. Цель достигнута, задачи выполнены. Дети узнали о свойствах бумаги, камня, металла.
Значении для всего живого, научились сравнивать объекты и явления, научились устанавливать простейшие связи и отношения между ними. В процессе работы над проектом у детей увеличился словарный запас, дети во время проведения экспериментов отвечали на вопросы, рассказывали об увиденном. Участвуя в наблюдениях, исследовательской деятельности, дети испытывали радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы в соответствии с их возрастными особенностями.
Родители воспитанников были заинтересованы проблемой познавательного развития детей средствами исследовательской деятельности, проводили опыты с водой, камнями и металлом в домашних условиях, о чем дети с удовольствием рассказывали во время общения с воспитателями.
Таким образом, достигнуты планируемые результаты реализации проекта. Разработаны направления дальнейшей работы по данному направлению:
- пополнение уголка исследовательской деятельности разнообразными пособиями, материалами;
- разработка рабочей программы кружка по организации и проведению исследовательской деятельности для детей 4-5 лет;
- организация работы по направлению «Организация экспериментальной деятельности с детьми 4-5 лет».
В приложениях к проектной деятельности содержится: фоторепортаж о совместной деятельности педагога с детьми (приложение №1), консультация для родителей, анкеты для родителей (приложение №2), консультация для педагогов, анкета для педагогов (приложение №3), методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ (приложение №4) .
Библиографический список используемых источников
Основная литература:
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 136 с.
- Веракса Н. Е Развитие ребенка в дошкольном детстве: Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.-204 с.
- Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир: методическое пособие/О.Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез,2010.- 164с.
- Жуйкова Т. П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Т. П. Жуйкова, К. А. Шустрова // Молодой ученый.- 2015. -№8.- С. 921-924.
- Комарова Т. С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: методическое пособие/Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 210с.
- Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников: из опыта работы / Е.В. Лосева.- ИД “Детство-Пресс,2013.- 128 с.
Левшина Н.И., Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников /Н.И.Левшина, М.Е.Абричкина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.-С. 49-53
- Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации / Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Издательство:Учитель, 2013. – 333 с.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» » / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3 изд-е, испр. и доп. 2016 .– с.368.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации» / Под общ. ред. Л.Н Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 64 с.
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. ФГОС: Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит/Л.В.Рыжова. – ИД “Детство-Пресс, 2014. – 204 с.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду/Программа и методические рекомендации /О.А.Соломенникова.- М.:Мозаика-Синтез, 2010.-112с.
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. ФГОС. 978-5-89814-402-
- Г.П.Тугушева, А.Е. Чистякова. Производитель: ИД “Детство-Пресс, 2013.-128 с.
Дополнительная литература:
- Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации .поисковой деятельности детей дошкольного возраста /О.В.Дыбина, М: Торговый Центр, 2010. – 57с.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, М:Творческий центр «Сфера», 2012.-192с.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой: Пособие для воспитателей и родителей дошкольников/С.Н.Николаева. -М.: Просвешение, 2005. – 144с
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка:Методическое пособие/ Н.А.Рыжова. М:Творческий центр «Сфера», 2010.-31с.
- Рыжова Н. А. Волшебница вода: Методическое пособие/Н.А.Рыжова. М:Творческий центр «Сфера», 2010.-31с.
Интернет-источники:
- Детский портал “Интернетёнок” http://internetenok.narod.ru/
- Детский портал “Почемучка” http://pochemu4ka.ru/
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Детский портал “Теремок” http://teremoc.ru/
- Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
- Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Приложение №1
Фоторепортаж о работе с детьми в процессе проектной деятельности
- Организация и проведение бесед с детьми
2.Чтение художественной литературы
3.Рассматривание иллюстраций и объектов природы
4.Игровая деятельность в рамках моно проекта «Камень, ножницы, бумага»
- Экспериментальная деятельность
Приложение №1
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
С младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и эксперименты, дети познают мир через собственные ощущения. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Задача педагога и родителей – не пресекать исследовательскую деятельность – а наоборот, помогать ее развитию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Так же огромную роль в развитии интереса к опытно – экспериментальной деятельности детей оказывает и семья.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
– морская соль
– пена для ванны
– кусочки мыла.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем вас, родители, к активной помощи. Рекомендуем вам проводить несложные опыты и эксперименты дома. Для этого подготовлены памятки-буклеты, с описанием необычных опытов, например, это такие опыты – эксперименты, как «Вулкан», «Цвет в молоке»….
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю провести один из этих экспериментов, а затем дома повторить их вместе со своими детьми.
Проведение эксперимента “Подводная лодка”
Материал: 3 банки: две пол-литровые и одну литровую, яйцо, соль.
Процесс: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0, 5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Итог: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. А теперь, подливая соленую воду, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть.
Часто нам дети задают различные вопросы, давайте же на них ответим!
Вопросы:
Можно ли удариться о воду?
Почему стучит крышка у чайника?
Можно ли в решете унести воду?
Почему запотевают окна?
Зачем нужен горб верблюду? И т. д.
Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата и поможет осознать процесс деятельности). Распросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Приложение №2
Анкета для родителей №1
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________
8. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
9. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Анкета для родителей №2
«Играем или экспериментируем»
- Знаете ли Вы, что в группе занимаются вопросами опытно – экспериментальной деятельности? ______________________________________
2. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию? ________________________________________________
3. В чем это проявляется? Пытается экспериментировать самостоятельно?
Просит Вас принять участие в экспериментах?____________________________
4. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности дома? ___________________________________________________
5. В чем это проявляется? Беседовали с ребенком о том, что его интересует.
• Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
• Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
• Сажаете деревья.
• Охраняете природу.
6. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать? _______________________________________________________
7. Сами любите ли природу? ___________________________________________
8. О чём хотели бы спросить воспитателя? ________________________________
Анкета для родителей №2
Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.
Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
Спасибо!
Приложение №3
«Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,−писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, взрослому необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию у нас в групповой комнате создан уголок экспериментирования.
В младшем дошкольном возрасте – это манипулятивный центр, в котором используются разные материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.
Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.
Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Приложение №4
Анкета для педагогов
Анкета для воспитателей включает в себя 8 вопросов. Первые три вопроса направлены на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включают изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8 и 9) изучают особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.
Анкета для воспитателей:
1. Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие? ____________________________________
2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?
_________________________________________________________________
3. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)? _________________________________________________________
4. Если продуктивная, то, что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):
запреты со стороны взрослого;
сниженность познавательных интересов детей;
неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;
другие причины (что именно?).
5. Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):
проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
другие методы (какие именно?).
6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?____________________
7. Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?__________________________________________________
8. В чем особенности детей разного уровня?___________________________
Спасибо!
Приложение №5
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Цель и задачи познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Цель организации состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
- Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
- Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
- Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
- Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
- В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.
- Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
- Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
- Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
- ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Этапы исследовательской деятельности дошкольников
- Постановка проблемы
- Целеполагание
- Выдвижение гипотез
- Проверка гипотезы
- Анализ полученного результата
- Формулирование выводов
Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
- Поисково-исследовательская
- Учебно-познавательная
- Познавательно-практическая
- Предметно-исследовательская
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Занятия по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.
Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
- Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
- умение формулировать проблемы воспитанниками;
- грамотное формулирование вопросов;
- построение алгоритма действий для решения проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор способов исследования;
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду
Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:
- Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
- Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.